Также есть статья на подобную тему Древний монастырь Святой Катерины (на полуострове Синай в Египте»).
От курорта Хургада (так любимого русскими пляжными туристами, и в последний раз о Хургаде рассказывалось в самом низу рассказа «Гробница Шейха Шазли, 2 дня пешком к Красному морю и продление визы в Хургаде») отправляемся км 230 на с-с-з на север Суэзского залива, где есть два очень священных православных коптских монастыря.
Копты — это народность такая в Египте, исповедующая православное христианство (не идентичное русскому православию, но очень близкое ему и прочим православным церквям, но не католическим). А вообще, есть отдельная статья про христиан-коптов в Египте и как им живётся в этой стране.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Монастырь Святого Павла (St Paul monastery).
- Полиции почему-то не видно (ни на входе, ни внутри монастыря).
- Страусиные яйца в коптских церквях.
- Монастырский сад и древний источник воды.
- Монастырь Святого Антония (St Anthony monastery).
- Красивые окрестности данных монастырей.
Монастырь Святого Павла
(St Paul monastery). Находится на склоне скалистой горы, в 17 км от побережья моря и от трассы (или в 30 км к ю-ю-з от селения Zaafarana, находящемся на развилке трёх важных дорог)… Основан в 4 веке и имеет около 6-7 церквей (в том числе, подземных) в нижней части и ещё 7-8 церквей в верхней части (куда паломников и прочих простолюдинов не пускают просто так).
Церкви строились в разные века, начиная с того самого четвёртого… Это один из самых посещаемых и почитаемых монастырей в Египте (как и монастырь Св Антония, коий будет описан ниже).
Если почти во всех церквях и монастырях в Египте на входе стоит полиция на всякий случай (ибо, не раз были случаи нападения на церкви со стороны радикальных мусульман), то тут почему-то нет полиции (по крайней мере, я их вообще не видел за почти 2 дня пребывания в монастыре).
Хотя, очень возможно, полицейские находятся где-то на территории монастыря. Однако, по дороге (от трассы) в монастырь имеются два поста (с воротами), где простые христиане дежурят и теоретически могут проверить машину. И записывают имя туриста в журнал (иностранное лицо должно быть задокументировано). Ещё в наличии отдельный материал про египетских силовиков и их повсеместные блок-посты и проверки.
Страусиные яйца в коптских церквях
Как можно заметить по предыдущему снимку, в пещерной церкви с потолка свисают предметы, похожие на большие яйца (подвешенные к бревну). Это страусиные яйца.
Такова древняя традиция православных коптских церквей — подвешивать в церквях и прочих помещениях страусиные яйца, порой предварительно нанося на них татуировки украшая их различными выгравированными рисунками и надписями.
В более древние времена в Египте и вообще на Ближнем Востоке водились страусы, но ныне, вроде бы, их ареал обитания сохранился лишь к югу от Египта.
В монастыре разрешили спать 2 ночи, и по сему, почти весь день (меж двумя ночами) был потрачен на брожение по красивым окрестным холмам и каньонам.
Как раз в эти два дня там в монастыре был старый монах, живущий где-то на ближайшей горе уже много лет, и обычно раз в месяц (в выходные, когда много паломников) спускающийся вниз в монастырь и дающий благословение многим желающим.
А желающих действительно много. Стоят в медленно двигающейся очереди (действие происходит в комнате), и когда до них доходит черёд, встают на колени, целуют руку монаха (а в той руке крест), получают от монаха в дар пачку-две каких-то печенек (и/или сок, или шоколад), причём намоленных и освящённых, ибо от рук святого монаха… Та же процедура была проделана с единственным иностранным гостем/паломником, посетившем монаха в тот вечер выходного дня.
Сад и древний источник воды
На предыдущем снимке справа изображён всем известный человек по имени Иисус (он же, по версии христиан, Сын Божий и даже Бог). А вот слева, видимо, один из коптских православных святых, которого любят тоже многие, в том числе и животные/звери (судя по тому, как они лежат у его ног).
В данном саду монахи выращивают всякие овощи и зелень. Вода поступает из источника, находящегося в 50 метрах. В прежние времена это был единственный источник в монастыре. Воды хватало почти на всех.
Но ныне в связи с разрастанием монастыря и приездом многочисленных паломников и прочих любопытных оной воды не хватает, и воду привозят на специальных машинах. Причём, такое явление (развоз воды на грузовиках) в Египте и прочих пустынных арабских странах — вполне нормальное явление. Многие делают на этом деньги.
От монастыря через гору/хребет по тропе можно перейти на с-з в другой очень священный старинный монастырь (Святого Антония), но на это (по словам знающих людей) уходит часов 15 (если ещё точно знать дорогу).
А значит, надо либо летом-весной (когда более длинный день) и начинать путь до восхода солнца. Или идти во время полной Луны, освещающей местность, ибо с фонарём в темноте по таким скалам достаточно опасно. По прямой (то есть, по воздуху) там км 18 к с-з-з (судя по картам гугла), а по тропам, наверно, около 50 км.
По сему, переход в тот монастырь был по асфальтированной дороге в окружную — через селение Зафарана — км 100 в общей сумме.
Монастырь Святого Антония
(St Anthony monastery). Святой Антоний пришёл сюда в конце третьего века и основал сей монастырь (и впоследствии названный его именем). Считается (согласно некоторым источникам) самым старым сохранившемся и действующим монастырём на этой планете.
Как и многие другие древние монастыри Египта, сей продукт Святого Антония тоже несколько раз разрушался и рзграбливался арабами, опустевал (или там оставалось минимум монахов) и потом вновь обретал всё больше постояльцев.
В монастыре Святого Антония тоже есть несколько древних церквей, но они не так открыты круглоденно, как нижние церкви в предыдущем монастыре. А чтобы посетить их, двери должен открыть священник (коих в монастыре далеко не один). Для иностранных посетителей выходит англо-говорящий священник.
Мой гид в рясе показал мне самые интересные вещи/помещения/церкви (и открытые для посетителей) в монастыре, рассказал историю, разрешал фотографировать даже древние фрески (без вспышки, разумеется).
Тот же священник мне даёт благословение на 2 ночёвки и на лазанье по симпатичным окрестным скалистым горам (на которые мне, конечно же, хотелось забраться ввиду своей «горной болезни»). А ещё я как-то написал 3 статьи про ночлег в христианских монастырях и церквях (ссылка на первую статью), есть также и про устройство и устав монастырей.
Большое спасибо ему и всем прочим людям, помогавшим мне в ночлеге в самых разных местах и ситуациях!
А вот современная столовая у них тоже весьма интересная, с аквариумами и котом, лазающем по аквариумам и аппетитно смотрящим на рыбок, и пытающимся их цапнуть. Сотрудники столовой любезно дали овощей (и другие съестные вещи) на весь следующий трудный день (хотя, нынче-то кому и когда легко??).
Если от монастыря Святого Антония двинуть на запад км 200, то там будет город Бени Суейф (Bani Suweif=Beni Suef), но об этом в следующей серии про Бени Суэйф и Эль Файюм, пирамидам вокруг них и захват меня на 5 часов в плен местной полицией.
Ох, как жаль, что мы мимо них проехали, не знали! Спасибо за информацию!
Классное путешествие. Люблю природу и старинные постройки
Красиво и познавательно. Жаль, что раньше я воспринимала Египет только как all inclusive)))
Ничего страшного. Думаю, это у большинства людей дела обстоят таким же образом. В любой стране есть зона для туристов со всеми удобствами и зона (или скажем так — ниша) для другого класса посетителей данной страны. Причём, этот класс может делиться на более мелкие виды и подвиды. Например, на любителей природы гор (идущих с рюкзаками), на автостопщиков, странствующих с минимальным бюджетом (а некоторые вообще без денег, как нпаример, автор оных строк), и на некоторые другие типы.
Одни на пляж, другие в монастырь… 🙂 Я бы тоже пошла по второму пути)
Так как я не была в Африке, то пейзажи цвета охры кажутся мне инопланетными. И эти неровные строения с несимметричными окнами… Будто дети налепили из мокрого песка)