Предыдущий выпуск был посвящён описанию некоторых моментов из исмаилизма — религии памирцев. В этой статье будет рассказано о походе вдоль реки Пяндж и об объектах в этой части Памира.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Случай с просителями денег.
- Кишлак Ратм и его крепость.
- Село (он же кишлак) Лянгар и его петроглифы.
- Кишлак Зонг, маленькая крепость в нём и 7 источников горячей целебной воды (и есть домики-баньки).
- Кишлак Вранг и его буддистские ступы с гротами.
- Кишлак Ямг и музей в нём.
- Кишлак Ямчун и крепость над ним.
- Биби Фатима Захро — святой источник с минеральной горячей водой. Это один из самых известных и популярных в Памире.
Случай с просителями денег
После заставы Харгуш мы с ирландцем Дарой шли км 20 по Ваханской долине (как называется долина вдоль Пянджа), по пути перекусив у единственно встреченных чабанов (в 1 км от дороги). И так до 17.00. Потом попался единственный попутный транспорт за весь день — Камаз. Проехали ещё км 50. И уже в темноте высадились в первом кишлаке на этом участке.
При высадке произошёл очень НЕхарактерный для Памира эпизод (и буквально из ряда вон выходящий в супер-гостеприимном Памире), когда водитель за подвоз попросил денег. Мы ему не говорили о безденежности, ибо думали, что водитель догадливый и добрый (как показали себя почти все другие встреченные на пути памирцы).
Однако, водитель с просьбы перешёл на более настойчивый тон. Всё это было переведено Даре, и он тоже был в шоке. Причём, мы в кабине ехали впятером — там было ещё два местных парня, видимо, работающих с камазистом как помощники или грузчики.
Ваш непокорный слуга прямо сказал водителю, что у него денег нет, а если Дара согласится что-то дать, то это его дело. Даже не помнится уже, дал ли Дара что-то водителю. Если и дал, то совсем мало — порядка 1$.
Кишлак Ратм и его крепость
Кажется, это первый или второй кишлак после заставы Харгуш по направлению вниз на запад. В первом же доме нас пустили спать. Утром чуть ниже кишлака посетили крепость 1-2 века. Интересное расположение — на треугольном утёсе, внизу с двух сторон — вертикальное ущелье глубиной метров 150-200, а в нём — река Пяндж.
3 км к западу…
Лянгар и его петроглифы
Кишлак поболее. Над ним на пологой скале — петроглифы. Вверх до них подъём минут 20-30. Скала под уклоном 35 градусов. Размер 10 на 40 метров. На скале — всякие рисунки (выбитые камнем) древних людей. Но ещё больше всяких современных типа «Здесь был Вася».
6 км к ю-з… *Зонг.
Зонг и 7 источников горячей целебной воды
Высота около 3000 м. В верхней части сего кишлака ешо — маленькая крепость Абрешим Кала (Кала переводится как крепость). И в восточной части кишлака — ещё 7 мест, где вырывается наружу горячие потоки минеральной воды. Конечно, лечебной. Санатория тут нет. Но во всех 7 местах местные соорудили домики-баньки с этой водой. Мы помылись в одной из таких бань (которые на местном языке часто так и называются «баня»).
А за 4 часа до бани, когда только мы зашли в тот кишлак (за 3 часа до заката), нас позвали местные дети. Они были в саду с яблоками и абрикосами. Они явно позвали с целью угощать.
Мы пришли, Дара свалился на землю от усталости. Дети поставили перед ним 8-литровое ведро, полное абрикосов. Тут же ему ещё и яблок дали… Он промолвил «Life are so easy!» = «Жизнь так легка!»…
Фрукты он ест не в таком количестве, как его спутник, а абрикосы вообще почти не ест. Ну, может, 3-4 абрикоса за день съест. Может, по сему, и устаёт больше? Эти же дети потом позвали отца. Отец позвал нас в дом, предложил тут же у него спать эту ночь. До заката было 3 часа. Мы согласились, покушали, оставили рюкзаки и отправились вверх на крепость и потом в баню.
Такие приглашения на чай, ночлег, и просто дарение фруктов слышатся по 5-7 раз в день, если путь проходит пешком и мимо кишлаков (и если они регулярны через 5-10 км).
Евротуристы и им подобные тоже порой заходят в гости к местным. И памирцы не спрашивают вознаграждение за приём и еду. А интуристов много. Сейчас в сентябре их поменьше, ибо, ночи уже прохладные (например, на высоте 3000 м — ночью плюс 8-10. На высоте 4000м — почти ноль).
А туристов много едет со своими палаткам (как на машинах, так и на велосипедах, пешком реже). Всего за день в начале-середине сентября можно было увидеть по 3-4 интуриста.
Км 25-30 к западу…
Кишлак Вранг и его буддистские ступы
В кишлаке на невысокой скале — 2 буддистских ступы (буддисты и тут когда-то были). А в рыхлой скале под ступой и окружающих подобных холмах (похожих на песчано-каменистые столбы) видны углубления-пещеры (Или гроты скорее).
Как сказали местные, в них были археологические раскопки и там нашли всякие старинные вещи. А внутри сих гротов жили, видимо, монахи.. Очень даже не исключено. Укрывались от разбойников, как сказали одни местные. Позиция для защиты очень удобна.
Вертикальные столбы (высотой по 15-25 метров), в высшей части коих находятся те пещерки, почти неприступны для завоевателей. При желании завоевателей можно было бы осыпать стрелами. Как-то я опубликовал досье об обретении ночёвки в буддистских монастырях и храмах.
6 км к западу…
Кишлак Ямг и музей
До сего кишлака нас подбросили на машине. До заката 1,5 часа. На остановке был мужчина, как оказалось владелец Homestay (маленькая гостиница в частном семейном доме)… Мы разговорились, и Айдар (как он нам представился) предложил остаться на ночь у него в его доме-гостинице. После ответа, что заплатить не сможем, он сказал «Тогда вы можете бесплатно ночевать.»… Мы согласились.
Потом выясняется, что Айдар является директором государственного музея в этом селе. Оставили вещи дома у Айдара, и пошли в музей.
*Государственный музей села Ямг. Жил в 19 веке тут в кишлаке некий Мубараккодами Вахони. Считался святым человеком. Однажды 40 дней и ночей сидел в комнатке, и ему приносили лишь чуть воды и зерна. Был в полумедитативном состоянии. И вскоре после этого придумал (видимо, благодаря свыше посланной ему идее) солнечный каменный календарь.
Календарь и поныне можно увидеть в кишлаке и на скале над ним. По календарю определяли дни солнечного равноденствия и использовалось это для земледелия. Используется и поныне. Музей тоже весьма интересный.
После музея пошли в дом Айдара, и он предоставил великолепный ужин. А утром и завтрак. И рассказал ешо много интересного. С богатых туристов берёт по 10$, а с нас лишь «спасибо».
5 км к западу… *Ямчун.
Кишлак Ямчун и крепость над ним
Высоко над сим кишлаком — Крепость, самая большая в Памире, имеет 3 ряда оборонительных стен (от самой нижней до верхней — где-то метров 500), стоит на утёсе (шириной метров 200) между двумя вертикальными ущельями, где текут каскадные речки. Очень интересно.. Сама цитадель стоит на высоте 500 м над долиной.
И буквально в 1,5 км выше крепости, расположен…
Горячий источник Биби Фатима Захро
Очередной святой источник с минеральной горячей водой. Считается самым священным на Памире. А всё благодаря тому, что лечит женщин от бесплодия. Множество уже случаев подобных было. Ну и окромя сего, лечит от некоторых других болезней..
Вообще, почти все такие источники на Памире отличаются друг от друга по лечебному эффекту. Какой-то больше лечит кожные заболевания, другой — внутренние органы, и т.д.. Воду из источника тоже можно пить, но не в огромных количествах.
Км 10 к ю-з всё по той же дороге вдоль Пянджа…
*Зумудг. В этом кишлаке мы с Дарой ночевали в очередном гостеприимном доме, куда к нам пришли соседи хозяина и сообщили, что 2 года назад Антон Кротов (пожалуй, самый известный российский автостопщик всех времён) тоже ночевал у них. Подарил 2 книги по автостопу и был таков.
Хозяева и соседи того дома (где нас взяли на ночь) высказались примерно так — «Кротов есмь великий человек, и путешественник в частности. Вы, наши сегодняшние гости, тоже велики, ибо забредаете во многие уголки мира. А мы тут вот в кишлаке сидим, живём, и ничего не видим. Вечная слава вам всем!»…
Неужели и ты, дорогой читатель, так считаешь?
Км 30 к ю-з…
*Крепость Каакха. Древняя небольшая крепость.
14 км к к западу…
*Рын. Кишлак из 14 домов, где разговаривают на особом рынском языке, более нигде не встречающемся.
Продолжение о Памире читайте в статье Уникальный язык села Рын, райцентр Ишкашим и памирская свадьба.
Также имеется список статей/отчётов о странах Средней Азии.