Юг Таджикистана. Вокруг городов Куляб и Бохта́р (Курган Тюбе, Хатлонская область). И полицейские проверки.

Предыдущий выпуск о Таджикистане рассказывал о традициях памирских свадеб, об особом чрезвычайном положении в стране осенью 2010 года и о захвате (автора этих строк) во временный плен военными в западном Памире.

  • СОДЕРЖАНИЕ:

  • Куляб. Полицейская проверка.
  • Солёная гора Ходжамумин.
  • Бохта́р (бывший Курган-Тюбе). И снова проверка документов и прочей благонадёжности (на сей раз в КГБ).
  • Праздник «обрезания», который в переводе с местного жаргона на русский язык тоже называется «свадьбой».
  • Ещё одна женитьба.
  • Очередная полицейская проверка в райцентре Шаартуз.
  • Чилу Чор Чашма («44 источника»).

Итак, от самого нижнего памирского райцентра Кайлахумб 200-250 км к ю-з… Куляб.

Куляб. Очередная полицейская проверка.

Областной центр Куляб=Кулёб. Есть мавзолей святого человека Мир Саида. И музей. Помылся в бане, и начал искать, где бы переночевать. Хотя, Таджикистан и очень гостеприимен, но всё-таки Куляб — это вам не кишлак, а город, и люди в городе не такие простые, как в сёлах. Хотел найти какое-либо чистое место, чтобы залечь в свой спальник.
Но такое место почему-то не находилось, и даже кто-то вызвал милицию. Поехали в часть. Через 10 минут повезли отвезли в комитет Гос Безопасности Таджикистана.

Очередные расспросы-допросы. Всё это было в комнате для гостей, при входе в здание. Дальше внутрь — лишь по особым причинам или только сотрудникам сего заведения. Особый режим. В этой комнате же и спать уложили, дав матрас. Утром накормили манной кашей, больше не допрашивали и отпустили. И, конечно, извинились.

Напомним вам, что месяцем ранее из особо строгой тюрьмы в Душанбе бежало 25 опасных террористов, среди коих не было людей русской национальности и внешности, но тем не менее проверяли любых маломальски подозрительных людей и/или выглядевших/вёдших себя нестандартно.
За последующие 2 дня на дорогах (например, сотрудник ГАИ) и на базарах также проверяли, но быстро заканчивалось, тем более, что звонили в Куляб, и получали подтверждение о недавней проверке подозреваемого.

Хотелось добавить, что со времён гражданской войны 90-х годов власти в местных мечетях отменили женские отделения — чтобы меньше было исламизма, и был так называемый «светский ислам», господствующий ныне примерно в половине (или даже более) мусульманских стран… Но как говорили некоторые, в некоторых крупных мечетях (может, в 2-3 на всю страну) вернули женщинам право молиться в мечети… К ю-з км 30…

Солёная гора Ходжамумин

Уникальная гора, почти вся из соли, высотой метров 700-1000 над равниной, и в диаметре км 6. Запасов соли хватит на весь земной Шар ещё на многие столетия. Вечером погулял у подножия, посмотрел ручьи с интересными соляными отложениями, напоминают сталактиты. Поднялся также немного наверх, потом спустился и устроился спать у подножия горы в доме.

С утра по другому пути на верх горы, 2,5 часа подъём, и невероятное зрелище. Очень необычный пейзаж. Острые стенки из соли, по коим даже люди ходят. Пройти там примерно так же трудно, как по иглам или канатам. Стенки воронок довольно тонки наверху, почти остры. Но немного удалось пройти.

На верху (где солевые породы не обнажены) у тропинки на сами эти воронки с острыми пиками есть кладбище неких святых людей. Там по средам приходят много паломников и варят еду потом там же и кушают её. Там типа кухни, которая была не заперта на замок.. Но тот день был четверг.
Глава дома, где ночевал, предлагал ещё оставаться на ночь у него, но решено было ехать далее. До заката светила было ещё часа 2-3.

Спуск вниз и проезд на 10 км к городу Восе. Там недалеко спал следующую ночь.
И км 150 к западу, через северный окружной путь…

*Аджина Теппе. Монастырь буддистский 7-8 века. Маленький совсем, и сохранились лишь стены с дверями. Отреставрирован, наверно.
12 км к с-з…

Бохта́р (Курган-Тюбе). Проверка в КГБ.

Бохта́р до 2018 года назывался Курган-Тюбе. По сему, во втором я был, а в Бохтаре пока не был… В город Курган-Тюбе привёз Карим, узбек по национальности (узбеков в западных районах Таджикистана немало). И пригласил после осмотра города к себе домой, оставил номер своего телефона. Далее — осмотр музейчика в городе. Потом в городском парке был концерт, а до него — выставка традиционных ремёсел. Милиции на этом мероприятии, разумеется, было много, но никто почему-то не спрашивал документы.

Наконец-то спросили. Это были сотрудники КГБ. Начались вопросы, потом через 30 минут пошли в офис КГБ. Там снова тоже самое на 2 часа. Отпустили и позвонили Кариму. Он приехал в нужное место и забрал отпущенного пленного к себе в дом в соседний кишлак.

Праздник «обрезания»

Утром там была «свадьба». Именно утром и именно «свадьба». Но не свадьба жениха и невесты, а праздник «обрезания». Но называется всё равно свадьбой (типа праздник же, значит гуляем).
Кому и что обрезают? Обрезают мальчику лет 5. Ну уже наверно, вы догадались, что обрезают. Это тоже называется «свадьбой», или по-местному «ТУЙ» (и женитьба тоже — туй). И праздник сей для этого молодого человека имеет не меньшее значение, чем его будущая женитьба.

На этом туе — тоже столы с хорошими угощениями. Только, наверно, народу поменьше чуть бывает, чем на женитьбе, да и стол не такой богатый, как на отмечании женитьбы. И после самой главной процедуры застолий уже нет. Кушают до обрезания.
Мальчик ходит в нарядном позолоченном костюме и в короне. Ну прямо как король, ну хотя бы, король сего дня!!! А бывает, если в доме (или в семье) 2-3 маленьких мальчика (в возрасте 3-9 лет), то для всех одновременно устраивают сие мероприятие.

По таджикскому закону все такие мероприятия (как и женитьбы) должны продолжаться 3-4 часа максимум. И не более 60 человек может собираться. Но на свадьбы собирается и до 200, а на «обрезание» — до 100 человек. Ибо, приглашаются чуть ли не все односельчане. Ну и остальные — родня невесты и родня жениха с других кишлаков.

И по факту праздник женитьбы длится 5 часов как минимум, бывает и днём. Потом Карим предлагал остаться у него на весь день, ибо ещё будет 1 свадьба (женитьба). Не остался, времени особо нет гулять на свадьбах.

Ещё одна женитьба

Но то мероприятие по обрезанию было в воскресенье, и при дальнейшем передвижении (в тот же день) попал на ешо одну женитьбу (в райцентре Шаартуз). Там невеста во время танцев вставала из-за стола и кланялась (держа фату в приподнятых руках) танцующим перед ней гостями. Это в знак уважения перед ними. Именно перед теми, кто подошёл к столу молодожёнов и танцует перед ними.

А жених в знак уважения перед гостями прикладывал руку к груди. Так же и здороваются здесь в Таджикистане и Узбекистане практически всегда. Так делают женщины (ибо руку почти не жмут окромя редких исключений), и мужчины, когда протягивают правую руку, а левую прикладывают к груди. Или обоими руками жмут руку другому.
Жених может танцевать на своей свадьбе (и иногда делает это), а невеста — нет.

Все такие дела снимаются тоже на видеокамеру, это очень важно. И попадание в кадр иностранца (с евро лицом) является очень интересным изображением и ценным. Потом копия съёмок будет отправлена в Россию, где зачастую работает много родственников виновников торжества.

Около половины работоспособных мужчин из кишлаков ранее работали или на данный момент работают в России. Разные сроки работают — по 1-3-5-10 лет. Потом возвращаются с накопленными деньгами. Но обычно сразу же отправляют домой семье, чтобы там и хранилось. И семья жила на сии деньги.
Итак, последняя описанная женитьба была в Шаартузе (коий находится от Курган Тебе в 105 км к ю-з)  крайний юг страны. От Шаартуз к югу 6 км…

*ХОДЖА МОШАД. Комплекс из 2 мавзолеев, немного отреставрирован. Обратно В Шаартуз. Уже был вечер, до заката 1 час. Пошёл в сторону известного источника Чилу Чор Чашма (коий к ю-в км 10-15 от Шаартуз).

Полицейская проверка в Шаартузе

Пройдя 3-4 км, попросился на ночь в одинокий дом у дороги (кишлак там стоял в 1 км ещё дальше). Хозяин сразу принял. Очень позитивный. Однако, через 15 минут приехала милиция. Им позвонили явно те люди на дороги, что проезжали на машине в кишлак, и подозрительно смотрели на странную личность, заходящую в дом. И позвонили. Ну да ладно, они все прощены.

Повезли тут же в райцентр Шаартуз. В милиции — обыск, расспросы. На 2 часа. Вроде, всё нормально. Потом решили проверить по линии КГБ, и послали с сопровождающим туда. Здание КГБ — буквально в 100 метрах. Запустили к начальнику в кабинет. Он взял паспорт. Но не заглядывая в него, начал диалог.
— Что тут делаешь?
— Путешествую.
— Как?
— Автостопом.
— Держи паспорт, свободен!

… ?!?!?!. Почему так быстро он принял решение, что доставленный не является преступником?.. Он, оказывается, просто хорошо знает сие дело, и, конечно, не дурак, чтоб мучать себя и человека. Кажется, и на паспорт даже не взглянул.

В милицию уже пешком вернулся сам (благо 100 метров), и они, как и обещали, отвезли на машине в тот же дом, откуда и забрали. Тот, оказывается, сильно сам был в шоке, что тут же после принятия человека приехала милиция… И он того же мнения, что лицо его гостя далеко не похоже ни на дагестанца, ни тем более, на жителя Средней Азии (напомним, что среди тех 25 бежавших из тюрьмы террористов не было людей русской национальности и внешности).

Сей человек работал как-то в России, и в том числе — 2 года на даче у Руслана Хасбулатова (известного российского политического деятеля) был садовником и охранником.

Также, имеется обобщающий доклад о полицейских и других силовиковских задержаниях.
И сборник ссылок на все мои подобные щекотливые опубликованные случаи.
С утра продолжение пути -км 10 к ю-в…

Чилу Чор Чашма

Переводится как «44 источника». Известное и священное место. Здесь не горячий источник, но холодный и очень чистый, все 44 штуки выходят из-под скалы (почти на равнине) рядом друг с другом. Рыба плавает, в огромных количествах, и даже немного змей. Их нельзя ловить, и нельзя сорить воду. Но можно купаться, и люди купаются.

Люди приезжают сюда на отдых на целый день, порой за 200 км из дома. Порой ежегодно. Там стоят беседки (таджикско-узбекские), и люди кушают привезённую еду, короче говоря, типа пикника.

Обратно в Шаартуз, и 200 км на север в Душанбе… По пути странного пешего отловили гаишники, накормили арбузом, потом обедом, ну а потом для полной ясности доставили в райцентр, в милицию… За 1 час мы управились.
Это была последняя проверка силовыми органами в том 2010 году в Таджикистане. За оставшиеся 12-13 дней в Таджикистане приводов в отделения и облав более не было. Если только не считать простой проверки паспорта на постах ГАИ или несколько раз простыми людьми в кишлаках (проявляющими гражданскую сознательность).

*Душанбе… Следующая запись повествует о двух-дневной побывке в «Доме для всех» в Душанбе и о перемещении через перевал на север в Зеравшанское ущелье.

Также имеется список статей/отчётов о странах Средней Азии.

3 комментария

  1. Очень занимательно! Хочется, конечно, так же поездить/походить по кишлаккм и сёлам Таджикистана. Интересно, как там обстановка сейчас с проверками и допросами.
    Жаль, фотографий нет в статье.

    1. Думаю, что проверки ныне периодически до сих пор случаются, в зависимости от напряжённости.
      А фотографии отсутствуют по той простой причине, что первый аппарат в путешествиях у автора появился в 2011. И то потому, что папа подарил.

  2. Все-таки это удивительно, казалось бы, тот же бывший СССР, а совершенно 19 век какой-то с обычаями. Ну и твоему дзену в том, что касается задержаний, проверок документов и т.д., я всегда поражаюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *