По горам южного Дагестана. Районы Кубачи, Тпиг, Курах, Ахты, полицейские проверки в них и свадьбы.

В предыдущей статье описывались следующие моменты — Гунибский район и интересные исторические сёла Корода, Чох, Согратль, красивое Карадахское ущелье и встреча с местным авторитетом.

  • Содержание этой «горной» повести:
  • Кубачи и местная свадьба
  • Кала Корейш.
  • Поимка в селе Амух и доставка в РОВД в Тпиг.
  • Огромное количество языков и диалектов в Дагестане на примере аула Руткул.
  • Кусумкент. Посещение очередного РОВД.
  • Свадьба в Курах и заброшенный аул Гра по пути в Ахты через горы.
  • Проверка в РОВД Магарамкента.
  • Ахты и облава силовиками.
  • Очередная проверка в РОВД с вызовом ФСБ-шника (в Магарамкенте).

Кубачи и местная свадьба

Большое село. Историческое, но ныне там лишь несколько восстановленных архитектурных памятников.. По прибытию в село подошёл человек. Вызвался помочь с ночлегом и познакомил с главой администрации села, звать Расул. Лет 35. Он сразу же сказал, что ночевать можно у него. До этого у него уже ночевали пара туристов. Один фотограф жил даже 4 дня.

В этот вечер мы побывали на дне рождения (там подарили денег не только имениннику, но и русскому гостю). А потом пошли на свадьбу, начинающуюся в 23.00!! Это начало торжеств, запланированных на 2 суток. В этом начале были лишь танцы под живую музыку. До 2 часов ночи, но мы не стали так долго задерживаться.

Традиционные танцы на свадьбе в Кубачи (Дагестан)

Свадьба в Кубачи. Днём танцуют старики, потом ночью — молодёжь. За столом справа — местные аксакалы.

Песни длинные — по 20-40 минут. И всю песню танцорам трудно выдержать. По сему, их заменяют, кто желает. На танцполе — несколько пар, к любому из танцующих может подойти в любой момент следующий желающий танцевать. Новый танцор остаётся, старый отдыхает.

Южный Дагестан отличается гораздо меньшим процентом верующих (истинно верующих) мусульман и соблюдающих законы шариата. Следовательно, частенько выпивают. В том числе и на свадьбах. Что сильно контрастирует с северными дагестанскими районами, близкими к Чечне, и с самой Чеченской республикой. Нижеследующий снимок показывает одну из местных традиций — выпивание (без применения рук) содержимого рюмки, поставленной на топор.

Выпивание рюмки с водкой с топора - на свадьбе в Кубачи (Дагестан)

На свадьбе в Кубачи. Мужчина пьёт рюмку водки, установленную на деревянном «молотке»-«топоре», который держит другой мужчина. Таковы местные традиции.

На следующий день было посещено место Кала Корейш (в 10 км от Кубачи.).

КАЛА-КОРЕЙШ —  Это 1 из первейших форпостов мусульман на северном Кавказе. Основан корейшитами, прямыми потомками пророка Мухаммеда. Поселение жило до 1941 года. Ныне там живёт лишь смотритель. Место за пределами сего района мало известно, а за пределами Дагестана совсем не известно. Остались руины домов, мечеть и мавзолей восстановлены. Сие место у местных также считается чуть ли не «Вторым Хаджем«.
Вечером по приходу в Кубачи был на той же свадьбе, но уже с застольем и танцами. У Расула в итоге спал 2 ночи.

 историческое место Кала-Корейш (около села Кубачи)

Часть исторического места Кала-Корейш.. Какие-то старинные постройки, мечеть и, кажется, гробница.

К ю-ю-ю-з км 60-70 через Ашты, перевал, и за ним…
Амух. В сём крохотном ауле неожиданно оказалась мечеть, переделанная из армянской церкви.. Армяне по рассказам местных, жили тут примерно до 1600 года. Плюс минус 100 лет.. А потом мусульманская вера всё-таки дошла.

А также тут в селе такая ситуация, что местные проинструктированы полицией, что надо немедленно доложить, если вдруг появиться в ауле странный человек (ибо, тут год назад убили при загадочных обстоятельствах узбека, непонятно откуда взявшегося)… Они так и сделали, вызвали, попросили дождаться… Приехал участковый, и тут же повёз вниз в райцентр Тпиг. По дороге он уже понял, с кем имеет дело. И стал добродушным, мы почти подружились.

ТПИГ. Там в селе мы заехали в РОВД, но через минут 15 после контрольных проверок отпустили. Однако, запретили (или точнее, очень настойчиво попросили, но выглядело это ка запрет) ехать в историческое село РИЧА, оно к западу в 12 км. Якобы, небезопасно. А вот местные потом сказали, что «там HE более опасно, чем в других местах».
В итоге тот самый участковый по указанию начальства повёз подопечного путешественника на выезд из села к востоку. На окраине высадил… Сразу за Тпиг, однако, начинается село Руткул…

Руткул. Аул Руткул тоже имеет несколько старинных построек, например, арочный мост. Там в селе попросил молока (или кефира), в ответ пригласили в дом покушать. Потом вообще предложили остаться на ночь.

Это село всего в 1 км от Тпиг, однако, диалект речи — другой!. И в этом районе почти во всех сёлах так… И не только в этом, но и в некоторых других тоже. В каждом селе другой диалект! В Дагестане — 45 районов, и почти в каждом (кроме примерно 5-8 районов) — другой говор коренного народа. И примерно в половине районов — по нескольку диалектов. А в некоторых вообще, чуть ли не в каждом селе — отдельный говор. Как правило, чем выше в горы, тем больше вариантов языков.

"строгость ислама" в южном Дагестане

В посёлке Хив (что по пути из Тпиг в Кусумкент) в кафе увидел такие вот надписи (характеризующие, в том числе, и разницу в «строгости ислама» между северным и южным Дагестаном)… А ещё, ветеранам ВОВ тут в Дагестане часто всякие бесплатные льготы обещают. Но не известно, много ль в Тпиг ветеранов ВОВ.

К в км 55 до Кусумкент. В начале пути было *интересное ущелье длиной км 15, прошёлся по нему пешком, а потом подвозивший мужик доставил до райцентра Кусумкент, остановился у ворот РОВД, и фактически сдал в него, сказав у ворот стоявшим, чтобы проверили странника... Да, бывают и такие, которые проявляют свою «гражданскую сознательность», но при этом несколько портят о себе впечатление, не извиняясь за сей проступок. Если бы сей водитель извинился за сдачу в РОВД, то заслуживал бы большего уважения.

На сей раз в РОВД Кусумкента дело ограничились дело 15-20 минутами — осмотр вещей, запись в журнал.
От сего райцентра Кусумкент к ю-ю-в 45 км… *Курах.

Курах. Mаленький райцентр. По приезду попал на свадьбу. Здесь уже танцы другие. Танцующим женщинам и девушкам (не мужчинам!) купюры суют в руки прямо во время танцев. Потом после танца эти деньги скидываются в общий ящик перед музыкантами. На свадьбе присутствовали сотрудники полиции, и весьма удивительно, что как это д как даже никто не спросил паспорт!?!

К югу через горные хребты 10 часов пешего перехода, в конце пути было заброшенное село ГРА, покинутое жителями 35 лет назад. Живёт лишь 1 женщина. Она не захотела переселяться в новые места.

руины села ГРА (Дагестан)

В центре снимка — руины села Гра — покинут жителями 35 лет назад.. В нижней части кадра видно старую грунтовую дорогу, ведущую в райцентр Ахты.

двойной мост по горной дороге из Гра в Ахты

Необычный двойной мост по дороге из Курах в Ахты (уже на подходе в Ахты)… Нижний мост сделан, возможно, раньше, а потом (а когда его срок поистёк) добавлен ещё один, по коему ныне — тупиковая дорога в заброшенное село Гра.

Ахты и облава силовиками

Высота 1800 м, кажется. Самый южный райцентр России, самое большое село Дагестана. Очень древнее. По приходу в село попал в лапы оперов, случайно (???) проезжавших мимо на УАЗике.

Доставка в РОВД. Туда же сразу подъехали и представители военных (это всё-таки рядом с границей), какие-то ещё люди. Возможно, из разведки и ФСБ.. Куча вопросов, осмотр вещей, бумаг, карт, и прочие вопросы по этим бумагам. «Почему на карте это обозначено? Почему разными чернилами?. Почему, почему?»…
Попросили снять майку, и смотрели на плечи. Забрали почти все карты и бумаги с собой куда-то на проверку до утра. Для дальнейшей расшифровки. Сняли отпечатки пальцев и даже ладоней. Естественно, спать уложили в этом же РОВД, в камере для временно доставленных-задержанных-подозреваемых.

В просьбе задержанного (сфотографировать его в камере за решётчатой дверью на его же фотоаппарат) отказали. Не положено фотографировать здание в любом ракурсе… Чай наливали, вели себя довольно вежливо, как и везде в органах в Дагестане. Протягивают руку для пожатия иногда при встрече, и чаще при прощании (уже после проверки)… Утром, как принесли бумаги, тут же отпустили.

Вообще, как и во всех остальных случаях подобных проверок, полицейские не особо хотят звонить в те РОВД и посты, где уже бывал днями ранее. Сначала пытаются дознаться сами, а потом уже звонят.
Днём был осмотр Ахты и его музея и поездка в баню-санаторий (в 5 км), где источник горячей лечебной воды, где хотел помыться, но не разрешили, ибо оное удовольствие только за деньги.
К востоку км 90... Магарамкент.

Проверка в РОВД Магарамкента

Тоже райцентр, но почти уже на равнине. Тут при проезде мимо сего поселения на машине остановили на блок-посту. Опять проверка, доставка в РОВД. Держали 2 часа, звонок в РОВД Ахты их немного успокоил, но вызывали-таки сотрудника ФСБ (они тоже работают круглосуточно, всегда готовы к действию). Тот приехал (явно из-за праздничного стола, слегка навеселе, но по традиции вежливый), пообщались. И тут же отпустили.

С этими ФСБ-шниками разговор проходит обычно в тоне почти дружественном, душевном. Они люди в среднем более интеллигентные, чем полицейские. При встрече с «подозреваемым» могут для приветствия протянуть руку, да и при прощании тем более (ибо после бесед со мной обычно подозрения отпадают). Разговор зачастую происходит с улыбками. После отпуска из полиции спал недалеко в мечети.

Утром — переход в Азербайджан (первая статья о коем повествует о поселениях Куба, Хыналыг, и свадьбе в Хапут), и по возвращении (а точнее, даже выдворении) из Азербайджана была проведена ещё неделя в Дагестане в районах Дербент, Буйнакск, Дылым, Ботлих.

Также имеется список статей и отчётов про Северный Кавказ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *