Азербайджан — Куба, Хыналыг и свадьба в Хапут.

После 16-дневного пребывания в Дагестане (последний эпизод коего рассказывал про районы южного Дагестана и про несколько полицейских проверок в нём) состоялся переход в Азербайджан.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Райцентры Кусар и Куба с живущими там лезгинами.
  • Посёлок Красная Слобода с живущими там горными евреями.
  • Село Хыналыг с его уникальным языком и прекрасными пейзажами вокруг.
  • Традиционная свадьба в селе Хапут.
  • Водопад Афурджа.

Перешёл границу на пешем переходе Новофилейский… Далее 50 км к югу…
КУСАР (Кусары=Qusar). Райцентр. В районе живут лезгины, но язык отличается от языков других лезгинов, особенно тех, что в Дагестане, и которые там живут тоже близ границы. Музея осмотр, и далее к югу 12 км…

Куба

(Ещё пишется Губа, а по-азербайджански Quba). При произношении названия ударение на А (не путать со страной Куба)… Ещё один райцентр преимущественно с лезгинами. Есть симпатичная старинная мечеть (называется Хаджи Джафар, а по-азербайджански «Hacı Cəfər Məscidi») с узорами на входной двери, весьма нестандартными для мечетей. Через реку по мосту — поселок Красная Слобода.

 уникальные рисунки на дверях мечети в Куба

Вход в мечеть в городке Куба. Довольное уникальные рисунки для дверей мечети. Скорее, напоминают индусские дворцы и храмы.

Красная Слобода и горные евреи

Красная Слобода по-азербайджански пишется «Qırmızı Qəsəbə». Интересен сей посёлок тем, что большинство жителей тут — евреи, поселились давно. Считаются как бы «горными евреями», но этих «горных евреев» — несколько видов, некоторые даже с разными вероисповеданиями бывают (а это уже народность таты). Однако, как мне указали в комментарии к статье, а я потом это проверил, правильнее называть Горские евреи, а не Горные, и это слово я чуть выше зачеркнул.

А тут в Красной Слободе — вроде как обычные иудеи, только с примесью азербайджанской (всё-таки, скорее всего, они смешивались с местным населением). Однако, в Израиле этих Горских евреев не считают за «нормальных» евреев, а скорее за кавказцев, а на Кавказе, их наоборот считают евреями. Горские евреи говорят на языке Джуури (горско-еврейский язык), это диалект татского языка иранской ветви индоевропейской семьи.

Кстати, в 2014 году меня всё-таки не пустили в Израиль, выслав из страны, перед этим ещё посадив на ночь в «иммиграционную тюрьму» (у меня как раз есть две статьи на эту тему по указанным ссылкам).

Интересно пройтись по улицам в Красной Слободе (их фактически тут две, параллельные реке, обе по 800 метров длиной). Куча дорогих особняков, порой целых замков. Ну прямо как совсем не Азербайджан, а Европа… Ооооочень богато живут, похоже (хотя, наверно, не все из них)… Говорят, что почти все из этих местных Горских евреев имеют бизнес не тут, а в России. Люди в поселении приветливы, дружелюбны… Также в википедии указано, что «Горские евреи Азербайджана являются единственной еврейской общиной СНГ, демонстрирующей относительно благополучную демографическую ситуацию и в постсоветский период».

Спал в кафе за селом на трассе, куда пристроил гаишник.
Далее к
ю-в 55 км в горы до далёкого горного села Хыналыг… В второй половине пути — дорога очень красива и проходит через длинное ущелье. Достойна для прохождения пешком.

дорога в Хыналыг

Вдали справа видно асфальтовую дорогу, ведущую в Хыналыг.

 Где-то близ села Хыналыг

Где-то близ села Хыналыг.

Село Хыналыг

(по-азербайджански пишется «Xınalıq»). Дислоцируется на высоте 2100 метров (одна из самых высоких на Кавказе вообще). Раньше в это тупиковое село на машине проехать можно было лишь через большой крюк км в 100.. Дорогу новую прорубили лет 5 назад через длинное узкое ущелье, очень красивое. Даже асфальт положен. Для такой малонаселённой местности в Азербайджане это большая редкость.

Но, возможно, всё это благодаря туристическому интересу, ещё и раскрученному на государственном уровне. Здесь в селе почти ежедневно, похоже, бывают в среднем или как минимум по 5-10 туристов. Добираются на такси обычно. Потом гуляют немного, в том числе, и по окрестным горам.

Село Хыналыг примечательно тем, шо тут в селе разговорный язык жителей ничем не похож ни на какой другой в мире, даже на языки близких селений или народностей. Впрочем, такое уже встречается не впервой. В селе музей есть.
От села по щебёнчатой дороге, идущей параллельно главной дороге в Хыналыг (но стоящей от неё выше метров на 300), к востоку км 20 через Калайхудат до Крыз (на пол-пути сон был у чабанов).

Окрестности Хыналыг

По пути из Хыналыг в Крыз… На ближайшем к фотографу склоне горы (он справа) видно параллельные полосы. Это овечьи тропы, погоняемые ежедневно пастухами. В Азербайджане (как и соседнем Дагестане) много пастухов со стадами овец и баранов (а вот коровы пореже встречаются).

ущелье около села Крыз - на пути из Хыналыг

Где-то около села Крыз (на пути из Хыналыг). В левом нижнем углу видно тропу, по коей далее спуск вниз и переход на то сторону каньона. Также у меня есть статья с советами для начинающих любителей горных походов.

От Крыз к югу км 15 через сёла Джек и Алик до села Хапут…

Традиционная свадьба в селе Хапут

Ещё одно небольшое село, тупиковое. Сюда туристы уже практически HE забредают. В селе попал на свадьбу. Она началась ещё утром, справляли сначала в доме невесты, потом к жениху пошли. Там недалеко и танцы были на мини-площади.

Парных танцев (мужчина-женщина) вообще не было. Танцевали или чисто мужские, или чисто женские, или общие кружения. Мужские танцы очень быстрые, порой в сумасшедшем темпе, с элементами лезгинки. Мужчины (или парни) танцуют друг с другом или в группе других мужчин.

Танцы на свадьбе лезгинов в Азербайджане

Танцы на свадьбе в селе Хапут. Обратите внимание на мальчика, что-то делающего на полу (точнее, даже на земле). Описание его действа (и действий других мальчиков) смотрите ниже.

Музыкальные композиции тут не самые длинные (по сравнению с композициями, например, на свадьбах в соседнем Дагестане), «всего лишь» по 5-7 минут. Иногда они не доигрываются живым оркестром (из 6 чел) до конца, ибо, кто-то из танцоров подходит и просит сбацать что-то другое. Почти не ругаются при этом.

Деньги к танцам тут по-другому прилагаются (в отличие от виденных неделей раньше танцев в Дагестане). Деньги не суют в руки женщинам, а кидают на головы танцующих и даже в их лица. У оркестра сидит мужчина, брат жениха и возле него кейс с купюрами (купюры — по 10 российских рублей!!)… После падения купюр на пол их тут же подбирают (прямо под ногами танцующих) мальчики 4-7 лет (иногда не брезгует подобрать и тот мужик у кейса, когда быстрее надо) и складывают обратно в кейс для последующей перепродажи.

И надо сказать, эти ценные бумажки охотно покупают. Особенно щедро осыпают красиво танцующих, жениха и внезапного туриста (неожиданно для местных оказавшегося на свадьбе)… Его-то (туриста) просили очень настойчиво станцевать. И вдвоём с одним мужиком они станцевали 3 быстрых танца (типа лезгинки) под бурные аплодисменты.

Ну и раз речь зашла за деньги (а до этого упоминались богатые горские евреи), то упомяну статью про Моё отношение к деньгам и богачам.

Кидание деньгами на свадьбе лезгинов (в Азербайджане)

Свадьба в селе Хапут… В правом углу кадра сидит мужчина, он хозяин кейса с купюрами (эквивалентными 10 российским рублям, так что не очень крупные купюры).

Любой желающий за наличку может купить из этого ящика охапку купюр и скинуть на танцующих или даже им в морду!… При падании вниз эти купюры потом подбираются мальчиками (они подбирают прямо во время танцев, и этих мальчиков видно на снимке) и сдаются обратно владельцу чемодана… За задним столом сидят музыканты. Перед танцполем поставлены были скамейки для женщин и детей, они сидели и смотрели на эту дискотеку. Почти всё село собралось.

После сна в селе Хапут через хребет пешком к востоку 5 часов до села *Кархун. И от него уже стопом и пешком к востоку км 70 до…

Афурджа. Переночевал в коттедже-кафе у дороги. И над селом этим — известный водопад Афурджа (70-метровый, по-азербайджански пишется «Afurca Şelalesi»). Воды было мало, не очень зрелищно всё это смотрелось… Очевидно, что зимой и весной воды намного больше, и смотрится намного красивее.
В объезд к востоку км 150 (а по прямой всего 50 км к тому же востоку)… Гора Пир.

2 комментария

  1. Спасибо за ревью.
    P.S. Правильнее будет горские евреи, а не горные евреи )

    1. Спасибо, Ровшан, за подсказку! Я навёл справки в интернете, и действительно оказалось, что правильно называть Горские евреи. И сейчас изменю чуток статью, внеся поправки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *