Северный Таджикистан. Долина реки Ягноб и её жители ягнобцы.

Предыдущий выпуск был посвящён «Дому для всех» в Душанбе, водопаду Гусгарф и долине реки Зеравшан и переходе от села Дарг через перевал в кишлак Бидев и Ягнобскую долину, о которых и пойдёт речь в этой записи.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • История Ягнобского народа.
  • Современное житие ягнобцев.
  • Кишлаки (сёла) Ягнобской долины и окаменевшие деревья/плоды.

*Bidev. Высота — 2600 метров. Сей кишлак является самым легкодоступным кишлаком Ягнобцев в сей долине, ибо является самым нижним по течению реки и самым ближним к цивилизации и к большим сёлам и городам… Все остальные поселения ягнобского народа — к востоку вверх по реке. И их довольно мало. Всего-то 7 кишлаков по 4-8 домов в каждом, в коих живут герои сего рассказа, и поведавшие почти всё то, что тут будет понаписано о них самих.

История Ягнобского народа

До 1970 года в долине жило в 5-10 раз больше народу. Дороги в долину не было. И советская власть вывезла всех людей на вертолёте (и наверно, далеко не 1 рейс был) в доступные места с дорогами. Дали всем бесплатно дома, дали работу.
Но не жилось ягнобцам на новом месте. И через 3 года некоторые из них сами ушли обратно в свои края. Через время их опять вывезли на вертолётах. И вновь через 3 года — в 1982 году — они же (а может, и другие уже совершали сию попытку) пошли обратно. Больше их не трогали.

В советское время в связи с труднодоступностью мест некоторых мужчин забывали призывать в армию. Один пошёл в 30 лет по собственной инициативе, написав заявление. В его доме была проведена первая ночь в ягнобской долине.

Язык ягнобский имеет НЕ много схожести с современным таджикским. А является одни из древних согдийских языков (восточно-иранская группа языков), кои были прототипами современного таджикского языка. И живя в таком труднодоступном месте, сохранили свой язык.
А слово «кишлак» вообще-то из ягнобского языка, а не с другого какого-либо современного. Ибо, на других языках «село» называется другим именем, но не «кишлак». Об этом поведали сами ягнобцы, некоторые из которых владеют русским (но не так хорошо, как в остальном Таджикистане).

Как же они (ягнобцы) там оказались???. Во время арабского завоевания Средней Азии (то бишь, тысячу лет назад) некоторые жители не захотели принимать веру исламскую и подчиняться новым правителям. И ушли в такую труднодоступную даль, что туда завоеватели уже не шли. И жили себе, пока их не тронули советские власти.

Современное житие ягнобцев

Дорога (грунтовая, пыльная) с Большой Земли ныне властями по-маленьку делается — в год км по 4. И сейчас (в 2010 году) эта пыльная дорога доходит до того кишлака Бидев и продолжается далее к востоку на 7 км.

Но большинство ягнобцев живут в поселениях пока вдали от дороги — надо топать вверх минимум час. Но легко пользуются ишаками, таская на них грузы и себя. Ныне в таких маленьких кишлаках даже школы есть!… И даже электричество! Но оно пока не с ГЭС протянуто, а с собственных генераторов. В каждом кишлаке есть по генератору, кои покупаются и устанавливаются сельчанами на свои же средства.

А средства откуда?. От продажи баранов, коз и коров. Каждой осенью продаётся много скотины, которая накопила много жира и шерсти в горах, и оттого стала ценнее. Вот и идут каждое лето чабаны со скотиной в горы, как можно выше.

Но, вообще-то, за каждую скотину надо платить государству. Баран, например, стоит 5 сомони (1$) в год. Деньги идут в пользу гос-ва. В Киргизии такая же ситуация и пошлина на скотину.

Впоследствии ягнобцы приняли-таки ислам. Но осталось у них много элементов Зороастризма (их бывшей религии, имеющей много общего с огнеопоклонничеством и язычеством). Например, нельзя дуть на огонь. Мечети у них в сёлах тоже есть, по одной мечети на 3-4 дома. Мечети совсем маленькие и похожи на домик с верандой. В одном кишлаке заметил могилу в образе лодки.

Кишлаки (сёла) Ягнобской долины

Итак, от кишлака Бидев через 7 км дорога кончилась. Далее — тропа с интересными мостами через реки. И ещё 7 км до…

*Пскон. Кишлак из 7 домов. Здесь что-то совсем стал плохо себя чувствовать, снова поднялась температура тела (что-то она зачастила за последний месяц-полтора, видимо, в связи с постоянным похождением по горам, где не очень тепло и часты ветра). Люди предложили отлежаться в их доме. Утром было нормально.

Далее на восток не пошёл. Там до последнего кишлака ешо км 10… Это — Кирионте. Говорят, что жители сего села по-ягнобски не говорят, а знают лишь таджикский. А пришли, может, лет 30-70 назад сюда. Наверняка, с той самой Зеравшанской долины, что к северу. Близ Кирионте есть ешо 1 перевал (высотой 4060 м) в направлении кишлака Гузн в долине Зеравшан, параллельной долине Ягноб.

Обратно от Пскон 4 км до слияния 2 речек, и поворот на юг на другую речку и тропу. Там км 8-9 (мимо 1 кишлака из 3 домов) до…

*Куль. Тоже живут ягнобцы. От сего села (где 8 домов) люди показали тропу через горы (короткий путь) на кишлак Нуметкун, коий уже на дороге и близок к Бидев.
*Нуметкун. Следующая ночёвка здесь.

Одной из особенностей долины являются (судя по информации из инета) «ископаемые леса» — окаменевшие деревья с большими стволами до 1 метра в диаметре. Но ни в одном кишлаке никто не мог подтвердить сие, и удивлялись сей инфе. Наконец, в этом селе Нуметкун люди поведали, что за селом Пскон в 3 км — есть окаменевший плод огромной то ли дыни, то ли тыквы. Но обратно в Пскон уже идти не хотелось.

И с утра 33 км к западу вниз вдоль реки Ягноб (и последние 10 км там очень красивы — через ущелье с песочными «грибами» и «столбами»).

*Анзоб. Высота 2200 м. Большой кишлак на реке Ягноб, но тут не говорят по-ягнобски, ибо ягнобцы остались на 30 км позади.

Продолжение в следует в статье о горящих углях на склонах двух гор, о сидящем 1000 лет в пещере человеке и об озере Искандеркуль.

А ещё есть список статей/отчётов о странах Средней Азии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *