В данном случае слово «комичны» произошло от названия республики Коми, в которую я ворвался из похожего по названию Коми-Пермяцкого округа, дислоцирующегося южнее Комичной республики.
Среди народности коми (или по-другому коми-зыряне) имеются следующие основные этнографические группы: верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы, распространенные по разным углам республики. Видимо, все они имеют свой языковой диалект. И насколько я понимаю, народ коми-пермяки — это отличный от коми, хотя и имеющий с ними много этнического и языкового сходства.
В самой же республике Коми представителей оной титульной национальности не очень много (в отличие от того же Коми-Пермяцкого округа), и русских тут в 3 раза больше коми-зырян.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Старинный посёлок Кажим (у границы с Коми-пермяцким округом).
- Священная деревня Ыб.
- Райцентр Выльгорт.
- Сыктывкар — самый крупный «комичный» город Российской империи.
- Церковно-монастырское село Усть-Вымь.
- Город Ухта.
Старинное село Кажим
Он расположен в 50 км к западу от границы с Коми-пермяцким округом (если ехать от последнего с Коми-пермяцкого райцентра Гайны, то будет 180 км). Подвозивший водитель ехал буквально до этого села, в котором в тот день отмечался «День села» (да, бывает и такое в маленьких поселениях, а не только в городах). И я решил посмотреть на это действо.
В целом Кажим неожиданно показался мне интересным (ну для села, конечно), в нём оказалось несколько полуразвалившихся исторических сооружений. Между Усть-Чёрная (крайним селом в Коми-Пермяцком округе) и Кажимом нема асфальта и, кажись, никогда не было, а вот с Кажим (по пути на Сыктывкар) сразу начинается хороший асфальт.
От Кажим на с-з 166 км до Ыб (по пути пришлось проситься на ночлег в церковь в райцентре Койгородок, а вообще как вы уже наверно, начали замечать, очень многие поселения в Коми имеют какие-то нерусские названия, а это по причине, что коренное население тут совсем не славяне, а коми, у коих и язык совсем другой, финно-угорский).
Священная деревня Ыб
Народ коми (они же коми-зыряне) исповедует в основном христианство, в связи с чем тут в Коми почти нет мусульманских молебных заведений, но зато много церквей. А в этой деревне Ыб имеется несколько старинных или восстановленных церквей и часовен (правда, все они некрупного размера) и даже один женский Серафимовский монастырь, близ коего стоят два огромных вагона поездатых (для периодического заселения туда нахлынувших паломников, хотя во время моего нашествия пилигримов не было, да и заселился я в другом православном Ыбском приюте).
В самом центре села на главной улице при въезде стоит самая центровая церковь (Церковь Вознесения Господня), при которой расположен тот самый «православный паломнический центр», в коем мне разрешили оставаться на пару ночей/дней. Однако, хватило и одной ночи, и за проведённые в селе сутки я успел всё самое интересное посетить.
Итак, в Ыб навестил краеведческий музей, большинство церквей, женский православный монастырь, к коему пришёл через окраину от «Финно-угорского этнопарка». Это примерно в 2014 году сделанный комплекс, где рассказывается о финно-угорских народах, их культуре, быте, традициях (как бы музей под открытым небом и в помещении, или можно назвать «выставкой достижений финно-угорского хозяйства»). Там же есть детская «тропа сказок».
Наверно, местные жители называются ыбчане.
От Ыб на север 54 км до Выльгорт…
Райцентр Выльгорт
Он расположен чуть южнее столицы республики (там буквально 6-7 км до центра Сыктывкара), и в нём тоже есть музей. Причём, расположен в красивом старинном здании, в 19 веке выполнявшем функции начального училища.
А вообще, забавно, что Выльгорт — это административный центр Сыктывдинского района, который окружает Сыктывкар почти полностью на многие километры — с юга, запада и севера, и лишь с восточной стороны дислоцируется другой район.
Сыктывкар — самый крупный «комичный» город
Да не обидятся за мои шутки жители республики и сам титульный народ (по имени коми), ну уж люблю я иронизировать, пародировать и шутить. И над собой тоже порой смеюсь. В Сыктывкаре тоже есть несколько забавных старинных зданий. Также посетил музеи геологический (это самый интересный тут музей, с очень хорошей коллекцией интересных камней), музей республиканский и музей/выставку этнографии.
Ещё необычным в Сыктывкаре является то, что его аэропорт расположен почти в центре города. Хотя, это лишь вход в него близок к центру (буквально в 1 км от самой главной Стефановской площади и музея), а самолёты взлетают и садятся чуть подальше.
От столицы к северу 72 км до ещё одного интересного культового села.
Церковно-монастырское село Усть-Вымь
Оное село тоже привлекает достаточно много паломников, хотя, как мне показалось, чуть меньше по сравнению с Ыб. В Усть-Вымь одна-две отдельно стоящих церкви и один большой мужской монастырь (Михайло-Архангельский Усть-Вымский монастырь), на территорию коего просто так не пускают даже мужчин (если только не на церковную службу в их внутреннюю церковь), не говоря уж про обретение ночлега в оном монастыре. Видимо, в нём очень строгий устав, и монахи усердно молятся, и не желают отвлекаться на простолюдинов.
Ещё в Усть-Вымь есть достаточно интересный музей, и его сотрудники могут провести в обособленно стоящие дома (пара деревенских усадеб 19 века), где представлен примерный быт и уклад сельской жизни того исторического периода.
От Усть-Вымь на с-в 250 км…
Город Ухта
Мне он показался самым богатым из всех городов в республике Коми. Видимо, потому, что основа экономики города — это газовая и нефтяная промышленность. Отсюда почти все углеводороды гонят на запад в сторону Москвы. В Ухте мне очень легко удавалось находить бесплатные фрукты и овощи, которые лишь чуток начинали портиться или имели пару царапин. А это говорит о том, что местные чуть ли не брезгуют такими продуктами, и хозяева ларьков относительно легко их отдают (по сравнению с более бедными регионами или городами).
В Ухте из достопримечательностей я бы, во-первых, выделил церковь (Храм Святителя Стефана Пермского на ул Октябрьской, 8), оккупировавшую бывший дворец культуры (а не наоборот, как это частенько бывало в СССР), это весьма забавное и необычное зрелище.
Запомнились прикольные двух-этажные дома в виде бараков, построенные, видимо, ещё в 1950-е годы. Судя по их архитектуре, то возможно, строили их пленные немцы.
Среди музеев обязательно упомяну местный краеведческий и комплекс выставочных залов предприятия «Газпром Трансгаз Ухта». Вход в сей «Газово-музейный» комплекс бесплатен (как обычно и в прочих подобных музеях при каких-либо современных предприятиях), и в нём наглядно показана история добычи углеводородов и современный рабочий процесс.
Ссылки на все прочие мои очерки об Уральском регионе можно обнаружить в разделе о Российской империи.