Обобщающее резюме об Узбекистане. 2010 год.

Последний эпизод об Узбекистане был в статье «Ташкент и выдворение из Узбекистана». Ну а в этой статье будут кое-какие общие моменты по Узбекистану (с несколькими переходами на другие соседние страны).

  • Содержание:
  • Ситуация с бензином — очереди и контрабанда.
  • Сезон свадеб.
  • Обряд обрезания — в ранге свадьбы.
  • Сбор хлопка, коррупция и криминал.
  • Ислам в Узбекистане.
  • Пропаганда религии в Узбекистане.
  • Можно ли ходить в шортах.
  • Национальный вопрос.
  • Узбекская валюта и её обмен.

Ситуация с бензином — очереди и контрабанда

В городе Самарканд на автозаправках время от времени имеются авто-очереди за бензином длиной на 1-3 км!.. Как сказали, сие лишь в Самарканде и его окрестностях, и это бывает часто за последние полгода. А однажды на всех заправках были ну просто огромные очереди.
Хорошо тем, кто переоборудовал машину на газ. Таких — половина примерно. И экономия денег, и экономия времени, которое не надо тратить в очереди за бензином.

Причём, в Узбекистане добывают нефть и газ, этой добычи должно хватать и на себя, и на продажу. Но с бензином такая вот накладка. Правда, и газ обычно проведён только в те в кишлаки и сёла, что стоят близ линии трубопровода (видимо так). И сделано это было ешо в советские времена. Жители таких кишлаков (бывал в гостях у таких) дровами не греют дом, а газ подаётся прямо в печь и поджигается, когда надо.

И ещё вспомнился случай из 2005 года, когда был в первый раз в Узбекистане, и ехал из Хивы в Бухару. Там дорога проходит через тотальную пустыню, и недалеко от границы с Туркменистаном.
Подвозящий на своей легковушке водитель поведал, что там недалеко от дороги в условных местах есть ребята, которые могут продать дёшево бензин. Который контрабандой доставлен из Туркменистана через неохраняемую границу. Не охраняется она по причине тотальной пустынности.
Те, кому надо такой бензин, они подъезжают и покупают его. Полиция тоже, наверное, в доле.

А вот в Таджикистане с газом очень туго. Насколько понял, в городах и даже в столице Душанбе газопровод так до сих пор и не не проложен. Баллоны с газом стоят очень дорого. Нефтепродукты тоже дороги, их на поезде привозят с России. Так говорили местные жители в Таджикистане.

Сезон свадеб

В сентябре-октябре в Узбекистане и Таджикистане был сезон свадеб. Можно было почти ежедневно видеть их повсюду (особенно, если это были поселения НЕ мелкие), а в выходные дни и по 2-4 раза в день.

Тут есть две основных причины популярности празднеств в эти осенние месяцы. Первая — осенью очень много фруктов, которые обязательны для праздничного стола. Ну такова традиция.
Вторая причина — самый священный для всех мусульман месяц Рамазан (он же Рамадан) закончился 10 сентября. Правда, ежегодно его даты смещаются на 11 дней назад (то есть, в 2011 году окончание месяца придётся на 30-31 августа).

А поскольку в сей месяц праведным муслимам предписано воздерживаться от любой пищи и от любой жидкости от рассвета до заката, то народ практически не празднует в сей месяц. Даже не смотря на то, что лишь порядка 10% местных людей реально соблюдают законы шариата, куда входит и запрет на употребление алкоголя.

Однако, в Узбекистане почти на всех свадьбах народ пьёт водку, она на столах почти всегда открыто стоит. А не стоит же крайне редко — в том же примерно 1 случае из 10 (и видимо, в этом случае устроители свадьбы — строгие мусульмане). И народ крайне удивляется, как русский может не пить водку. Ну как так?. А как мясо не есть?. Да ведь так же сил не будет ходить по миру!.

Обряд обрезания — в ранге свадьбы

Как было описано ранее (особенно, в выпусках про Таджикистан), тут в понятие «свадьба» входит и «празднование обряда обрезания» у мальчиков (бывает даже общий праздник для 2-3 мальчиков из одной семьи делается, особенно, если обрез происходит у них в один день). На таких свадьбах тоже бывал часто.

А в последние узбекские дни попал на некую «свадьбу», где праздновали нечто. Так и не понял, что же конкретно. Итак, у родителей две дочки. Возрастом 1 и 3 года… Отмечалось некое событие в жизни тех девочек. Но вот если с празднованием обряда обрезания у мальчиков всё понятно, то с девочками мало понятно. Присутствовавшие на свадьбе люди что-то говорили (но на плохом русском и в поддатом виде) про колыбель, но так до конца и осталось непонятным.

Как сказали, такое событие празднуется узбеками и таджиками (всеми или некоторыми, не известно) и так же важно для девочки, как и обрезание для мальчика. Как-то более нигде не встречалась такая загадочная «свадьба для девочки», ибо практически всегда и везде было известно, по какому случаю торжество.

Также пышно отмечают и помолвки молодых людей, свадьба коих будет через месяц или год.

И вот, на 3-4 узбекских свадьбах выпившие гости постоянно твердили русскому гостю «Вот смотри, какие узбеки гостеприимные«. И так твердили в течение часа раз по 10-20. И дома у кого-нибудь такое тоже бывало.

А вот за таджиками такой нескромности не помнится, максимум задавали вопрос «Ну как тебе Таджикистан?» или «А люди как? «. Да и вообще, таджики (а особенно, памирцы) явно погостеприимнее узбеков и киргизов (а уж россиян тем более).
Конечно, всё сказанное тут на субъективный взгляд. Да и вообще, всё остальное — на него же, мы помним об этом.

Кстати, узбеки (ну скажем, так называемый «среднестатистический узбек») славятся в Средней Азии бОльшей хитростью по сравнению с таджиками и даже с киргизами. А также про узбеков некоторые говорили (в том числе, и сами узбеки), что ленивы они.

Сбор хлопка, коррупция и криминал

Кроме сезона свадеб (но только на равнине) сейчас в октябре-ноябре в Узбекистане ещё и сезон сбора хлопка. 90% полей в Узбекистане — это хлопковые поля. И повсюду при поездках постоянно видно, как идут работы по сбору хлопка. И в этом 2010 году привлекается очень много людей из государственных структур и учреждений. Им практически приказывается ехать в поля с бригадами и собирать хлопок.

Бесплатное жильё и еда им предоставляется, но платят очень мало. А тот, кто не желает работать, может откупиться взяткой, коя примерно в 2 раза больше средней дневной нормы собранного хлопка одним человеком!.
Да, в Узбекистане процветает коррупция на всех рангах. Впрочем, таков местный менталитет, сложившийся столетиями. Это их традиции, и не нам их судить. И примерно та же самая ситуация в соседних странах.

В Узбекистане в первые годы новой независимости (независимости от России и от СССР) ликвидировали всех уголовных авторитетов, либо те сами бежали в Россию (эту историю рассказывали многие люди в разных местах). И государство начало устанавливать полицейский режим в стране. И это в чём-то удаётся. Хотя, криминал есть, но его гораздо меньше по сравнению с Россией. Впрочем, его почти везде меньше в других странах бывшего СССР, да и в азиатских странах тоже, пожалуй.

Ислам в Узбекистане

В 90-е годы также хорошо прижали исламские группировки, которые хотели установить в стране исламские законы. И ныне те почти не показываются. Однако, как говорят местные, по ТВ мало показывают правду. Если что-то случается, то часто почти никто об этом и не знает. А если российское ТВ само покажет сюжет об этом, то узбекскому деваться некуда, и оно тоже показывает (ибо, многие имеют возможность смотреть российское ТВ).

В связи с теми же радикальными исламскими группами власти следят за муслимами. Бороду здесь носят лишь некоторые старики, молодёжи и среднего возраста среди бородатых вообще не замечено, ибо, замучают проверками, видимо так.

Пропаганда религии в Узбекистане

2 года назад запретили всякую пропаганду любой религии. Любой!… Ходить по улице и проповедовать запрещено. А вот ходить в свой храм/мечеть/церковь и молиться своим богам — это пожалуйста.

Эту инфу слышал также от разных людей, в том числе, и от милиционера, коий при прохождении мимо него на улице малого городка Байсун (совсем не туристического городка) спросил документы (всего так было дважды в Узб-не за этот заезд в 2010). И спросил «Не проповедуешь ли что-нибудь?».

Да, правительство Узбекистана не является сильно фанатичным мусульманским, и почти никак не поддерживает сильно верующих людей. Время от времени тут даже бывают волнения на религиозной почве, когда радикальные элементы в лице особо ретивых мусульман пытаются захватить власть в стране, дабы установить близкие к шариату порядки. Но пока до этого все такие попытки подавлялись.

Кстати, это едва ли не главная причина, почему в стране почти нигде не разрешается спать в мечетях, которые запираются на замок, а иногда в них ночуют охранники… Может быть, в сёлах ещё есть шансы заночевать в мечети.

Можно ли ходить в шортах

В Узбекистане полицейские намного охотнее будут цепляться, если ходить с бородой. Исламизм там не в моде (по крайней мере, правительство его не сильно поощряет), по сему шорты — очень даже нормально. Примерно на уровне колен или чуть пониже — самое оптимальное в жару. В Киргизии примерно так же с шортами.
В Таджикистане потрадиционнее народ, и строгих мусульман там побольше, но если шорты будут ниже колен, то едва ли кто-то что-то скажет.

В идеале же по мусульманским понятиям у ног могут быть оголены лишь щиколотки (как и у женщин тоже). Ну или на крайняк — у мужчин максимум половина голени. Чем выше, тем интимнее зона — вплоть до расстрела на месте.

Кстати, на всякий случай. Вахаббиты (это такие очень строгие мусульмане) любят ходить не только с большой длинной бородой, но и в брюках, оканчивающимися чуть выше щиколотки (то бишь, выше нормы на 5-10 см). Легко узнаются именно по этим признакам, ибо, как мне кажется, кроме них так почти никто не ходит в нашем пост-советском пространстве… Правда, в Узб-не шансов их встретить почти нет. Возможно, если они там и существуют, то в другом прикиде.

И вот вспоминается эпизод из своего первого посещения Азербайджана в 2005… Ехал я в пригородном поезде в сидячем вагоне близ Грузинской границы. Была жара, я был в шортах чуть выше колен (тогда я уже знал о мусульманских традициях, но была жара)… Местный то ли кондуктор, то ли мент попросил переодеть трико. Говорит типа «У нас тут мусульманская страна, и так ходить не принято. А тут в вагоне сидят женщины.»

С тех пор в мусульманских странах (особенно, в строгих) стараюсь ходить в шортах ниже колен, чтобы не травмировать местных жителей. Правда, по Индонезии и Малайзии щеголял в шортах на уровне колен, и всё было пучком.

Национальный вопрос

Узбекский язык до революции 1917 имел алфавит, схожий с арабским, в 1924 с приходом Советской власти переделали на латинский (чтобы дальше отдалиться от мусульманского влияния), а ешо через лет 15 — на русский. В году 2002 заменили снова на латинский. Чтобы, видимо, дальше отдалиться от советского прошлого.

Кстати, о прошлом. В главном музее (историческом) страны в Ташкенте второй этаж (первый там как фойе) посвящён истории Узбекистана с первобытных времён до 19 века. А третий этаж (и последний) посвящён эпохе, коя началась с оккупации Россией территории Узбекистана и других соседних земель. Там так и говорится об этой оккупации царскими российскими войсками.

А когда после революции 1917 к власти пришли Советы, то вместо обещанного улучшения жизни народа отобрали у него все излишки и установили свои ужасные порядки (включая разрушение культуры и религии), продолжив таким образом оккупацию.
Про войну же 1941-45 говорится в привычном тоне, как героическая война против фашистов.

Перепись узбеков на таджиков. Это началось ешо в советское время, когда живущих в Бухаре и Самарканде таджиков (ну их там много живёт уже 2000 лет) стали записывать как узбеков, а то непорядок получался. Узбекская ССР, а узбеков-то (представителей титульной национальности) не так уж и много. Ныне это продолжается, как говорят таджики.

Согласно источникам,  Узбекистан во время Ошской резни июня 2010 предоставил узбекам, живущим в Киргизских городах Ош и Джалалабад (и там пострадавшим от нападок/мести киргизов), временное убежище на своей территории, но фактически на границе, а после окончания волнений выгнал всех обратно.
И тех, кто просился на житьё в Узбекистан, тоже отказал. И ранее тоже отказывал. Возможно, боятся занесения новых экстремистов.

Причём, в абсолютном большинстве других стран представителей своей титульной нации ждут и/или приглашают в страну.
Например, Казахстан с гораздо большим удовольствием принимает казахов со всего мира. И поговаривают о том, шо через 2 года вся документация в стране должна вестись только на казахском языке.

Узбекская валюта и её обмен

В Узбекистане валюта это СУМ. И самая крупная купюра — это 1000 сум (=0,4 $).. Самая крупная купюра эквивалентна 0,4$!!! По сему, ходят тут с огромными пачками денег. При выходе из дома (в магазин или ешо куда по делам) надевают на пачку денег резинку и вперёд.

Какова же причина не выпустить правительству более крупные купюры?. Нам это неизвестно. Видимо, боятся быстрой инфляции, которая сведёт на нет реформу денег, а потом снова надо будет всё перепечатывать.

А курсы к иностранным валютам тут интересные, точнее, интересна разница между официальным курсом и «народным» (фактически это чёрный курс, но торгуют «по-чёрному» довольно открыто).
Официальный курс за 1 доллар США — это 1550-1600 сум. Зато повсюду в стране, в любом городке 1$ можно поменять на 2200 сум. Невероятная разница (гос и чёрного рынков) для страны, где такой режим типа полицейского. Менялы есть везде, и все об этом знают.

Причём, за незаконные валютные операции положено наказание. В Узбекистане однажды менял деньги в Ташкенте на главном базаре. Менялы (2 чел) после успешной (для всех соучастников) операции посмотрели по сторонам и тут же ушли с места.

В Кыргызстане валюта называется похоже — сом. Самая крупная купюра там явно дороже крупнейшей узбекской. И в ходу в Кыргызстане имеются разные купюры, например, номиналом в 50 сом (чуть больше 1$). А разные они по цвету и по размеру. Про другие не довелось узнать и не встречал (может, и не обратил внимание).

Ну и в Таджикистане валюта также имеет похожее название — сомони… 1$=5,5 сомони. Значит, это довольно дорогая валюта. Хотя, Таджикистан (как и Киргизия) беднее Узбекистана раза в 2. Во всех них инфляция есть, и примерно одинаковая, и при этом чуть быстрее российской, судя, например, за отрезок 2005-10 годов.


В следующей записи рассказывается о возвращении в Казахстан и о найденной в её южных степях большой древней лодки.

Также имеется список всех статей/отчётов о странах Средней Азии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *