Если в предшествующей серии повествовал о достопримечательностях Хаджоха на левом (западном) фланге реки Белой посёлка Каменномостский (он же Хаджох), то на сей раз речь пойдёт о восточном направлении. И не только об ущелье Мишоко, находящемся буквально в часе неспешной ходьбы от Каменномостского, но и о более дальнем объекте религиозно-культурного назначения.
Итак, погнали.
Но вначале чуток о том, что на Хаджохскую теснину можно полюбоваться не только с западного берега реки Белая, но и с правого (восточного). Там, правда, всего около 3-4 мест, где можно близко подойти к краю и застать красивые виды. Причём, там на обрыве обычно стоят старые заржавевшие перила и даже лестницы. Видимо, в советское время ещё делали.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Мишоковское ущелье.
- Водопады в каньоне Мишоко.
- Свято-Михайловский «Победный» монастырь.
- Окрестности «победного» монастыря.
Мишоковское ущелье
Наверно, 99,9% посетителей каньона Мишоко добираются до него по грунтовой дороге, начинающейся в 100 метрах от моста на Хаджохской теснине (описанной в предыдущем очерке). Путь проходит недалеко от старых печей каменоломни, похожих на маленькую крепость. Потом поднимается наверх и огибает карьер, ныне затопленный и смотрящийся скорее как озеро.
Почти все из паломников прибывают сюда на машинах или микроавтобусах (турфирмы тут вовсю орудуют), и около половины из них, наверно, ограничиваются лишь созерцанием каньона с утёса (там как бы смотровая площадка вдоль него).
Некоторые из каньонных паломников решаются на спуск в ущелье к водопадам (а спуск там очень крутой), другие платят немалые деньги за возможность покататься по канатной дороге, натянутой над ущельем Мишоко. На противоположной скале инструкторы их даже заставляют лазить по отвесным скалам (конечно, со страховкой в виде тросов-верёвок), дабы те почувствовали больше кайфа от высоты, более привычной для пернатых, нежели для двуруких прямоходящих.
Водопады в каньоне Мишоко
Почти все они невысокие. Посетил я там всего три. Вот ниже фото самого эффектного из них, но эффект не от высоты водостока (она около 5-7 метров), а скорее от сопутствующих причиндалов — грот и стоящие в нём пирамидки из камней.
Судя по картам, ущелье можно пройти и от асфальтовой дороги по низу (и согласно карте, водопадов там больше), но я это не осуществил, ибо было скользко и дождило.
Также, если перейти через ущелье на противоположный его фланг, то по верху там можно пройти в южном направлении (вдоль тропы зачастую симпатичные виды), и через примерно 5 км попасть на канатную дорогу (кстати, близ верхней станции которой имеется парочка небольших пещер).
И по канатке можно спуститься к станице Даховская, от которой, в свою очередь, прогуляться ещё и по западному берегу реки Белой через водопады Руфабго и Мезмайский (это если по низу, но можно ещё и поверху с несколько другими видами) к эффектной Хаджохской тесине, и замкнуть круг почёта «от Хаджоха до Хаджоха».
Свято-Михайловский «Победный» монастырь
Этот православный объект (чуть ли не всесеверокавказского значения) дислоцируется в 15 км от Каменномостского на восток. В посёлке Победа, почему я и обозвал его победным. А вообще, насколько я понял, полное имя сего объекта пишется так: «Свято-Михайло-Афонская закубанская общежительная пустынь — мужской монастырь».
Монастырь не такой уж и древний (началось строительство в 1877 году по инициативе понаехавших в эти края казаков), но почему-то в дореволюционные годы он принимал аж до 150 тысяч паломников в год. Наверно, это благодаря большому количеству монахов и соответствующему эффекту от их молитв. Во время СССР монастырь был закрыт, и лишь в 2001 году его снова отдали русской православной церкви.
Ныне на входе в обитель дежурят уже современные казаки в красивом обмундировании (впрочем, такую же картину можно наблюдать и в самых крупных церквях безмечетного Краснодара).
Не исключаю, что такой красивый казакский прикид больше для понтов (типа исторические традиции), нежели для охраны.
Сейчас в монастыре я насчитал две (не помню, чтобы было три) наземных церкви, и одно помещение подземное. Наверно, тоже церковь, но туда под землю просто так не пускают, а лишь с оплаченной экскурсией. Но может быть, это захоронение монахов. Но проходящий мимо живой монах не соблаговолил хоть вкратце рассказать, что это такое, послав вопрошающего допытываться у экскурсоводов. Ну да бог ему судья.
Как я и ожидал, в оном монастыре на ночлег берут нормально, почти без лишних вопросов. Но забирают паспорт до того момента, когда выписываешься от них. Дают простыни, матрасы и одеяла там уже есть, а спать на двухярусных нарах. Вписался к ним только на одну ночь, которую провёл совершенно один в большой комнате на примерно 18 наро-мест (при этом, у всех остальных обитателей монастыря свои комнаты). Видимо, 99% посетителей монастыря ограничиваются лишь дневным в нём пребыванием без всяких ночёвок.
В трапезной тоже хорошо угощали, хотя там есть места и для платного кормления паломников.
Монастырь сильно разрушен безбожными коммунистами, оставивших в живых лишь около половины от старинных построек, многие из коих уже так или иначе отреставрировали. Но кое-что и в ближайшей округе тоже имеется.
Окрестности «победного» монастыря
Там, собственно, один маршрут для паломников, идёт в северо-восточном направлении (по указателям «к святому источнику»). Сначала через метров 500 после монастыря будет поворот направо к древнему пещерному Византийскому монастырю (то есть, когда-то тут и греческая церковь присутствовала) и там крутой 4-6-минутный спуск к этой нежилой пещерной обители.
Размеры пещерных апартаментов небольшие, минут за 15 я там все коридоры прошёл. Наверно, поблизости имеются и другие выдолбленные древними монахами пещеры, но знают о них лишь археологи и, возможно, нынешние обитатели монастыря.
На этой планете самым большим скоплением пещерных жилищ, церквей и прочих человеческих подземелий является турецкая местность Каппадокия, в коей я провёл суммарно более двух месяцев.
Далее через примерно 1 км хорошо оборудованная тропа с перилами и ступенями выводит на верхушку горы Физиабго (высотой 992 метра от уровня моря). Там наверху и часовня, и святой источник (считающийся тут «гвоздём программы»), и виды с горы симпатичные (конечно, не сравнимые с горами в каком-нибудь приэльбрусье, но для «нормальных» городских жителей это, наверно, красиво).
Почти все приезжающие в монастырь люди топают и сюда на гору (но обычно говорят «к источнику», а не на гору), ибо это относительно несложная прогулка по холмистой местности.
Следующий доклад посвящён интересным объектам по дороге из Каменномостского в Майкоп.
Также имеются ссылки и на остальные северокавказские несекретные материалы.