После 16-дневного пребывания в Дагестане (последний эпизод коего рассказывал про районы южного Дагестана и про несколько полицейских проверок в нём) состоялся переход в Азербайджан.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Райцентры Кусар и Куба с живущими там лезгинами.
- Посёлок Красная Слобода с живущими там горными евреями.
- Село Хыналыг с его уникальным языком и прекрасными пейзажами вокруг.
- Традиционная свадьба в селе Хапут.
- Водопад Афурджа.
Перешёл границу на пешем переходе Новофилейский… Далее 50 км к югу…
КУСАР (Кусары=Qusar). Райцентр. В районе живут лезгины, но язык отличается от языков других лезгинов, особенно тех, что в Дагестане, и которые там живут тоже близ границы. Музея осмотр, и далее к югу 12 км…
Куба
(Ещё пишется Губа, а по-азербайджански Quba). При произношении названия ударение на А (не путать со страной Куба)… Ещё один райцентр преимущественно с лезгинами. Есть симпатичная старинная мечеть (называется Хаджи Джафар, а по-азербайджански «Hacı Cəfər Məscidi») с узорами на входной двери, весьма нестандартными для мечетей. Через реку по мосту — поселок Красная Слобода.
Красная Слобода и горные евреи
Красная Слобода по-азербайджански пишется «Qırmızı Qəsəbə». Интересен сей посёлок тем, что большинство жителей тут — евреи, поселились давно. Считаются как бы «горными евреями», но этих «горных евреев» — несколько видов, некоторые даже с разными вероисповеданиями бывают (а это уже народность таты). Однако, как мне указали в комментарии к статье, а я потом это проверил, правильнее называть Горские евреи, а не Горные, и это слово я чуть выше зачеркнул.
А тут в Красной Слободе — вроде как обычные иудеи, только с примесью азербайджанской (всё-таки, скорее всего, они смешивались с местным населением). Однако, в Израиле этих Горских евреев не считают за «нормальных» евреев, а скорее за кавказцев, а на Кавказе, их наоборот считают евреями. Горские евреи говорят на языке Джуури (горско-еврейский язык), это диалект татского языка иранской ветви индоевропейской семьи.
Кстати, в 2014 году меня всё-таки не пустили в Израиль, выслав из страны, перед этим ещё посадив на ночь в «иммиграционную тюрьму» (у меня как раз есть две статьи на эту тему по указанным ссылкам).
Интересно пройтись по улицам в Красной Слободе (их фактически тут две, параллельные реке, обе по 800 метров длиной). Куча дорогих особняков, порой целых замков. Ну прямо как совсем не Азербайджан, а Европа… Ооооочень богато живут, похоже (хотя, наверно, не все из них)… Говорят, что почти все из этих местных Горских евреев имеют бизнес не тут, а в России. Люди в поселении приветливы, дружелюбны… Также в википедии указано, что «Горские евреи Азербайджана являются единственной еврейской общиной СНГ, демонстрирующей относительно благополучную демографическую ситуацию и в постсоветский период».
Спал в кафе за селом на трассе, куда пристроил гаишник.
Далее к ю-в 55 км в горы до далёкого горного села Хыналыг… В второй половине пути — дорога очень красива и проходит через длинное ущелье. Достойна для прохождения пешком.
Село Хыналыг
(по-азербайджански пишется «Xınalıq»). Дислоцируется на высоте 2100 метров (одна из самых высоких на Кавказе вообще). Раньше в это тупиковое село на машине проехать можно было лишь через большой крюк км в 100.. Дорогу новую прорубили лет 5 назад через длинное узкое ущелье, очень красивое. Даже асфальт положен. Для такой малонаселённой местности в Азербайджане это большая редкость.
Но, возможно, всё это благодаря туристическому интересу, ещё и раскрученному на государственном уровне. Здесь в селе почти ежедневно, похоже, бывают в среднем или как минимум по 5-10 туристов. Добираются на такси обычно. Потом гуляют немного, в том числе, и по окрестным горам.
Село Хыналыг примечательно тем, шо тут в селе разговорный язык жителей ничем не похож ни на какой другой в мире, даже на языки близких селений или народностей. Впрочем, такое уже встречается не впервой. В селе музей есть.
От села по щебёнчатой дороге, идущей параллельно главной дороге в Хыналыг (но стоящей от неё выше метров на 300), к востоку км 20 через Калайхудат до Крыз (на пол-пути сон был у чабанов).
От Крыз к югу км 15 через сёла Джек и Алик до села Хапут…
Традиционная свадьба в селе Хапут
Ещё одно небольшое село, тупиковое. Сюда туристы уже практически HE забредают. В селе попал на свадьбу. Она началась ещё утром, справляли сначала в доме невесты, потом к жениху пошли. Там недалеко и танцы были на мини-площади.
Парных танцев (мужчина-женщина) вообще не было. Танцевали или чисто мужские, или чисто женские, или общие кружения. Мужские танцы очень быстрые, порой в сумасшедшем темпе, с элементами лезгинки. Мужчины (или парни) танцуют друг с другом или в группе других мужчин.
Музыкальные композиции тут не самые длинные (по сравнению с композициями, например, на свадьбах в соседнем Дагестане), «всего лишь» по 5-7 минут. Иногда они не доигрываются живым оркестром (из 6 чел) до конца, ибо, кто-то из танцоров подходит и просит сбацать что-то другое. Почти не ругаются при этом.
Деньги к танцам тут по-другому прилагаются (в отличие от виденных неделей раньше танцев в Дагестане). Деньги не суют в руки женщинам, а кидают на головы танцующих и даже в их лица. У оркестра сидит мужчина, брат жениха и возле него кейс с купюрами (купюры — по 10 российских рублей!!)… После падения купюр на пол их тут же подбирают (прямо под ногами танцующих) мальчики 4-7 лет (иногда не брезгует подобрать и тот мужик у кейса, когда быстрее надо) и складывают обратно в кейс для последующей перепродажи.
И надо сказать, эти ценные бумажки охотно покупают. Особенно щедро осыпают красиво танцующих, жениха и внезапного туриста (неожиданно для местных оказавшегося на свадьбе)… Его-то (туриста) просили очень настойчиво станцевать. И вдвоём с одним мужиком они станцевали 3 быстрых танца (типа лезгинки) под бурные аплодисменты.
Ну и раз речь зашла за деньги (а до этого упоминались богатые горские евреи), то упомяну статью про Моё отношение к деньгам и богачам.
Любой желающий за наличку может купить из этого ящика охапку купюр и скинуть на танцующих или даже им в морду!… При падании вниз эти купюры потом подбираются мальчиками (они подбирают прямо во время танцев, и этих мальчиков видно на снимке) и сдаются обратно владельцу чемодана… За задним столом сидят музыканты. Перед танцполем поставлены были скамейки для женщин и детей, они сидели и смотрели на эту дискотеку. Почти всё село собралось.
После сна в селе Хапут через хребет пешком к востоку 5 часов до села *Кархун. И от него уже стопом и пешком к востоку км 70 до…
Афурджа. Переночевал в коттедже-кафе у дороги. И над селом этим — известный водопад Афурджа (70-метровый, по-азербайджански пишется «Afurca Şelalesi»). Воды было мало, не очень зрелищно всё это смотрелось… Очевидно, что зимой и весной воды намного больше, и смотрится намного красивее.
В объезд к востоку км 150 (а по прямой всего 50 км к тому же востоку)… Гора Пир.
- Продолжение находится в записи про священную гору Пир, Баку, полуостров Апшерон и про натуральный газ Янырдаг.
- Также имеется список статей и отчётов про Южный Кавказ (оно же ЗаКавказье).
Спасибо за ревью.
P.S. Правильнее будет горские евреи, а не горные евреи )
Спасибо, Ровшан, за подсказку! Я навёл справки в интернете, и действительно оказалось, что правильно называть Горские евреи. И сейчас изменю чуток статью, внеся поправки.