Это произошло на подъезде в село Хампи, вокруг которого была территория прекрасного старинного древнего города Виджаянагара, до которого оставалось рукой подать, то есть, пройти пару км. Хампи я бы отнёс к классу супер-достопримечательностей Индии. И пожалуй, в Индии это наиболее интересная коллекция древних развалин в одной местности, к тому же, самой по себе весьма симпатичной за счёт многочисленных огромных валунов, стоящих друг на друге по всей этой территории.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Первый осмотр после тракторного происшествия.
- Привезли в индийскую больницу.
- Приход полицейских на допрос потерпевшего.
- Пациенты и сервис в индийских больницах.
- Забота индийцев об иностранном сокамернике.
- Наряды индийских женщин в больнице.
- Красота индийских женщин.
Первый осмотр после тракторного происшествия
Подвозился я до сего места в тракторной тележке (то бишь, был осуществлён тракторостоп), подсобил он мне буквально 0,5 км, после чего трактор остановился у развилки. Перед спуском с тележки, посмотрел по сторонам на дорогу, никого не заметил. Стал спускаться (даже спрыгивать, держась руками за верхнюю часть конструкции тележки). Вдруг врезается внезапно появившийся мотоцикл. Его удар пришёлся на корпус тела. И тут же нижняя часть тела по инерции за корпусом подалась в правую сторону. В сторону металлической конструкции тележки трактора. А руки при этом держались за тракторную конструкцию. И тело двигалось на весу.
Всего один ушиб, одна рана. В колене. Трактор, мотоцикл и мотоциклист не пострадали. Последний остановился в 10 метрах далее. И видя, что иностранец не только жив и сидит на асфальте, но и даже делает движения ногами и руками, уехал почти тут же. Рана оказалась не такая уж большая. 3 см в длину, пол-см в ширину и глубину. Кровь потекла средним ручьём. Народ поблизости посылает в госпиталь (так на местном языке называют больницу), коий там буквально в 100 метрах. Один из местных парней проводил туда.
Госпиталь оказался частной мини-клиникой с одним врачом (он же и медсестра, видимо). Он всё сделал бесплатно, понимая ситуацию. Потом приказал лежать один час. Предполагалось тогда, что через сей час можно будет потихоньку продолжить неначавшееся посещение древностей. Однако, через час кровь не остановилась. Врач залепил рану ватой так, что потёков более не было, и сказал, что покидает свой кабинет на некоторое время. Надо выходить, ибо, закрывается на замок.
Попытки пойти на двух ногах были безуспешными, на одной ноге тоже не получалось прыгать. Но оказалось, что можно идти задом наперёд!. Скорость равнялась метру в 20-30 секунд ил даже в минуту. Народ сказал, что надо подаваться в государственный госпиталь (больницу) в городе, дескать, там можно лежать бесплатно. Доехал на автобусе до города Хосапете = Хоспет (Hosapete), там местные люди заплатили за рикшу и тот доставил в больницу.
Кстати, другой подобный случай с серьёзным повреждением части тела у меня случился в Турции, когда пришлось «отдыхать» 3 недели в квартирах турецких граждан.
Привезли в индийскую больницу
Оказалось, что государственные больницы в Индии бесплатны для всех! Даже для иностранцев (ну по крайней мере, мне так сказали). Правда, при первичном осмотре врач, говоря, что надо в такой ситуации лежать в больнице, спросил «А можешь ли ты сделать мини-взнос, хотя бы 50 рупий?». Возможно, лишь с иностранцев так можно спросить (они богатые), ибо, местные ни за что не платят.
Я подумал, что коли гражданин Индии меня сбил (пусть это была не только его вина, но и отчасти моя) и сразу же уехал, то я его прощаю в обмен на бесплатность обслуживания в больнице. В общем, легко разрешили лежать в больнице бесплатно и безденежному иностранцу. Вот такой коммунизм по-индийски.
Сделали рентген-снимок. И оказалось, что треснута коленная чашечка (и даже немного расколота почти пополам). Положили гипс и наказали быть в нём 3 недели.
Потом с каждым днём ходилось чуть легче и быстрее (хотя, улучшение было едва заметным), но всё равно, лишь задом вперёд. Повреждённая нога при этом почти волочится.
Спустя 2 недели опосля аварии скорость пешего хода была 4-5 метров в минуту. Но это если идти по ровной и гладкой поверхности (например, кафельный пол). По улице с неровным асфальтом уже медленнее. Нога поднималась назад очень легко. Вправо и влево тоже можно. А вот вперёд никак, ибо коленная чашечка активно участвует в процессе поднятия ноги вперёд.
А врач (при ежедневном обходе больных) постоянно предлагает пробовать идти вперёд. Мелкими шагами, понемногу. Но, может без гипса будет легче подниматься. Да и возможно, инстинкт самосохранения не позволяет напрягать ногу в её поднятии наверх и хождении вперёд.
Приход полицейских на допрос потерпевшего
В первый же день поздно вечером при поступлении иностранца в больницу пришёл полицейский по причине случившегося. Это же авария (а значит, возможно, с криминальным элементом), а вызвал его, видимо, врач.
Потом полицейский вызвал полицейских уже с того села, где был случай. Приехали констебль и суб-инспектор. Спросили, не желает ли господин пострадавший подать жалобу на мотоциклиста. В ответ услышали, что нет желания из-за такой мелочи. Была, правда, мысль (но только мысль), чтоб тот ездок оплатил проживание-лечение и купил разной еды побольше. Они всё-таки попросили написать заявление на имя этого же суб-инспектора, что «такой-то гражданин получил увечье от наехавшего мотоцикла в том-то месте, и просьба к полиции разыскать сей мото и его наездника».
Пациенты и сервис в индийских больницах
В Индии в районных больницах при райцентрах, как люди мне рассказывали, есть бесплатная еда. Но этот город (в коем я оказался с разбитым коленом), вроде бы, не райцентр, и соответственно, нет еды в её больнице. Находящиеся в одной палате со мной пациенты, когда узнавали, что у иностранного гостя нет денег, то подавали еду, и почти регулярно.
Иногда, бывало, что забывали (или не было у них, может быть), и приходилось выходить на улицу и там спрашивать. Уже все ближайшие точки с едой (по 300 метров в каждую сторону улицы, где больница) обошёл по разу. В половине случаев давали. Но чаще подавали именно сами пациенты, их родственники, и немного медперсонал.
Однажды в больницу привезли много яиц куриных. Некая рекламная акция, что ли. Всем давали минимум по яйцу. Иностранному пациенту досталось в итоге яиц 6. Разные люди сберегли, и передали. Это было 26 января, в день Независимости Индии, празднование коего в этом городке было далековато от госпиталя, и не потащился туда. Да и не таким оно продолжительным было, как сказали, часа на 2-3.
На каждого пациента в больнице тут в среднем по 1-2 находящихся при них родственника, то бишь, они живут тут же. А в первичных палатах, где вновь поступившие, по 2-4, а то и 7 родственников!. Прямо и живут там в больнице. Но родственники спят на полу (благо, что полы совсем не холодные, это же между экватором и тропиком)… На койках можно лишь пациентам. Иностранный пациент оказался там одним из самых самодостаточных. Сам может ходить в туалет, за водой. Таких там мало. Больные всякие разные, с забинтованными ногами, руками, с дурной головой (припадки временные) и с некоторыми прочими ужасами мирного времени.
Для всех них (пациентов и их родственников) нахождение рядом с ними иностранца было ну очень интересно. Особенно, когда он ходит задом наперёд. Это им своеобразное развлечение. Возможно, некоторые из них видели белого человека впервые.
Забота индийцев об иностранном сокамернике
Первые 5 дней лежал в первичной палате, в такие заселяют новичков. Потом переселили в палату уже с постоянно лежащими пациентами (кому надолго повезло застрять). Там в первичной палате лежала одна бабулька, при ней постоянно была её дочь лет 35. Узнав, что их сосед по палате без денег на еду, женщина эта почти регулярно снабжала продовольствием. И даже кофе (или чай) доставляла 1-2 раза в день. При разъединении по разным палатам она не забыла про её подопечного, и продолжала приносить съестные припасы. У бабульки 11 детей, и 8 из них с семьями живут в городе этом. Некоторые из них, похоже, тоже участвовали в приготовлении и отправке гуманитарной помощи.
Ещё до моего покидания больницы бабульку с дочерью выписали, но эстафету гуманитарной помощи иностранным голодающим подхватили другие жители палаты, а конкретно родственники оставшихся в больничном строю пациентов. Не все снабжали, но хватало почти. Разве что, не хватало овощей и фруктов. Правда, немного бананов приносили, 1 раз давали кокос и 1 яблоко. Искал также овощи на улице, и немного нашёл.
На улице также в 100 метрах от больницы были 3 интернет-кафе, все рядом, друг за другом почти. В одном не разрешили бесплатно сидеть вообще. В другом был 3 дня по 3 часа (в среднем). Потом запретили. И потом ещё в 1 кафе добрый хозяин разрешает уже 4-й день сидеть по 3-4 часа. Когда приходят клиенты, им надо временно уступить место. Через непродолжительное время эти клиенты уходят, и можно сесть обратно за комп.
В больнице медбрат (и, наверно, медсестра) получает 300 рупий (7$) за 1 раб день, длящийся 12 часов. Врачи, видимо, ещё больше (раза в 2, наверно). Но это совсем неплохо для Индии. Хорошие заработки также у учителей, полицейских и подобных важных госслужащих. А вот всякие разнорабочие получают гораздо меньше. В сёлах женщины (они тоже частенько устраиваются на такую физическую работу) получают примерно по 100 рупий за 8-часовой раб день. Мужчины по 120 (они более сильны и выносливы, и ценятся больше, разумеется). Это цифры были актуально для 2009 года. В городах и, тем более, крупных человейниках, зарплата уже поболее.
Наряды индийских женщин в больнице
В больнице, в основном, лежит простой люд. Но среди них были 3-4 женщины (то ли лежат тоже там, то ли родственницы, то ли ещё что, неизвестным это осталось), видимо, из каких-то более удалённых сёл. Сии женщины в необычных нарядах. Платья их обделаны множеством маленьких зеркал, вшитых в платья, кои тоже сами по себе других расцветок (более ярких и разноцветных), чем у более «нормальных» и обычных индийских женщин.
Ещё на их ушах висят довольно длинные серьги, как погремушки. На ногах (на щиколотках) по 3-4 кольца, как кандалы, только маленькие. В носах тоже висят более длинные и громоздкие, чем у обычны женщин, украшения. Интересно очень смотрятся. Слегка по одеянию даже похожи на цыган в России (больше похожи на них, чем на обычных индийских женщин, на взгляд иностранного обозревателя). Только не просят деньги.
А вообще, замечено уже, что почти везде в Индии женщины носят в носах маленькие колечки или просто запонки (или как их там назвать). Это касается, в первую очередь, сёл. В некрупных городах тоже многие барышни ходят в таком виде. А в крупных городах уже значительно реже.
И почти во всех штатах есть народы (или отдельные их представители), применяющие более громоздкие женские украшения. Но найти эти сёла не так просто, в достаточно глухих местах они обычно находятся.
Красота индийских женщин
Поскольку некоторые читатели порой интересуются, насколько красивы девушки и женщины в разных странах, то отвечаем. Находясь в Индии более 3 месяцев, провёл исследования по сему вопросу. Те индуистские женщины и девушки, что имеют на своих лбах точки разных цветов (жёлтый и/или красный), кажутся менее привлекательными и сексуальными. Но это при прочих равных условиях. А без точек более сексуально-привлекательны. Но, конечно, это на взгляд европейца. Не исключено, что на взгляд мужчин-индийцев тоже (особенно не очень религиозных).
Может, причина в том, что эти налобные отметины напоминают смотрящему на них о божественности. И в таком случае думать о более низких делах не получается. Конечно, многие и не думают об этих делах, глядя на женщину, но что является толкателем интереса к этому?
В традиционных платьях, что ходит абсолютное большинство индуистских женщин и девушек, они тоже менее сексуальны на взгляд европейского обозревателя, чем редко встречающиеся в более современных нарядах типа европейского стиля.
Но Индия очень уж интересная страна. Пожалуй, самая интересная на планете в плане избытка религий, разнообразия культур, языков и фестивалей, ну и древних храмов и крепостей (если из списка убрать 2-3 последних фактора, то Индонезия будет примерно такой же интересной). Хотя, Китай сильно обгоняет Индию по разнообразию природы.
Спустя 2 недели после попадания покинул больницу. Хотя, никто не выгонял. Надоело просто, еда не такая витаминизированная, как хотелось бы. Ночью на 2 поездах (в сумме 300 км общим направлением к ю-ю-з) переехал на ю-з 130 км в город Давангере (Davangere), являющийся райцентром, в который как-то за месяц до этого меня в гости приглашал местный коммунист. И вот я решил к нему поехать.
В продолжение истории я расскажу об общении с индийскими коммунистами и их помощи мне.
Прочие всеиндийские очерки хранятся в соответствующем сейфе.