О калмыках и об интересностях Элисты и Калмыкии

Предыдущий выпуск рассказывал о праздновании в Калмыкии Дня Рождения Будды с выливанием водки в опилки (зрелище было весьма редкостное).
А ещё есть материал про Калмыцкое рабство, в которое берут некоторых людей, чтобы те «за еду и кровать» пасли овец в степях Калмыкии.

  • ОГЛАВЛЕНИЕ:
  • История калмыков.
  • Горящая вода Калмыкии.
  • Депортация калмыков в Сибирь и памятник с музеем в память об этом.
  • Одинокое дерево в окрестностях Элисты.
  • «Сити Чесс» («Шахматный город»).
  • Короткоe резюме о достопримечательностях Элисты.

История калмыков

Калмыки — монгольский народ ойратской группы. Являются потомками ойратских племён… «Калмык» — означает «отделившийся» с тюрко-язычных языков.
Если кто не в курсе, калмыки пришли сюда в эти земли (ныне называемые Калмыкией) в 17 веке с западной Монголии и Джунгарии (историческая область в Китае юго-западнее Монголии) и прихватили с собой буддизм.

Российские власти прогонять их не стали, тем паче, что пришельцы поселились в степях, где почти никто не жил и где крайне трудно жить — почти нет рек и почти невозможно заниматься земледелием. Царские власти узрели в калмыках хороших воинов и охранников этих земель, являющихся своеобразной южной границей Российской империи. Так и порешили.

калмыцко-буддистский памятник (по трассе Волгоград-Астрахань)

Этот калмыцкий памятник находится по трассе из Волгограда в Астрахань, но на калмыцкой земле — близ райцентра Аман-Цаган. Тут Калмыкия выходит к реке Волге, и даже на трассе стоят калмыцкие ГАИшники (они как раз близ памятника). Калмыки воздвигли сей памятник из песка в честь кого-то.

Ввиду того, что калмыки — буддисты, то ныне почти в каждом калмыцком райцентре есть хурул (буддистский храм), иногда в нём живут монахи. Также, во многих местах Калмыкии в наличии есть буддистские ступы, барабаны и прочие прибамбасы тибетского буддизма, коего и придерживаются издавна калмыки (правда, ныне примерно половина из них только на словах придерживается, а есть ещё даже и христиане разных деноминаций).

калмыцкая пагода

Когда я подвозился калмыками на их машине через посёлок Комсомольский, то мы вышли сфоткаться у этой буддистскообразной пагоды, причём по инициативе подвозивших, на кадре они двое справа, а слева — монах из Тибета, которого они везли в Элисту по его просьбе.

А ещё хочется упомянуть уникальный для Урала (и самый большой на его территории) буддистский монастырь на горе Качканар близ городка Качканар.

Горящая калмыцкая вода

Ну и коли я упомянул про Комсомольский, то сразу скажу, что в подвластном ему районе (Черноземельском) имеется так называемая «Горящая вода Калмыкии». Сей источник воды бьёт из-под земли, и на вид кажется просто пенистой водой. Однако, при поднесении к воде горящей спички вспыхивает. Конечно, в темноте смотрится лучше всего.

По словам местных калмыков, вода из сего источника горела давным-давно. Но с большой долей вероятности, оную скважину когда-то пробурили нефтяники, искали нефть-газ (возможно, что и высосали из земли), а нынче горит исходящий из недр попутный газ.
Дислоцируется на по пути меж посёлками Яшкуль и Комсомольский (или в 16 км к ю-в от деревни Адык). Там 1 км к западу от трассы 85К-2, ну а координаты места вот: 45.69622 45.73505

горящая вода Калмыкии

Источник горящей воды Калмыкии.

Депортация калмыков в Сибирь

В 1943 году советские власти заподозрили в калмыках потенциальных предателей и перебежчиков на сторону фашистов, дошедшим тогда до Кавказа, до Волги и до этих калмыцких степей. И в итоге многих калмыков из Калмыкии депортировали в Сибирь (как и многие народы Кавказа в те же годы войны), дабы держать их подальше от фашистов.

И там многие из них подзабыли свой язык. В дальнейшем большинство калмыков вернулись в родные края, но уже разговаривая в основной своей массе только на русском языке. Нынче в Элисте большинство калмыков также плохо знают свой язык. В деревнях намного лучше с этим.

На восточной окраине города (немного к северу от входа в «Сити-чесс») имеется памятник тем репрессированным калмыкам и музей в вагончике.

Памятник репрессированным калмыкам (в Элисте)

Элиста. Памятник (видимо, официально называется «Исход и возвращение«), посвящённый репрессированным калмыкам, отправленным в 1940-е годы в Сибирь, Казахстан и прочие места.

Элиста. В вагоне-музее, посвящённом репрессированным калмыкам

Элиста. В вагоне-музее, посвящённом репрессированным калмыкам, отправленным в 1940-е годы в Сибирь, Казахстан и прочие места… Видимо, отправляли их туда в подобных вагонах.

Многие калмыки имеют русские имена. Так сложилось после Сибирской ссылки, где калмыки позаимствовали некоторые русские традиции, и в том числе, имена.
По возвращении на родину в Калмыкию традиция русских имён так и осталась у калмыков. И ныне примерно половина калмыков имеют русские имена. Особенно, живущие в городе… Говорят, что в последние годы наметилась тенденция к возвращению традиционных калмыцких имён, и младенцам при рождении дают обычно калмыцкие имена.

По некоторым данным, ныне в Афганистане живёт 2 млн людей, говорящих на почти чистом калмыцком языке. Но те люди — мусульмане. В Уйгурии (Китай) также живут пара сотен калмыков (они там и буддисты, и мусульмане, как мне сказали в Элисте). В Киргизии есть также калмыки (по крайней мере, говорящие на этом языке). И, возможно, есть где-то ещё диаспоры калмыцкие.

Одинокое дерево в окрестностях Элисты

"Одинокое дерево" со ступами (в 10-15 от Элисты)

Одинокое дерево. Так и называется «Одинокое дерево», ибо, вокруг нет ни одного дерева. Но уже выросли ступы, ибо это священное место для местных буддистов… Похоже, что в Калмыкии это самое священное дерево… Это примерно км в 10-15 от Элисты, куда нас отвезли наши Элистинские друзья, принимавшие дома меня и мою попутчицу.

Пропеллер-ступа около "Одинокого дерева" - около Элисты

Это тоже типа ступа получилась, описание которой сразу ниже.

Конструкция (на снимке выше) стоит на базе и фундаменте пропеллера, которых должно было быть много по всей Калмыкии по замыслу Кирсана Илюмжинова (президента в отставке всея Калмыкии)… Пропеллеры должны были собирать энергию ветров и трансформировать их в электрическую. Но задумка почему-то не вышла… Вдали чуть правее — виднеется едва ли не единственный выживший пропеллер, но конечно же, не рабочий.

Сити Чесс («Город шахмат»)

Построен на юго-восточной окраине Элисты к проведению тут Шахматной Олимпиады в 1998 году… Тогда как раз президентом международной шахматной федерации был Кирсан Илюмжинов, одновременно являвшийся президентом Калмыкии. И отгрохал он весьма симпатичную шахматную деревню.

По другому этот объект называется «Нью-Васюки» на лад Остапа Бендера, так обозвавшего свой фантастический проект в знаменитом романе «12 стульев». На въезде в нынешние Нью-Васюки на арке так и красуется это название.

Дворец шахмат в элистинских Нью-Васюках

Дворец шахмат (Сити-Чесс-холл) в элистинских Нью-Васюках.

И вот сразу после той шахматной Олимпиады Сити-Чесс стал популярным местом паломничества для туристов, коим интересно на это посмотреть. Центральный объект — Дворец шахмат (Сити-Чесс-холл), напоминающий калмыцкую кибитку, в котором и проходила та самая шахматная олимпиада и 69-й конгресс ФИДЕ. Там в Сити Чесс имеется множество двух-этажных гостиниц коттеджного типа и несколько своеобразных организаций типа «института Конфуция», что запечатлено на снимке ниже.

Институт Конфуция в шахматном городе - в Элисте

На территории того шахматного города.

Достопримечательности Элисты

Если долго нигде не зависать, то в Элисте за 1 полный день можно всё интересное посмотреть. А именно:

  • Два хурула — буддистских храма (большой новый и старый поскромнее, до старого ходит маршрутка из центра, там же при старом хуруле монахи живут).
  • Всякие буддистские пагоды и ступы в центре Элисты (в том числе, в парке вдоль речки).
  • City Chess («шахматный город», построенный в 1998 году специально для проведения шахматной Олимпиады в Элисте) тоже весьма забавен, и в нём тоже есть колорит буддистко-калмыцкий.
  • Около северного входа в «Сити-чесс» имеется интересный памятник репрессированным калмыкам (их, как и многие народы северного Кавказа отослали куда подальше в середине 1940-х годов) и музей в вагончике (об этих репрессиях и жизни в ссылке).
  • Также в окрестностях Элисты есть священное Одинокое дерево (про него написано чуть выше).

На этом отчёт о Калмыкии завершён. Далее состоялся переезд на юг в Ставропольский край, где есть Кавказские Минеральные воды (включающие в себя Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск) и далее в республику Карачаево-Черкессия, начиная с посещения достопримечательностей близ Нижнего Архыза.

Также есть сборник отчётов/рассказов о регионах Российской федерации(будет постепенно пополняться).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *