Музеи-шедевры в Верхней Пышме и УГМК

Это вторая моя статья об интересных объектах Свердловской области. Предыдущая серия была посвящена областной столице Екатеринбургу и его интересным местам и музеям. А в этом выпуске речь пойдёт о городе Верхняя Пышма, дислоцирующемся от столицы буквально в 10 км на север.

Город Верхняя Пышма считается «Медной столицей Урала». Именно в нём есть комплекс объектов, произведший на меня самое сильное впечатление за всю поездку по Свердловской области. И хотя, я и ожидал тут увидеть нечто интересное (всё-таки, заранее чуток почитал о существовании интересностей в городе), но такого даже представить не мог.

И такие впечатления от рукотворных объектов бывают у автора далеко не в каждой области России и даже не в каждой посещённой им стране (речь идёт именно об объектах, созданных человеком).

Пока это у меня первая статья, где я не только описываю промышленный объект, но и высказываю хвалебные слова в адрес его руководителей.

первый этаж музея ретро-автомобилей в Верхней Пышме

На первом этаже музея ретро-автомобилей (в кадр вошла лишь 1/4 экспонатов на первом этаже)… Кузова таких машин обычно изготавливались на заказ в различных ателье по выбору покупателя машины. Среди экспонатов есть такие знаменитости, как Роллс-Ройс и Кадиллак.

Содержание:

  • Что такое «Уралэлектромедь» (с небольшим музеем) и УГМК.
  • Музей военной техники.
    • И прилегающая открытая площадка с огромнейшим числом единиц военной техники.
  • Автомобильный музей (с ретро-автомобилями и множеством прочих движущихся колёсных средств).
    • Режим работы музеев в Верхней Пышме.
  • Прочая благотворительность УГМК.
  • «Заурядный» (по сравнению с вышеописанными музеями) исторический музей города.

Уралэлектромедь и УГМК

В городе есть предприятие «Уралэлектромедь». Находится почти в центре этого не очень крупного города (население 70 тыс чел). И это предприятие не только главное в городе, но и имеет огромное значение для всей России.

В 2010 году город и завод «Уралэлектромедь» посещали два высочайших Российских чина. В апреле их навестил Патриарх Кирилл, а следом за ним в ноябре 2010 тот же самый трюк повторил сам Владимир Путин, что говорит о значимости завода.

Но тогда тут ещё не было двух сногшибательных музеев (можно их даже назвать музеищами) и открытой площадки с несколькими сотнями танков, бронетранспортёров и другими большими военными причиндалами.

А когда отгрохали этот комплекс (и продолжают расширение), то с туристической точки зрения это уже становится очень притягательным местом… И если в Свердловской области про это знают уже многие, то за пределами области пока мало кто слышал.

"Моторный броневой вагон МБВ-2" в Верхней Пышме

Открытая площадка около музея военной техники имеет множество уникальных военных экспонатов. Как например, оный «Моторный броневой вагон МБВ-2″… Участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Всего было выпущено два таких броневых вагона… На нём установлены 3 пушки, 4 пулемёта Максима, 8 пулемётов ДТ, и одна зенитная установка.

Я хотя, и пацифист (не приветствую ни войну, ни какие-либо конфликты, ни производство военной техники), но люблю на всё это смотреть как на историю (особенно на события прошлых лет). И коли уж оно было (войны и производство оружия), то почему бы и не почтить их памятью (как мы посещаем исторические крепости, а ведь когда-то там лилась кровь). В любом случае, это часть нашей жизни.

Надеюсь, что когда-то в будущем человечество (в своём большинстве) придёт к тому, что энергию лучше тратить не на разрушение, споры и конфликты (которые по своей сути почти одно и то же, о чём я когда-то написал эту статью по приведённой ссылке), а на созидание, взаимопонимание, терпимость и на прочие позитивные вещи.

Вид из окна музея ретро-автомобилей.

Вид из окна четвёртого этажа музея ретро-автомобилей. На кадре видна почти вся открытая площадка с выставленной военной техникой… Ближайшее белое здание (трёх-этажное) — это сам музей военной техники, за которым скрывается ещё некоторая часть открытой площадки, невидимой отсюда… Серое строящееся здание справа — это будет городской драмтеатр (для городка в 70 тыс чел размер впечатляет), он уже почти достроен… Слева — завод «Уралэлектромедь», отделённый от «открытой площадки» забором.

В управляющей конторе завода «Уралэлектромедь» имеется небольшой музей сего завода. И как и большинство подобных музеев при больших солидных заводах, является бесплатным. Он, правда, не очень-то большой. Но экскурсия по нему интересная, длится около 30 минут (в зависимости от тех, кому рассказывается).

На экскурсию надо записываться заранее по телефону. Или можно рискнуть и наобум попробовать придти туда в контору (находится в 300 метрах от «Музея военной техники»), и если вам повезёт, как мне (в тот час экскурсовод была не занята), то вам разрешат тут же и посетить музей. Обязательно надо иметь с собой паспорт (ибо, выписывают одноразовый пропуск), охрана там очень строгая (ибо, предприятие соответствующее).

медная продукция завода "Уралэлектромедь" для фронта

Эту продукцию (медные заготовки, которые потом переплавлялись) поставлял завод «Уралэлектромедь» на фронт во время Великой Отечественной Войны. Снято в музее сего завода… Основная часть снарядных гильз и патронов (выпускаемых в СССР в 1941-45 годы) производилась из пышминской меди на этом заводе.

Как-то хозяин завода «Уралэлектромедь» решил объединиться с другими предприятиями (и видимо, их просто скупил по очереди), и этот альянс был назван УГМК (Уральская горно-металлургическая компания). В состав УГМК входит более 40 предприятий в 11 регионах России. Ну а «Уралэлектромедь» остаётся главным предприятием… В состав холдинга входит и своя строительная компания, строящая объекты не только в Верхней Пышме, но и за пределами.

Музей военной техники «Боевая слава Урала»

Он начал создаваться в 2006 году на территории завода «Уралэлектромедь», а потом стал так разрастаться, что пришлось строить отдельную площадку (под открытым небом) и большое здание для музея, вплотную примыкающие к заводу.

В 2013 году открыли музей с тремя этажами (в стиле выставочного центра времён СССР), на которых ныне стоит огромное число военной техники, начиная от пушек, мотоциклов, танков, самолётов, и т.д., и заканчивая ружьями, миномётами, водяными флягами и прочим военным снаряжением (производства 20 века, в основном его середины). И не только произведённого в Советском Союзе, но и в некоторых других странах.

Боевые машины 1920-30-х годов

Боевые машины производства 1920-30-х годов на втором этаже музея военной техники.

И хотя сей объект официально называется <<Музей военной техники «Боевая слава Урала»>>, но на самом деле, там далеко не все экспонаты являются произведением уральских заводов. Думаю, что меньшинство.

Возможно, изначально (когда музей дислоцировался ещё на территории завода) большинство из экспонатов были родом с уральских заводов. Однако, ныне ситуация в корне поменялась. По сему, я убрал из «подзаголовка» параграфа слова «Боевая слава Урала».

музей военной техники Верхней Пышмы

На первом этаже музея военной техники. Слева видно, как подвешены самолёты (они так висят до третьего этажа), а справа в ряд стоят советские танки 1920-1930-х годов… Например, ближайший к нам танк — это Т-26 (выпускался в 1931-34 годы) боевой массой в 8 тонн и экипажем в 3 чел.

Ручные гранаты в музее военной техники

Ручные гранаты в ассортименте на третьем этаже музея военной техники.

Открытая площадка с военной техникой

Вокруг музея имеется огромных размеров открытая площадка (и она бесплатна для посещения!), на которой стоит ещё не одна дополнительная сотня представителей военной промышленности.

И в среднем они более крупные (чем внутри музея). Там имеется самолёты, вертолёты, военные катера, бронетранспортёры, зенитки, и снова очередные пушки и танки (в том числе, американские и английские). А также бронепоезда, эвакуационные эшелоны, и прочие военные ж/д составы. Этого добра там не одна сотня единиц (примерно 200-300, как мне кажется).

 Артиллерийская бронеплощадка ПЛ-43 в Верхней Пышме

Артиллерийская бронеплощадка ПЛ-43 (входившая в состав бронепоездов БП-43 в Великой Отечественной Войне). Состоит из 4-5 вагонов, каждый из которых имеет разную форму и несёт на себе разные виды вооружения — пушки, пулемёты, зенитки, и т.д…

Оная открытая площадка пока бесплатна для посещения. Возможно, когда-то и она станет платной. А, может быть, так и останется без-оплатной (учитывая отношение руководства УГМК к людям). О режиме её работы (и двух платных музеев) смотрите ниже в параграфе «Режим работы музеев».

Сей музеище военной техники давно уже приобрёл статус общественного филиал центрального музея вооружённых сил России. Но на самом деле, это ещё слабо сказано… Открытая площадка и оный музей военной техники намного превосходят (по своему размаху и количеству выставленных на показ единиц) любой из существующих военных музеев (или открытых площадок) в России и, вероятно, на всей планете вообще.

Вид из окна третьего этажа музея военной техники. На кадре видна половина (или даже 1/3) открытой площадки с выставленной военной техникой… Ближайшее белое здание (четырёх-этажное) — это музей ретро-автомобилей… Справа — завод «Уралэлектромедь», отделённый от «открытой площадки» забором….. Крайнее справа маленькое здание из красного кирпича — это общественный туалет (бесплатный!), выполненный в стиле советского периода….. Ну а на открытой площадке на переднем плане стоят бронированные поезда, эвакуационные эшелоны и прочие боевые машины железно-дорожных войск (некоторые из них я раньше даже по телевизору не видел) времён Великой Отечественной Войны.

Музей ретро-автомобилей

Если пройти от музея военной техники через всю открытую площадку (а это метров 400), то будет ещё один музей-шедевр, состоящий уже из четырёх этажей (правда, совокупная высота оных четырёх этажей равна трёх-этажному «музею военной техники»).

Музей ретро-автомобилей

Музей ретро-автомобилей. На первом этаже собрано около сотни таких раритетных (и ныне очень дорогих) машинок.

На первом этаже в оном музеище имеется около сотни раритетных автомобилей начала 20 века (1900-1930-е годы) европейских и американских производителей, в том числе, таких известных, как например, Роллс-Ройс и Кадиллак… Каждая из оных машинок сама по себе стоит не один миллион рублей (ибо, раритеты). Некоторые из этих представленных моделей настолько редки, что ныне в мире их насчитывается по нескольку штук.

В половину из машин можно заглянуть внутрь и посмотреть на столетние спидометры, педали, рычаги и переключатели. Все эти древние иномарки дислоцируются на самом первом этаже музея. На этом первом этаже я провёл чуть более двух часов.

Внутри кабины ретро-машины

Внутри кабины ретро-машины. На данном кадре изображены следующие детали машины (сверху вниз) — круглое лобовое стекло, руль с какими-то переключателями, панель обзора (спидометр и прочие), педали (видимо, газа и тормоз), рычаги коробки передач (видимо, так), клаксон (для звукового оповещения)… Там в музее ещё в десятка три подобных ретро-машин можно заглянуть (не касаясь самой машины).

На последующих трёх этажах машины более современные, но менее дорогие (поскольку не настолько раритетны). Представлены чуть ли не все модели советских легковых машин — таких как ВАЗ (они же «Жигули=Лада»), «Москвич», «Волга», «Победа», «Чайка», «Запорожец» и прочих. А также старинные мотороллеры, мотоциклы, и новые гоночные машины.

модели ЗИС/ЗИЛ в музее в Верхней Пышме

Чёрные машины — это различные модели ЗИС/ЗИЛ, предназначавшихся для высших должностных лиц СССР. Выпускались такие машины в 1950-60-е годы… Перед ними (от зрителя права) стоят мотоциклы сопровождения… Сзади (и правее от чёрных машин) красуются разные модели марки ГАЗ. Например, белое такси — это ГАЗ-21, похожее на «Победу», но посовременнее.

ретро-мотоциклы в музее ретро-автомобилей

На четвёртом этаже музея стоят и ретро-мотоциклы начала 20 века. В том же ряду и мотоцикл Харлей-Дэвидсон (1914 г выпуска). Его надпись «Harley-Davidson» можно увидеть на мотоцикле серебристого цвета, и он стоит за двумя красными и одним чёрным аппаратами.

Как и вышеупомянутые объекты с военной техникой, данный музей с ретро-автомобилями аналогично является наиграндиознейшим среди всех авто-музеев в России и, не удивлюсь, что и вообще на планете.

Режим работы музеев в Верхней Пышме

  • Оба музея работают со среды по воскресенье — 10.00-18.00.
  • Вход в каждый из музеев по 300 руб со взрослых (для школьников, студентов и пенсионеров — по 100 руб). Фотографировать на простые фотоаппараты можно, на более профессиональную технику уже с доплатой.
  • Открытая площадка открыта для посетителей чуток по другому графику — со вторника по воскресенье, кроме понедельника. С октября по апрель — 10:00-18:00, а вот с мая по сентябрь — 10:00-22:00.

Если хотите за один день осмотреть оба музея и открытую площадку, то рекомендую приезжать сюда как можно раньше, иначе у вас получится галопом. Да даже если с самого открытия приехать туда, то вряд ли можно всё успеть осмотреть. Настолько впечатляющи объёмы, количество и интересность представленных экспонатов.

У меня, например, на оба музея в разные два дня ушло по 5-6 часов… Причём, можно и подольше, но уже кушать чуток хочется (причём, в музее военной техники сейчас есть кафе, и я там брал просто горячую воду и заваривал свой чай). И ещё по открытой площадке ходил 3 дня по 1-2 часа.

Марсоход в Верхней Пышме

На третьем этаже музея ретро-автомобилей встретился и такой «Марсоход». На его верхнем бампере красуется надпись, подтверждающая, что это Марсоход… А также другая надпись слева оповещает, что «Марс тоже наш!» (ибо, марсоход то уже есть!)… А вообще, на снимке видно, как в музее продолжаются работы по наладке и ремонту машин, которые скоро должны занять своё место среди прочих сотен экспонатов в этом музее.

Скорее всего, продажа билетов явно не окупит вложенных средств в эти два музеища. Впрочем, может лишь частично окупить затраты на отопление и свет, на оплату всем сотрудникам и охранникам. Но вот затраты на строительство зданий, и закупку всего это древнего оборудования не окупит, наверно, никогда.
А ведь, ещё есть совершенно бесплатная открытая площадка, по которой как минимум пару часов (пару — это если очень быстро) можно гулять и смотреть военные экспонаты.

английская военная техника в музее в Верхней Пышме

На этом кадре — в основном английская военная техника. На переднем плане — Самоходная артиллерийская установка M10 «Achilles» (что переводится как Ахиллес, согласно древнегреческим сказкам — это храбрейший из героев).

Прочая благотворительность УГМК

Окромя благотворительного проекта по созданию музеев, хозяева компании УГМК вкладывают деньги и в строительство других культовых и полезных сооружений в городе Верхняя Пышма.

В городе Верхняя Пышма также есть технический университет УГМК (открыт в 2013) — единственный ВУЗ города и на данный момент это единственный частный ВУЗ России, дающий высшее техническое образование. Профинансирован в первую очередь УГМК.

УГМК (или же их главное предприятие «Уралэлектромедь») проспонсировали строительство 4 храмов разных религий (2 православных церкви, мусульманская мечеть и католическая церковь).

Американские танки в Верхней Пышме

Американские танки, выпускавшиеся в годы Второй мировой войны (и некоторые из них даже поставлялись в СССР в качестве помощи)… На переднем плане — Средний танк М3А5 «Lee». Слева видно истребитель советский… А на заднем плане — «Цех электролиза меди», что ещё раз напоминает нам о том, благодаря кому и чему построена эта огромная «Открытая площадка» и два супер-музея.

Также преимущественно на деньги УГМК уже отгроханы дворец спорта УГМК, ледовый дворец спорта УГМК, городской бассейн, сделана реконструкция центральных улиц, ведётся активная застройка города современными жилыми комплексами, и т.д… Строится огромный ДрамТеатр (для 70-тысячного города его размеры действительно огромны, я уже видел его крышу).

Женская баскетбольная команда УГМК в октябре 2018 года в очередной раз стала сильнейшим клубом Европы, выиграв суперкубок в третий раз.

Исторический музей в Верней Пышме

Ну а это можно назвать заурядным музеем (в сравнении с двумя предыдущими описанными), в котором собрано более 20 тысяч артефактов на двух этажах в доме на ул. Кривоусова, 47. Или это даже скорее краеведческий музей города и района. На осмотр музея у меня ушло 1,5 часа (что в целом весьма неплохо для небольшого райцентра).

4 комментария

    1. Так даже я не слышал, пока не поехал в Свердловскую область, хотя живу тоже на Урале в 600 км от сего города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *