Традиции памирских свадеб и поимка военными на западе Памира — близ Кайлахумб

В предыдущей записи было рассказано о разных памирских нюансах (в том числе, о столице Памира городке Хорог, о реабилитации Хорогских наркоманов и о полицейской поимке в селе Рушан, откуда начинается путь наверх в долину Бартанг.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Традиции памирских свадеб.
  • Дома памирцев.
  • Дарвазский район, где живут сунниты.
  • Поимка военными.
  • Доставка пленного в полк в Кайлахумбе.

Традиции памирских свадеб

Из райцентра Рушан пройдя км 10 на запад, попал на свадьбу. Это было час дня. Да так и остался там праздновать. Сначала на обед были приглашены по одному представителю от каждого дома в кишлаке (обычно самому старшему в доме). Сие закончилось в 15.00. Сопровождалось всё живой музыкой. Оркестранты — из этого же кишлака, и им за работу платят. Действо было во дворе дома.

В 17.00 приехали молодожёны. Они в это время были на другом конце кишлака и там в доме невесты тоже праздновали. Ну и в 17.00 прибыли под фанфары.
Жениха постоянно окидывали некими продуктами — яблоками, пончиками, и старались попасть ему в голову. Такова традиция. Молодожёны зашли в дом, и в доме начался пир. Через 1 час молодожёны вышли во двор (а жениха всё так же забрасывали), и за ними свита.
Все они уселись во дворе на троне, где были царственные угощения. И начались музыка и танцы.

Песни — длинные, по 10-30 минут. После каждой песни (и танца) говорилось по одному большому поздравлению от гостей. Русского гостя тоже попросили сказать. И просили танцевать, что и было сделано.

Памирские танцы — своеобразные, и не так легко влиться в их стиль. Но интересно. Зрители были довольны танцующим пришельцем, и даже награждали аплодисментами. Танцы похожи на танцы предыдущей свадьбы. Только здесь было попросторнее, всё-таки во дворе, а не внутри.

Невесте не положено танцевать в первый день. И она сидела (как и невеста на предыдущей посещённой свадьбе), накрытая некой материей, как полотенце или косынкой. И голова её была наклонена, чтобы особо не увидели люди. Это так в первый день.

По закону в Таджикистане на свадьбе может собираться не более 60 чел, и если свадьба проходит в будний день, то начало должно быть в 18.00. И в 23.00 заканчиваться. А если в субботу-воскресенье, то и с обеда можно (правда, с обеда — это только на Памире как исключение). Спал там в одном из соседних домов.

Дома памирцев

Они снаружи похожи на тибетские, белые цветом, и с плоскими крышами, ибо осадков почти нет. Внутри своеобразны, имеют в центре зала (где угощают гостей) на потолке окно. Оно застеклено, стёкла под углом 90 градусов друг к другу и по 45 к крыше.
Внутри вокруг центра — 5 столбов, обозначают символы их религии. И по четырём сторонам — определённое кол-во балок — соответственно 5, 6, 17 и 18, если не перепутал.

Внутри зала у всех памирцев висит портрет Ага Хана, а в одном доме видел даже портрет его внука. Возможно, он будет следующим главой исмаилитов. Вот так почитают своего духовного учителя и лидера. И исмаилитам даже не важно читать Коран, а просто слушать Ага Хана. И все так и прислушиваются. (отдельно есть статья о религии памирцев, включающая параграфы об Ага Хане и его фонде).

После кишлака, где была свадьба, ешо км 60 вниз, оказался в последнем, самом нижнем районе Памира.

Дарвазский район

Тут закончились селения исмаилитов. Начались селения суннитов. Кстати, в наличии досье о понятии «номинальные мусульмане». Хотя, Памир не закончился. А просто самые нижние 2 района занимают сунниты. Следующую ночь спал в их доме.

«Дарваза» переводится как «Ворота» (в том числе, с персидского, азербайджанского и кажется, турецкого). В данном случае это, видимо, — «Ворота в Памир», если идти снизу из Куляба или Душанбе. Ибо, там на границе Памира стоят красивые скалы, возможно, некогда бывшие почти неприступными на пути в Памир. В советское время проложена дорога между скалами и рекой.

Поимка военными

Шёл по дороге пешком, и навстречу встретились солдаты — обычный пограничный патруль, шедший пешком по дороге, коя всё так же идёт вдоль реки Пяндж, по другую сторону от которой — Афганистан. Попросили документы, проверили. Отдали паспорт, мы расстались.

Продолжил движение по дороге. И ещё через 10 минут подъехала машина, в ней офицеры. Они из той же части, что и солдаты, кои позвонили по рации туда о подозрительном ходоке. И специально приехали для детального выяснения. Повезли в их часть, на заставу. По пути офицер сказал:
— Туда в сторону Афганистана не смотри.. Нельзя смотреть.
— Почему нельзя?
— Потому что я могу смотреть, а тебе нельзя.

После тщательного обыска и допросов-расспросов поступил приказ везти шпиона в главную часть района, в райцентр.

Доставка пленного в полк в Кайлахумбе

*Кайлахумб. Мы приехали и начались новые расспросы уже от более вышестоящих офицеров, командиров сей части. «Почему пешком?», и, «Что означают вот эти пометки на карте?». И прочие полу-дурацкие вопросы… Ещё месяц назад, наверно, и не придрались бы.

Итак, в чём же заключается такой особый проверочный режим?.. Наконец-то (прямо в этой воинской части) выяснилось, что месяц назад, 23 августа из Душанбе сбежало 25 опасных террористов!… 25!!! Из особой тюрьмы КГБ!!!
Среди них бОльшая половина — таджики, а остальные — узбеки, афганцы, и граждане России — дагестанцы. Воюют за установление исламского государства. Но это в 1992-1995 годах они воевали. А сейчас делают теракты. Сидели эти террористы, вроде, 3 года. И на пожизненное заключение были осуждены.

Через дней 20 после их побега был подорван грузовик с солдатами таджикской национальной армией, 30 чел погибло. И это в том месте, где самая большая концентрация сторонников строгого ислама в Таджикистане. Это Гармская долина, к северу от Куляба км 150.

И вот после таких событий милиция и КГБ заработали с повышенной нагрузкой. В 2 раза больше стало у них работы. Начальники и простые сотрудники отделений буквально ночуют там. Домой почти не ходят. В кабинетах у начальников (ибо, в последующие дни довелось ещё пару раз побывать в их кабинетах в других районах) стоит кровать с постелью.

В той же воинской части на нижней окраине Памира продержали всю ночь. Кормили, конечно. Спать дали на кровати (её специально принесли) в будке при КПП, и отпустили в 11.00. Впрочем, такие задержания у меня случались много раз (и почти всё Кавказ и Ближний Восток — весьма горячие регионы).
Км 200-250 к ю-з…

*Куляб. Это уже другая область. И вот следующий выпуск повествует о городке Куляб и об очередных нескольких проверках в силовых таджикских органах.

Также имеется список статей/отчётов о странах Средней Азии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *