Бедуины в древнем городе Петра, и можно ли там ночевать туристу.

В предыдущей статье про древний город Петра рассказывалось о нём в общих чертах (и из чего сей город состоит), о цене билета для интуристов, о получении мной значительной скидки за вход в Петру и о музее при главном входе.

Вид на центральную часть древнего города Петра

Видок с одной из окружающих скал на центральную часть древнего города Петра (видно главную колоннадную улицу и остатки большого храма слева от неё)… В предыдущей статье был подобный снимок центральной части Петры, но только с противоположной скалы. По окрестностям — высеченные в скалах гробницы и храмы.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Ночёвки в Петре — можно ли это делать туристу?
    • И где же ночуют «нормальные» туристы.
  • Бедуины, ныне живущие в Петре.
  • О потенциальных проходах в Петру «сбоку и сзади».

Ночёвки в Петре

В Петре было проведено даже не 5 дней (на которые мне выписали специальный билет), а целых 6. Можно было бы и пятью ограничиться, однако, там тоже много красивых пейзажей (похожих на Вади Рам, но уступающих тому по сногсшибательной красоте), и хотелось как можно больше посмотреть и насладиться.

Из тех 5 ночей две были проведены в прилегающем посёлке Вади Муса (одну в кафе на стульях разрешили спать, и другую ещё где-то, всего не упомнишь) — надо было через день возвращаться в село за продуктами.
И ещё 3 ночи проведены на территории «Археологического парка Петра», что вообще-то туристам делать запрещено. Даже гражданам Иордании, посещающим Петру, запрещено там ночевать, ибо это «особый памятник культуры».

Закат в Петре

Один раз я встретил закат в Петре на вершине одной из многочисленных скал. Поскольку я уже знал о месте своего ночлега (а он был в 20 минутах ходьбы от сего места), то не торопился спускаться.

Всем туристам (и иорданцам тоже) дозволено спать в отелях и хостелах в прилегающем посёлке Вади Муса (Wadi Мusa) или в соседних поселениях. Вади Муса и древний город Петра соприкасаются друг с другом… Наверно, можно ночевать в своей палатке где-то на окраине посёлка (но никак не на территории Петры!).

Вади Муса очень разросся благодаря туристам и обогатился за счёт них. Понастроили множество гостиниц, ресторанов, магазинов (в том числе, и сувенирных). Палаточные кемпинги тоже есть на окраинах оных посёлков. Тут заправляют ими бедуины. Палатки — это их стезя.

мавзолей Al Deir в древнем городе Петра

В древнем городе Петра на одной из очередных скал — очередной огромный монумент-мавзолей под названием Al Deir (с арабского переводящийся как «Большой монастырь» — так окрестили его арабы).

Ночлег в самой Петре был найден без особых проблем в двух разных местах (в одном из них провёл 2 ночи), и обошлось без особых хлопот. Правда, в последнюю ночь соседствующие в 150 метрах бедуины (ну живут они там в своей пещере) заметили-таки пришельца (светящего фонарём в темноте) и заявились посмотреть на подозрительный субъект.

Только заснул, как они пришли и разбудили светом своего фонаря, но поскольку они уже накануне ранее видели пришельца (и даже в своём доме угощали кое-чем), то мы легко узнали друг друга, и нам общаться-изъясняться уже было легче. Правда, они на плохом английском спрашивали «Зачем тут? Зачем никого из нас не известил?».

Стали куда-то звонить, потом дали трубку иностранцу и на том конце провода был англо-говорящий человек. По его словам, он живёт в своей палатке-доме в 500 метрах, и является тут типа «старшим по территории»… Мы обменялись несколькими фразами, и он вроде бы, успокоился. Через 10 минут всё устаканилось, хотя и были некоторые шансы, что они позовут полицию или официальных охранников. Но нет, в итоге пронесло, слава Аллаху.

На следующее утро мы случайно на дороге встретились с тем «старшим по территории», причём, он сразу понял, что перед ним тот самый «особый турист»… «Старшина» посмотрел на билет, увидел, что 5 дней по билету кончилось, и сегодня уже пошёл шестой. Но сказал, что всё нормально, и без проблем разрешил продолжить исследование местности (такой специальный билет подразумевает, что его владелец, видимо, какой-то исследователь, а не стандартный турист).

А уже вечером того же дня был окончательный мой выход из Петры (хотя, я бы туда ещё с удовольствием вернулся). Ну а потом предстояло перейти в подобное место с названием Малая Петра.

"Ворота" на гору Umm al-Biyara

Эти «Ворота» (разумеется, вырезанные прямо в этой скале) ведут на очередную гору/скалу, называемую Umm al-Biyara (на территории древнего города Петра).

Мозаика в древней церкви в Петре

Мозаика напольная в этой церкви в Петре (точнее, от церкви окромя пола с мозаикой почти больше ничего не осталось, а над всем этим поставили навес для защиты от ветров и редких дождей-снегов)… Это лишь один из фрагментов сохранившейся мозаики на том полу.

Живущие в Петре бедуины

Как вы уже поняли, на территории Петры в тех же некоторых пещерах (или построенных домах, вытесанных в скалах) до сих пор живут бедуины, обычно семьями. Обычно имеют коз, которые ежедневно пасутся не очень далеко от исторических развалин и гробниц. Пасутся иногда сами по себе (в отличие от баранов/овец они достаточно умны), а иногда с пастухом.

Некоторые бедуины мужского пола работают в самой Петре. Иногда официально, а иногда и неофициально (подрабатывая гидами, продажей сувениров, предложением услуги покататься по Петре на их осле/ишаке).

Секрет бедуинских глаз

Надпись на плакате переводится как «Секрет бедуинских глаз». И там же справа подпись — где буква «I» — «бесплатная информация»… Это обнаружено у одного из сувенирных лотков, что кучкуются близ одного из многочисленных гробничных комплексов в Петре.

Хозяин того лотка любезно поведал о секрете красоты глаз его родичей. Итак, бедуины используют молоко верблюдов, а также порой и мочу (в основном молодых верблюдов). Так что, не только слюной верблюды полезны, но и некоторыми другими жидкостями из своего тела.

Бедуины — это родственный арабам народ. Да почти арабы, только вот живущие в пустыне (много веков). А арабы живут в городах и сёлах (в связи с этим, у этих двух народностей чуток разные обычаи и традиции, но всё-таки и много схожего)… Правда, в наши времена многие бедуины перебираются в город и становятся городскими. Сами иорданские бедуины считают, что в 4-миллионном Аммане (столица Иордании) половина населения — бедуины.

Близ Петры бедуины моют козу

Близ Петры бедуины моют козу. Они специально сюда (км где-то за 5-10) приехали на джипе и привезли несколько коз… Моют в этом бассейне, выдолбленном лет 1500-2000 назад.

Бедуины (и их предки) тут в Петре жили веками и правительство им позволяет продолжать это делать. В этом случае бедуины являются даже как бы охранниками территории Петры и при проникновении безбилетного пассажира могут стукануть в полицию. Хотя, могут и не стукануть… Могут даже у себя в пещере разрешить/предложить ночевать (как рассказывали встреченные в других местах туристы, они ночевали у бедуинов в Петре).

Особенно, одиночно живущие молодые парни сами предлагают ночевать в их пещерах. Предлагают обычно бесплатно (довелось получить пару подобных предложений), но говорят, что вечером надо будет скинуться деньгами на ужин, который «будет потом доставлен из села». Вероятно, что хотят за ужин около 5$ и не меньше. И это и будет как бы платой за ночлег.

Проверить это не удалось, ибо не очень хотелось проводить время в накуренном месте рядом с людьми, от коих легко можно ждать неожиданных странных шуток и не очень понятного поведения (как показала жизненная практика за предыдущие 5 месяцев жизни в арабском мире — например, в оной статье про врунов арабов, и особенно египтян, хотя конечно, не каждый бедуин или араб такой).
Оно, конечно, порой достаточно интересно иметь такой опыт, но не хотелось тратить на всё это время. Проще там было найти местечко без людей и ихних глаз.

 разноцветные пещеры и гробницы в Петре

Многие пещеры и гробницы в Петре имеют такие прекрасные внутренние образы. Благодаря своеобразной гелогии. В некоторых таких пещерах и живут бедуины.

О потенциальных проходах в Петру «сбоку и сзади»

В Петру есть один главный официальный вход — из посёлка Вади Муса (Wadi Musa), где близ входа находятся музей, билетная касса, куча ресторанов и сувенирных лавок. В самом посёлке Вади Муса (да это почти что город) много отелей и прочих туристических заведений.
Есть ещё один официальный вход в Петру — из села Ум Сайхум (Uum Sayhoun, находящийся к с-з км 3-4 от Вади Муса), но там проходят лишь 2-3% посетителей. Видимо, из тех, что живут в этом посёлке в отелях.

Поскольку билет в Петру очень дорог, то многие мечтают попасть туда без билета, обойдя с другой стороны. Это, конечно, сделать можно, но надо быть крайне осторожным, ибо обитающие в окрестностях бедуины могут настучать… Заборов и каких-либо ограждений там вокруг Петры практически нет (на 2015 год), и пока не предвидится их появление.

  • Зайти в Петру можно с нескольких сторон:
  • С южной стороны (со стороны дороги Петра-Акаба).
  • С восточной стороны (с дороги Wadi Musa — Uum Sayhoun, и это пожалуй, самая популярная сторона для безбилетного захода).
  • С северной стороны (со стороны Малой Петры).
  • Ну и, наверно, с западной стороны (но там топать надо долго, ибо дорог почти нет, окромя козьих и пастушечьих троп, и там более низменная территория).
На скале над древним городом Петра

На одной из скал в древнем городе Петра… Вид вниз на группу гробниц, вырезанных в скалах 2000 лет назад… Поодаль — современное село Uum Sayhoun, со стороны коего, пожалуй, шпионы чаще всего заходят в Петру без билета.

Повторюсь, что можно легко наткнуться на какого-нибудь работника Петры или просто на местного бедуина, которые могут настучать (и будут, конечно, по-своему правы, ибо закон надо уважать, хотя бы иногда).

С другой стороны, если вас застукают, то можно отбрехаться, что типа «Пейзажи тут очень прекрасны, и я просто гуляю, любуясь красотами. И не знал, что уже зашёл на территорию Петры»… А пейзажи действительно прекрасны… И если бы не находящийся в 100 км к югу заповедник Вади Рам (который, безусловно, имеет более впечатляющие ландшафты и где я провёл в сумме 21 день), то я бы окрестностям Петры посвятил бы больше времени, чем те 9 дней, которые провёл в Петре и близ неё.

Кафетерий в Петре над обрывом

Вокруг Петры есть несколько таких кафетериев над обрывом, где за чашкой чая/кофе можно релакснуть и полюбоваться на красивые виды вокруг.


Далее можно почитать про Малую Петру, куда состоялся переход после главной Петры.

Все мои фотки из Петры можно посмотреть, начиная с оной фотографии. Почти к каждой фотографии имеются комментарии-описания.

Это была одна из статей раздела «Арабские страны».

12 комментариев

  1. А где живут обычные туристы, купившие билет в Петру на несколько дней, если в самой Петре жить нельзя?

    1. Туристы могут спать в гостиницах в прилегающем посёлке Вади Муса и соседних сёлах. А также в кемпингах на окраинах оных поселений. Я об этом сейчас уже дописал в статье.

    2. В Петру можно вообще на дневную экскурсию из израильского Эйлата съездить. Получится не так глубоко, как у Станко, но все основное увидите.

    1. Конечно))) далеко не раз мне доводилось спать на стульях в каких-нибудь кафе-ресторанах и офисах-кабинетах. Если стулья стоят в ряд и плотно друг к другу, то это не так уж и проблемно. Бывает даже и мягко, если у стульев сидушка тряпичного свойства.
      А ещё неоднократно спал на столах — в других кафе и офисах.

      Вообще же, спать на жёстком полезнее, чем на очень мягком и пушистом. Ибо на жёстком ложе при положении спиной вниз позвоночник сам будет занимать правильную позу, которая аналогична правильной осанке в положении сидя или стоя.

  2. Когда готовилась к поездке на Мачу-Пикчу, встречались инструкции, как попасть на территорию древнего города бесплатно. Но площадь Петры намного больше, поэтому не понимаю, как можно здесь уследить за всеми входами-выходами!

    1. А не обязательно ставить везде охранников. Достаточно самим бедуинам быть бдительными. Поскольку они там живут и работают, то им виднее, кто откуда идёт. Иногда даже по походке и скорости поворота головы можно определить человека — нарушитель он или нет. Конечно, всё это с опытом приходит.
      Особенно мастера в этом деле израильские сотрудники на израильских пограничных пунктах пропуска — аэропорт, например — но их этому ремеслу специально обучают.

      А уж если спросить у любого туриста, проходящего недалеко от границы территории древнего города, не соизволит ли тот показать билет, то тут совсем всё сразу станет ясно. Я просто знаю всё это не понаслышке.

  3. Я, конечно, не объективна, но для меня самое крутое в Петре – вид Сокровищницы из каньона Siq рано утром, до толп туристов. Пытаться пробраться бесплатно – вот это самое крутое пропустить 🙁

    1. Так ведь если залезть с другой стороны, то можно и до толп туристов успеть пройти в Siq. Толпы начинаются примерно часов с 9-10. А вход в Петру открывается часов в 7.00 (а может быть, даже и с рассвета). Тут главное при заброске через чёрный вход не попасться, ибо бедуины или сотрудники могут подумать типа «А чего это он тут так рано оказался, как успел от входа пройти до сюда?».

  4. а какие особые традиции у бедуинов? Я слышала про 2 чашки кофе для гостя. Или это все байки для туристов?

    1. Вот именно про «2 чашки кофе для гостя» ни разу не слышал. В самой Петре в гостях у бедуинов я был лишь пару раз (без ночёвок), но больше с бедуинами пообщался в заповеднике Вади Рам и в Египте. Да, кофе гостю зачастую они наливают, но почему именно «2 чашки», не знаю, честно говоря. Если я хочу ещё попить чашку, я просто скажу это, и мне дольют, если кофе останется ещё.
      Вам это кто сказал — сами бедуины?

  5. Прекрасная история, Станко! Никогда не был в арабских странах. В связи с неплохим знанием испанского, всё больше тянет в мир Латинской Америки, но в Петру нужно будет обязательно съездить! Спсибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *