Бесплатный ночлег в монастырях и церквях

С этой статьи начинается трилогия о возможных вариантах бесплатного ночлега в монастырях и прочих христианских религиозных заведениях, а также о других видах помощи, которые иногда с Божьей помощью можно получить в них.

Автор в предыдущую дюжину лет под видом путешественника и паломника посетил много религиозных мест, храмов, монастырей и прочих ашрамов. Спал в них, кушал, иногда помогал по хозяйству (переводя дух от перемещений в пространстве), в итоге накопив никому не нужный опыт, которым решил поделиться.

В этой первой статье будут следующие пункты:

  • Введение (в том числе, о некоторых понятиях православия).
  • Описание терминов (тоже о понятиях). Эти первые два пункта с достаточно философским уклоном, и их можно пропустить.
  • Что увеличивает шансы на предоставление ночлега в христианских заведениях.

___   ___   ___   ___   ___ 

Введение

Как многие знают, с повсеместным развитием капитализма многие священники и прочие верующие стараются не упустить шанса заработать на паломниках и организуют платные ночлежки и даже гостиницы при монастырях (особенно вблизи Москвы, Санкт-Петербурга). Ну что же, они имеют на это право, а судить нас всех будет сами знаете Кто.
Ну а в данной трилогии речь пойдёт о способах бесплатного ночлега в христианских заведениях (в основном, в православных), а также о других видах помощи (кою могут оказать в оных организациях), но о них — в последней части сей трилогии.

Нельзя сказать, что я верую в Бога (равно как далеко и не супротив сей идеи и её приверженцев). Лучше уж сказать так, что скорее доверяю Богу, нежели верю в него.
В общем, отношусь ко всем религиям и их представителям достаточно лояльно и с уважением. Ну разве что, к воинствующим вахаббитам и прочим радикалам и воякам от религии отношение несколько иное.

Следовательно, по вопросам, касаемым христианства (и в частности православия и сопутствующих факторов), позиция автора сего текста достаточно нейтральна (как автору кажется, разумеется)… Тем паче, что он считает, что вера в какие-либо высшие силы обычно идёт на пользу и самому верующему (особенно в плане его психики), и обществу.

Возможно, что благодаря прочтению этих статей (или одной из них) кто-то действительно будет чаще проситься в эти заведения особого режима, и возможно, осядет в монастыре и/или примет христианскую веру. Ну а коли не примет, ну значит на то воля Всевышнего.
Также мне не раз встречались люди (совсем не бомжи, а имеющие работу и прочие статусы нормального гражданина), что хотели бы пожить в монастыре какое-то время (неделя-месяц), и спрашивали у меня что там да как… Наверно, и кому-то из таких вот, желающих просто пожить или поработать в хорошем/необычном месте, будет полезен сей трактат… Но в любом случае, неисповедимы пути Господни.

В каком-то смысле этот труд ориентирован на читателя мужского пола, но не потому, что слово «человек» мужского рода. А потому, что сей труд написан с точки зрения и опыта мужчины (поимевшего опыт множества ночёвок в мужских монастырях).

Наверное, опыт женщины в данном вопросе был бы несколько иным. Ибо, женщин обычно не пущают в мужской монастырь на постой хотя бы на 1 ночь (исключения обычно лишь в каких-нибудь известных и часто посещаемых монастырях, имеющих некие «помещения для размещения паломников»). (А уж женский опыт ночлега в мечетях, тем более, был бы иным).
Однако, милым дамам тоже сей трактат может сгодиться, благо что правила в мужских и женских монастырях достаточно схожи, на взгляд автора.

 ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___ 

ОПИСАНИЕ ТЕРМИНОВ

  • Термин «православный» в этом тексте будет трактоваться в общепринятом смысле, как его обычно понимают большинство русско-язычных людей. Просто некоторые (например, представители и почитатели русского ведизма и/или язычества) трактуют сие слово как «правильный славянин» или что-то в этом роде (причём, не в контексте христианства, а в контексте их языческой или ведической философии, что вполне имеет смысл).
    Однако, РПЦ (Русская Православная Церковь) трактует сей термин как «правильно славящий» (если вкратце). На международной арене православных христиан называют ортодоксами=ortodox (и кажется, что сами греки себя так называют).

Когда в тексте будет написано «православные» или «верующие в ту или иную религию» или «приверженцы той или иной религии», то будут иметься в виду действительно верующие в их религию люди и совершающие какие-то молитвы и т.д., а НЕ этнические православные, мусульмане или представители других течений.

  • Словосочетание «этнические верующие» будет употребляться (не только в этом тексте, но и вообще в текстах этого автора) в том случае, если говорится о том, кто является лишь представителем того народа, который на протяжении последних нескольких веков исповедует ту или иную религию. Однако сей представитель по факту не является таковым истинно верующим и соблюдающим сопутствующие обряды, а лишь автоматически записан как христианин, мусульманин, и т.д…

Например, я (родившись слявянином) автоматически учтён как «православный». И ещё 100 млн (или 120) славян, живущих в Российской Федерации, записаны как «православные». На самом же деле, как мы знаем, далеко не все являются таковыми, а по бОльшей части ишь этническими православными… Думаю, что в Беларуси и Украине подобная ситуация, а вот, например, в Грузии уже несколько больше действительно верующих.

Церковнослужители таких «этнических православных» считают НЕвоцерковлёнными. То бишь, неприученными к церкви и прочим религиозным ноухау. А те, кто ходит в церковь и соблюдает обряды, тот воцерковлённый православный, то есть, нормальный.

  • «Благословили что-то делать» или как вариант «Дали благословение на какое-либо действие» (в том числе, оставаться на ночлег, копать картошку, драить туалет) — может означать два варианта — «разрешили это делать» и «сказали, что надо это делать».
    А чаще означает нечто среднее между двумя этими значениями, ибо слово священника является святым (не зря он был посвящён в священники) и этот приказ редко подлежит обсуждению… А уж осудить его могут только более высшие церковные чины из епархии, коей принадлежит сей монастырь.

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   

Примерно половина православных христиан — это довольно ревнивые люди насчёт их веры (например, по сравнению с буддистами, да даже и с индуистами). Как и большинство представителей других авраамических религий и их деноминаций, зачастую они не рады видеть на их территории человека, не разделяющего их взгляды. Вне их территории, разумеется, тоже не очень рады видеть, но «дома» ещё ярче это проявляется по моим многочисленным наблюдениям.

Особенно, если пришедший в православное заведение человек является русским/славянином, и по умолчанию «должен быть» православным и следовать религии своих предков (последних нескольких веков), но по факту не является таковым. И монастырские могут расценить это как «предательство своей исконной веры» (тут я, пожалуй, не буду углубляться в детали и расширять ваш и без того 🙂 широкий кругозор).

Да, автор не является православным христианином, но периодически ночует в православных монастырях, церквях (не внутри церквей, а на их территории), церковных школах и т.д…
Не только в православных, но и в католических, протестантских, баптистских, и прочих христианских церквях. И не только в России, но и в других странах доводилось много раз ночевать в оных организациях. Равно как и в зданиях прочих религиозных течений.

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___ 

Что увеличивает шансы на предоставление ночлега в христианских заведениях

Впрочем, многие описанные аспекты будут касаться и ночлега в учреждениях других религий и учений.

  • Просящийся на постой человек должен быть достаточно скромен. В смысле «скромный, благостный», а НЕ в смысле «бедно одет» (хотя, это тоже имеет некоторое значение). Люди могут прочувствовать эту вашу скромность, настоящую или показную/вымышленную. И в итоге могут просто не пустить, даже если места будут. В общем, важно быть скромным в своём поведении.

Разумеется, при определённом раскладе в каком-нибудь монастыре на ночлег пустят почти любого (из «любви к ближнему», так сказать). Но это лишь редчайшее исключение из правил.
Также, другими словами, в данном случае в понятие «скромность» я вкладываю «НЕвысокий уровень эго»… Чем меньше проявляется (по крайней мере, при прошении на ночлег) в вас эгоизма (например, включая гордыню), тем лучше для достижения результата. При этом выглядеть жалостливо (например, умоляя о помощи) — тоже не самый лучший вариант.

 ___   ___   ___   ___   ___ 

  • Согласно моему опыту, при настрое на тезис «На всё воля Божья» (Вселенной, Абсолюта, или чего там ещё — нужное подчеркнуть) шансы сильно увеличиваются (причём, не только в поиске ночлега, но и вообще чуть ли не во всех экстренных ситуациях).
    Это не означает, что не надо ничего предпринимать для решения своей проблемы (надеясь только на некую Высшую Силу). Это означает, что предпринимать стоит, но не следует раздувать значимость проблемы до космических масштабов.
    Если что-то идёт не так, как тебе хочется, то наверно, можно предположить, что не только ты один достоин исполнения своих желаний.

И кстати, если бы Вселенная захотела, она раздавила бы тебя в два счёта. Так что прими предложенное ею развитие событий и не ропщи.
(Вместо слова «Вселенная» можно подставить …., …., ну ты уже понял)

 ___   ___   ___   ___   ___ 

  • Если вы не православный гражданин (наверно даже если вы просто христианин, но какой-нибудь баптист), и вас не спросили о вашей религии/философии (а при устройстве на ночь спросить могут легко, если вы никак ещё не показали вашу православность), то лучше не говорить, что вы не являетесь братом/сестрой по разуму, дабы не травмировать окружающих в сей момент вас людей.

При определённых раскладах могут дать приют НЕправославному (конечно, при условии, что он не будет агитировать принимать его веру или отсутствие оной, а будет скромен), но это как правило вдали от часто посещаемых мест, где местные не избалованы частыми наездами туристов или паломников.

Да и вообще зависит от устава монастыря и от его настоятеля. Или от священника городской/сельской церкви, куда вы припёрлись в надежде поспать.
Церковные люди бывают как достаточно фанатичные и ревнивые к своей вере, так и более-менее либеральные (но почти в любом случае считающие свою веру наиболее единственно правильной)… Но обычно попадались представители первого варианта, с которыми сложно что-то обсуждать на религиозную тему (да и не только на неё), не совпадающее с их давно установленным видением.

 ___   ___   ___   ___   ___ 

  • Если вы выглядите как истинно православный христианин, то шансы увеличиваются (например, у мужчин приветствуется борода, у женщин ещё больше приветствуется подобающий строгий платок на голове, причём, не только при заходе в церковь, но и вообще на территории всего комплекса, включая каюты паломников, если вас туда определят).
  • Также крайне желательна скромная одежда.
    У мужчин майки, как минимум полностью покрывающие плечи, и нормальные длинные брюки (если зайдёте в шортах выше колен, то даже в мужской монастырь могут не пустить вообще, а вот в церковь обычно пускают).

У женщин обязательны юбки и чтобы БЕЗ декольте (по крайней мере, в монастырь вас в таком виде могут не пустить, а в церковь будет попроще пройти). Брюки у женщин не приветствуются (на входе в церковь или монастырь часто висят юбки, которые можно одевать прямо поверх брюк, но потом надо бы обратно класть).
Сей пункт намного меньше относится к другим христианским ветвям окромя православия. Но почти в равной степени данный абзац относится и к поведению в мусульманских заведениях и прочих местах.

  ___   ___   ___   ___   ___ 

  • Если вы на глазах у кого-то из служителей или сотрудников церкви или монастыря покреститесь и поклонитесь в нужную сторону, а ещё и приложитесь к святым иконам, мощам, крестам и прочим святостям (прикладываются губами), то ваши шансы сильно повышаются.
  • Ношение крестика на теле под майкой (актуально в летнее время, когда на теле не висит много одежды, заслоняя верёвку) также будет говорить о том, что вы православный христианин. Иногда могут спросить «А крестик же вы носите?».

Насколько знаю понятия православных, даже если человек не их веры, то всё равно, лучше будет, если у него будет крестик. Это будет беречь его, и впоследствии, дай Бог, подсобит на пути принятия истинной веры.
То же самое и в вышеупомянутом пункте с целованием икон и прочих святынь. Любая святыня сильнее любых демонических сил (как говорили мне некоторые священники). И следовательно, даже неверующий грешник путём прикладывания своих губ к святости несколько очищает себя. Вот.

  • Также какую-нибудь маленькую икону можно носить с собой в рюкзаке (типа открытки). У путников самый популярный святой — это Николай Чудотворец, в числе прочих благодетелей ещё и странников защищающий. В церквях мне часто икону Николая предлагали.

___   ___   ___  

СПРАШИВАЮТ ЛИ ПАСПОРТ

Да, бывает и такое. Иногда просто на него смотрят (а порой ещё и записывают данные из него), а иногда и могут взять до утра. Это для надёжности, а то вдруг чего не так пойдёт, и «паломник» вздумает что-то украсть (например).
Впрочем, такое (что могут спросить паспорт и даже до утра) бывает не только в христианских или каких-то других религиозных заведениях, но и вообще при попытке устроиться на ночлег в какие-либо общественные или частные заведения/дома/сараи. Но разумеется, не всегда.

___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___  

Следующую часть этой монастырско-церковной темы смотрите по этой ссылке — там будет рассказано об устройстве монастыря, иерархии его жителей (от настоятеля до трудников), уставе монастыря, обрядах и об обязательных и не очень обязательных утренних/вечерних молитвах.

Общий же сборник трактатов о способах малобюджетных паломничеств и путешествий (в том числе, о других вариантах ночлега) находится на этой странице.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *