Община суфийского шейха Назима в Лефке на северном Кипре

Предыдущая серия рассказывала о моём десантировании на северный Кипр через Гирне и о некоторых обобщающих нюансах про эту турецкую часть Кипра. Из Гирне я отправился на с-з, и через 70 км достиг посёлка Лефке (Lefke), до попадания в который я ещё не знал, чем он знаменит.
Также в наличии отчёт о поимке/аресте меня северо-кипрскими полицейскими и дальнейшем суде.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Внедрение в дерге в Лефке.
  • Об учении Шейха Назима и ордена Накшбанди.
  • Строг ли ислам на Кипре.
  • Древние объекты к северо-западу от Лефке.
  • Райцентр Гюзельюрт.

Внедрение в дерге в Лефке

Это двух-этажный посёлок с забавной греческой архитектурой. Случайно (а может, и НЕ случайно) по приезду сюда, проходя мимо чайной, увидел там фотографию старого человека в чалме. Оказалось, суфийский шейх Назим. Живёт тут ныне. Захотелось его наведать — не каждый день встречаются шейхи, всё-таки.
Оказалось, много последователей имеет шейх (и похоже, почти всё село состояло из его адептов). На улице потом в течение двух часов (пока гулял по посёлку) встретил несколько последователей — европейцев с подобными же чалмами (разных цветов), они сразу сказали, что можно пожить там в их общине (дерге называется)… А вообще, мне приходилось ночевать во множестве других мусульманских учреждениях.

Суфии в Лефке и Кипре

Вообще-то, перед фотографией шейха Назима я сначала увидал вдали этого пожилого мужика с зелёными шарфом и чалмой, ну и бородой. Оказалось, что в Лефке таких много.

Штаб-квартира Дерге шейха дислоцируется буквально в 300 метрах от центра посёлка. При подходе к резиденции обнаружилась толпа последователей у входа. Они ждали Шейха, коий совершал прогулку на машине (ему 92 года, и довольно слаб, его возят и всячески помогают).
Тут я заранее скажу, что в 2014 году шейх Назим покинул сей мир. Но наверняка, дело его будет жить ещё долго.

Адепты сразу сказали новому прибывшему (коий пока ещё не так много знал об этом суфийском течении), что когда шейх выйдет из машины, то надо постараться поцеловать его руку, это очень важно (ибо он обладает силой, которой делится со всеми желающими через свою руку и губы этого желающих). Машина подъехала, трое открывали дверь, ещё четверо-пятеро помогали шейху выйти из машины, остальные тут же подлетали и целовали Его Руку.
Было довольно тесно, и я так и не смог пробиться к Заветной Руке (не хотел расталкивать людей и сеять панику). Это был первый и последний шанс сделать Это. Ну да ни чего, будут и другие Руки, а может, даже и Шейхи.

От выхода из машины шейха до его захода в дом прошло минуты две максимум. Сразу после этого народ пошёл на молитву (как раз подошло время).

После молитвы — ужин. Это единственный за сутки официальный (по-настоящему) приём пищи в дерге. Конечно, готовят сами последователи. Завтрак и обед — на попечении самих кушающих (чай, хлеб, мандарины, апельсины в трапезной есть всегда). А вот на ужин аж 3 блюда в больших котлах.
В женском отделении (куда мужчинам вход запрещён), говорят, больше разнообразной еды. У женщин больше привычки готовить. Порой они угощают мужское население резиденции. Также у меня есть большой материал о здоровой пище (и не всегда привычной для большинства людей).

В столовой шейха Назима

В трапезной резиденции шейха Назима. Вечернее чаепитие продолжилось беседой.

Во время моего посещения в 2012 году там жило около 25 последователей (и ещё с десяток снимают более комфортное жильё за пределами резиденции шейха). Это мужчины. Количество женщин, живущих там, вероятно, меньше. Они всё-таки живут отдельно. Но они могут прийти на второй этаж мечети, чтобы послушать лекции учителя.
Каждый вечер часов в 7-8 (после последней молитвы) минут на 40 в мечети вешают экран, и показывают какой-нибудь фильм, где лидер рассказывает о том и сём. Лекции на инглиш и турецком чередуются через каждый вечер. Но даже во время лекции на турецком можно одеть наушники и там передаётся трансляция-перевод на инглиш.

В Лефке старинные греческие здания

В центре посёлка Лефке имеются старинные греческие здания. Вдали у открытых дверей сидят два человека, изображённых вблизи на первом кадре.

Об учении Шейха Назима и ордена Накшбанди

Тут я расскажу то, что слышал от последователей в самом Лефке и что немного читал. Движение (учение) Шейха Назима — это одна из суфийских сект (или тарикатов, путей к Богу). Он был шейхом Накшбандийского суфийского ордена, 40-й хранитель тайны золотой цепи преемственности Накшбандийского тариката (ордена). Сначала я думал, что это одна из разновидностей ордена Накшбанди, а потом логично заключил, что это и есть сам орден (хотя, возможно, что не все факты мне известны, и я ошибаюсь).

В отличие от мевлевитов (последователей Мевланы из города Конья) тут в Накшбанди суфии делают упор на намаз (молитву). И в принципе, они довольно строгие мусульмане (хотя, среди мевлевитов тоже есть, наверно, много регулярно совершающих намаз, но мне так не показалось).
Также имя шейха Назима мне показалось схожим с именем ещё одного мусульманского святого (шейхом Шазли), гробницу коего я как-то навещал в южном Египте, очень пустынном месте.

Суфийский намаз в мечети

Намаз в мечети резиденции Шейха Назима.

Лидер (он же учитель — это звание и должность передаётся от наставника к наставнику, как и во многих подобных течениях) считается (среди адептов сего учения) обладателем могучей духовной силы. И по сему, целование руки лидера весьма полезно для целующего.
Получается, что Сила передаётся через кожный покров. Не исключено также, что и воздушно-капельным путём может передаваться. Скоро учёные, наконец, займутся и этим важным вопросом.

Любой желающий (особенно, если последователь) может пожить сколь угодно времени в резиденции. Большинство последователей приезжают на неделю-месяц-три месяца и более, а не на 3 дня… Жить в резиденции можно бесплатно, но помогая по хозяйству, пожертвования тоже приветствуются.

Большинство обитавших в дерге в 2012 году (коих я видел) были из разных стран, в основном, европейских. Причём, много чернокожих (живущих именно в Европе). Были и из Ирана, Пакистана, Бангладеша. Почти все очень хорошо говорят на инглиш (но кроме выходцев из СССР — таких двоих там застал, и ещё двое пост-совковых убыли в тот же день за несколько часов до моего пришествия в дерге).

Один из обитателей — башкир из Башкирии (очень часто приезжает сюда), другой из Узбекистана (ссылка ведёт на статью, где я также упоминаю о суфиях в Узбекистане). Они тюрко-язычны, по сему, с турками общаться могут. Пожил у них в дерге 2 ночи и 1 полный день. Приятная компания. Хорошее чувство юмора, особенно, у молодёжи. Постирался хорошо. В интернетах сидел.

Строг ли ислам на Кипре

Ну и коли речь зашла про исламские течения на острове, то вкратце коснусь степени строгости местного ислама.
На сев Кипре живут турки, предки коих когда-то (наверно) были в основном более строгими мусульманами. Ныне, как мне показалось, тут лишь около 10% реальных мусульман (то есть, соблюдающих законы шариата или делающих, хотя бы, намаз). Это, возможно, среди мусульманских стран — одна из самых не мусульманских (то бишь, где обитают лишь «этнические мусульмане»).

переделанная церковь в мечеть на Кипре

Турки когда-то стремились переделать захваченные церкви в мечети. Часто в них направление на Мекку перпендикулярно (или почти перпендикулярно) направлению на церковные алтари и икиностасы. Но ныне такие учреждения посещает явно меньше народа, чем в более старые времена. Ибо люди больше склонились от религиозности к светскому образу жизни (а порой и разврату).

Есть на северном Кипре даже официальные бордели, где можно законно снять девушку! Есть многочисленные казино, которые даже в достаточно «светской» Турции запрещены. Много алкогольных баров. Какой уж тут строгий ислам?!.
В принципе, в самой Турции ислам тоже почти светского толка (ну, может, в ней раза в 2 больше соблюдающих мусульман, чем на Кипре). Возможно, на подобном светском характере турков-киприотов сказалось владычество Англии и более европезированное воспитание и мышление.

Древние объекты к северо-западу от Лефке

После общины шейха Назима я посетил два очень исторических объекта к северо-западу от Лефке.

Соли (Soli), это от Лефке на с-з 6 км. Был древний город. Уцелело от него не много. Мозаика напольная тут наиболее интересна. Там ещё рядом есть римский амфитеатр 2 века, построенный на месте древнегреческого, коий был 3 века до нашей эры. Но он реконструирован, и от него совсем не отдаёт стариной.

Мозаичные полы в церкви в Соли

Мозаичные полы в церкви 4 века в древнем городе Соли.

К западу (или даже к с-з) другие 6 км…
Воуни (Vouni). Древний дворец тут был. Остались лишь фундаменты. Наиболее эффектными и красивыми показались виды сверху (а дворец на горке) — видно и море, и горы.

Виды с древнего Воуни на Кипре

С 2000-летнего поселения Воуни виды на окрестности намного интереснее остатков фундаментов сего поселения… Также имеется общее досье об исторических руинах в Турции (которой подчиняется северно-турецкий Кипр).

На с-в 17 км…

Райцентр Гюзельюрт (по-гречески Морфу)

(Gyuzelyurt). Это городок с набором исторических зданий и трёх церквей. Одна церковь переделана в мечеть, другая в музей, третья заброшена. Тут местные добрые люди по своей инициативе устроили меня в отель с горячим душем и бесплатным завтраком (я даже не понял, платили ли они).

 монастырь греческий в Гюзельюрт (Морфу)

Раньше это был монастырь православный греческий в Морфу, а ныне просто историческая конструкция в райцентре Гюзельюрт.

Далее направляемся в город Лефкоша, столицу Северного Кипра, но об этом уже в следующем выпуске, в коем читайте:
1) Об энергокрахе, телефонокрахе и прочих благостях, которые свалились на северный Кипр.
2) О Никосии-Лефкоше — столице Кипра, разделённой стеной.
3) О буферной зоне (между северным и южным Кипрами) и её полузаконных жителях.

Все мои статьи про Кипр дислоцируются в разделе «Территория Турецкого владычества».

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *