Шахризабс. И суфизм в Узбекистане.

Предыдущий выпуск был посвящён Сурхандарьинской области Узбекистана, окрестностям областной столицы Термез (в том числе, древним буддистским поселениям, пещерам и ступам).

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Шахризабс.
  • Суфизм в Узбекистане.

Шахризабс

Тут (точнее, поблизости в селе Ходжа-Ильгар) родился Амир Тимур, он же Тамерлан. Герой узбекский, коему понаставлено много памятников по всему Узбекистану, выпущены почтовые марки с его изображением, названы улицы его именем, и т.д… Стал он героем, ибо был основателем узбекской государственности и захватчиком земель новых для империи своей. Чем и стал всемирно известен.

Вечером по приезду в сей городок люди устроили на автовокзал, там есть комнаты отдыха для водителей автобусов, разрешили там ночевать.
С утра — осмотр сего исторического города — группа всяких мавзолеев, мечетей, Ак Сарай (остатки огромного сооружения), музей, древняя баня 13 века, коя функционирует до сих пор, в ней же и помылся.
На местных свадьбах был 2 раза — утром в 7.00 (то бишь, традиционный обрядовый завтрак-репетиция главного торжества) и ближе к вечеру уехал из города.
10 км к северу…

*Китаб. Тоже маленький городишко, оказался просто на пути. Хотя тоже древний, но тут ничего не сохранилось. Зашёл в большую мечеть (она в комплексе с медресе) попроситься на ночлег. Как раз попал после намаза, мусульмане выходили из мечети после молитвы… Один из них после ознакомления с паспортом просящего позвал к себе домой. Оказался суфием. А ведь до этого все люди в Узбекистане твердили о том, что ныне суфиев нет в стране.

Так и не запомнилось имя пригласившего на ночлег суфия (да простит он за забывание Его редкого имени, всех редких имён и не упомнишь, а возможно, это и к лучшему, что не упоминается его имя, ибо об этом могут узнать люди из той мечети, не ведающие, по его словам, о том, что он суфий, а не такой простой мусульамнин.

Суфизм в Узбекистане

Итак, суфий поведал следующее. В той мечети, где они молятся, о них (суфиях) знают, как о нормальных мусульманинах-суннитах, кои молятся регулярно в этой мечети. Но не как о суфиях.

И верх, и основа исламской веры — это суфизм (напоминаем, что всё это — со слов того же суфия). И суфии гораздо больше думают о Боге, чем простые муслимы. То есть, думают не только во время молитвы, но и по возможности постоянно.
И в рай к Аллаху попадут лишь сунниты (и уж тем более, суфии), и даже НЕ шииты (другая ветвь ислама, вторая по распространённости после суннитов), и тем паче, никак не христиане с буддистами.

Всего в мире (по его словам) — 25 суфийских орденов (тарикатов)… Но вообще-то, в разное время из разных источников доводилось слышать более крупные цифры — то 40, то 42, то 48 тарикатов (то бишь, орденов), то ещё больше.
А как говорит википедия — «Традиционно считается, что в течение XII—XIV веках в суфизме сложилось 12 основных братств».

Священные могилы (даже мавзолеи) трёх из тех суфийских тарикатов-орденов довелось посетить в том заезде в Узбекистан в 2010 году. Все те похороненные люди жили в 9-10 веках.

Позвавший на ночлег суфий и его община принадлежит к ордену Накшбанди, коий основал Бахаутдин Накшбанди (мавзолей коего в 12 км от Бухары, и об этих объектах рассказывалось в статье про Бухару и окрестности)… Он перед смертью назначил преемника (главного в этом ордене), тот в свою очередь тоже назначил, и т.д…

Все ордены равны меж собой, только разные учителя, говорил тот суфий. Однако, о своём нынешнем учителе он отозвался, как о самом сильном (духовно и энергетически) среди всех остальных мастеров суфизма, ныне живущих. Что и не удивительно — ибо, обычно каждый старается хвалить именно своё.
Суфии также изучают другие религии и философии, а также науки. Молятся 5 раз в день, как и положено суннитам, только чаще думают об Аллахе (по его словам). Также соблюдают все законы шариата.

В этом городке всего 8 суфиев. А в сёлах по району — ещё 7 чел. Сам он стал суфием (после некоего обряда и обучения) один месяц назад. Очень гостеприимен и внимателен. Все адресованные ему благодарности пересылает к Аллаху, ибо, всё это делается под Его покровительством. Да и другие муслимы иногда говорили (в разных странах), что благодарить (за помощь, например) надо в первую очередь Бога, а уж потом человека.

К северу от Китаба 25 км…
*Перевал высотой около 1200 метров. На перевале, и особенно на южном склоне той горы усыпано красивыми гранитными камнями, шёл там по трассе специально пешком вдоль этой красоты.
Км 45 к северу от перевала будет Самарканд (есть отдельная статья о Самарканде и его окрестностях). Но на сей раз не задерживаясь в этом красивом городе, направляемся дальше на север в столицу Ташкент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *