Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм.

Предыдущая запись повествовала в основном об ирландце Дара, с коим довелось случайно встретиться и много протопать по Памиру. Итак, мы с Дарой после ночёвки у пастухов пришли к реке Пяндж.

*Погран застава Харгуш у реки Пяндж. Проверка документов на блок-посту. И путь открыт. По другую сторону реки во всей красе — горы Афганистана. Можно даже при желании перейти через эту неглубокую реку в Афган. Река, как говорят местные — по пояс близ Харгуша и становится чуть глубже при течении вниз. Там впадает больше притоков и через км 100 она полноводнее раза в 2.

Границу эту сейчас (по крайней мере, в 2010 году) совсем плохо охраняют. Лишь иногда (через каждые 50-70 км) может встретится военный патруль из 2-3 солдат или воинская часть. Патруль может спросить документы… В советское время и после развала Союза ещё лет 15 (российские пограничники по договорённости с Таджикистаном) охраняли лучше. А сейчас же перейти вброд — не особая проблема.

Во время гражданской войны в Таджикистане много моджахедов таким образом переходило из Афгана в Таджикистан именно тут в Памирских горах. Как говорили местные, моджахеды при прохождении мимо кишлаков людей не трогали, иногда просили лишь хлеба. И видимо, часто получали.

А в Памире войны почти не было. Только в низинах — там, где живёт много народа. Война была между сторонниками строгого ислама и сторонниками примерно того типа ислама, коий сложился при СССР (где, как известно, в почёте был атеизм)… После 4 лет войны последние победили. Ислам в абсолютном большинстве мест остался не строгим. Обыкновенные сунниты советского воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Исмаилизм — религия жителей Памира.
  • Ага Хан Четвёртый — пророк исмаилитов.
  • Фонд Ага Хана и его помощь людям.
  • Насколько строг ислам шиитов-исмаилитиов.
  • Гостеприимство памирцев.

Внимание! Нижеследующий текст написан со слов самих памирцев. Я пишу то, о чём услышал или увидел.

Религия жителей Памира

В Памире же около 95% его населения исповедует ислам вовсе НЕ суннитского толка. Тут издавна ислам был более экзотического типа — Шиизм-Исмаилизм. Это совсем лёгкая форма ислама — одна из самых НЕстрогих в исламе вообще (легче, пожалуй, только у некоторых суфийских орденов).

До советской власти все памирцы соблюдали эту форму ислама. При Советах, конечно, многое было забыто. Рассказывали, что опасно было молиться, некоторые сознательные граждане могли настучать. Ибо, за стук какое-то поощрение будет. И почти все боялись… После обретения Таджикистаном независимости тут же вернулись сюда проповедники. И вскоре все вспомнили свои традиции и свою преданность этому течению ислама.

Также у меня есть доклад на тему «Кто такие этнические мусульмане».

Суть учения шиитов-исмаилитов

По сути (как мне показалось), обычные шииты (шииты-двунадесятники) по своим обрядам и традициям находятся примерно между суннитами и шиитами-исмаилитами. Шииты сохраняют преданность имаму Али, брату Мохаммеда, хотя, и сильно почитают всех его потомков (например, в шиитском Иране очень много имамзаде — таких очень красивых и больших гробниц, где покоится прах потомков Али — первого шиитского имама).

А исмаилиты преданны прямым потомкам Али. Перед смертью Али назначил преемника из числа своих сыновей или внуков, тот преемник — следующего. И так далее, до наших дней. Может быть назначен и внук, если, например, сына нет.

Перед смертью Али назначил преемника из числа своих сыновей или внуков, тот преемник — следующего. И так далее, до наших дней. Может быть назначен и внук, если, например, сына нет.

Ага Хан Четвёртый

Таким вот образом и последний имам исмаилитов зашёл на сей пост. Зовут его Ага Хан Четвёртый (в простонародии известен как просто Ага Хан), или по-другому «имам Хазир». Он внук Ага Хана Третьего. Он, как и другие его предшественники, обладает некоторой связью с Аллахом (Аллах ему порой диктует нужные слова). Как обладал связью их предок Мохаммед, основатель ислама.

В каждом фактически доме памирцев есть портрет Ага Хана. Для них он почти как бог (ну или как говорят памирцы, пророк, имеющий связь с Аллахом). Все его слова имеют почти священное значение. Все слова несут полезную суть, и памирцы следуют им.

Вообще, Ага-хан (от персидского языка — «господин» и «хан») — это наследственный титул главы религиозной общины исмаилитов-низаритов (низариты — это самый распространённый вид шиитов-исмаилитов). То есть, Ага Ханом зовут того, кто нынче является главой.

За последние 20 лет (как существует независимая страна Таджикистан) Ага Хан приезжал сюда в Памир 3 раза… Даёт проповеди, лекции в главных райцентрах Памира. И стекается туда почти весь окрестный люд из селений за 50-100 км. Буквально на 3-4 часа. Дальше Ага Хан едет в другой райцентр.

Фонд Ага Хана и его помощь людям

Ага Хан Четвёртый является мультимиллионером, владея несколькими видами бизнеса. В 1967 году он основал «Фонд Ага Хана», из которого черпаются средства на финансирование разных благотворительных проектов.

Во время войны в Таджикистане все дороги на Памир с западной стороны были отрезаны и заблокированы. Продовольствия и товаров оттуда не могло поступать. Одним только своим скудным продовольствием (со своих небогатых огородов, ибо, осадков мало и вообще прохладно) не очень интересно питаться.
Фонд Ага Хана помогал своим единоверцам (да и не только им) через дорогу Ош-Мургаб (восточный Памир), откуда и мы с Дарой поочерёдности зашли в Памир.

Таким образом, население было обеспечено продукцией. Причём, бесплатно для местных жителей это всё было. Ныне же Фонд Ага Хана помогает другим странам, кои оказались в какой-то беде — например, после стихийного бедствия. В том числе, помогают и представителями других религий… Помогает Фонд также строительством парков (например, симпатичный парк в маленьком Хороге — это его дело) и прочие добрые дела совершает.

Резиденция Ага Хана — ныне во Франции, а родился он вообще в Кении, что находится в восточной Африке. В Африке тоже есть исмаилиты… Кстати, в дальнейшем, при посещении Египта в 2014 году я видел могилу одного из Ага Ханов (кажется, это Ага Хан Первый), о чём написано в статье «Окрестности Асуана и западный берег».

Строгость религии шиитов-исмаилитиов

Учение исмаилитов — далеко не строгое. А скорее даже современное. Ибо, согласно учению исмаилитов — старые священные писания со временем устаревают, а с приходом нового времени человечеству нужно более современное учение и его толкование.

Молятся исмаилиты всего 2 раза в день. До рассвета и после заката (у обычных «нормальных» шиитов — 3 раза, второй — полуденная молитва)… Мечетей у них нет… Даже в райцентре Хорог, столице Памира, нет мечети. И будет только строиться, уже даже заложен камень, освящённый Ага Ханом. И называться здание будет вовсе не мечетью, а Джоомат Хана, что переводится как «помещение общины исмаилитов».

Молиться же все исмаилиты могут в любом месте, обычно это дома… Совершается молитва/намаз вообще в любом направлении, а НЕ обязательно в сторону Мекки, что для ислама едва ли не уникальный и единственный случай (может быть, кроме немногих суфийских орденов). По мнению исмаилитов, Бог везде.

И по той же причине Хадж в Мекку не считается священным, ибо сие равнозначно поклонению НЕ Богу, а камню… Речь идёт об огромном супер-священном для большинства мусульман камне Кааба, от имени коего даже произошло международное слово КУБ (например, по-английски будет Cub), ибо камень Кааба имеют кубическую форму.
Да и вообще, камень Кааба имеет весьма загадочное происхождение, обожествляемое в самой священной мусульманской книге Коран (на этом и построены принципы молитвы в сторону Мекки и находящегося в ней камня Каабы и хаджа=паломничества к этой святыне).

Правда, утверждается, что Кааба несколько раз перестраивалась, а значит, основной камень и причина поклонения — меньшего размера, чем на фотографиях. Фактически, как пишется в статье в википедии, «камень представляет собой осколки камня чёрно-красного цвета, скреплённые цементным раствором…»

Исмаилитов в мире насчитывается 15-20 миллионов, 300 тысяч из них — в Памире. Может быть, столько же в Афгане. И разбросаны они по всему миру. В том числе, в богатых странах- Америке, Канаде, Европе. Они туда иммигрировали когда-то. И многие из них ныне — бизнесмены, помогают финансами Фонду Ага Хана.

Ещё один признак лёгкого ислама — то, что женщины сами могут подать руку при встрече с мужчиной. Особенно, при встрече с близкими (после некой разлуки). Это виделось несколько раз. В Таджикистане такое можно встретить только в Памире, наверно.

Другие религии памирцами тоже уважаются, и даже не один памирец за всё моё время пребывания в Памире не сказал, что только вера в Аллаха спасёт человека и за сие он попадёт в рай. Зато поощряются добрые деяния, помощь ближнему и дальнему, какой бы ни был он веры.

Вообще, памирцы всегда славились хорошим отношением к делу, к образованию. Однажды в советское время Памир официально занимал первое место в СССР (а по другим данным, и вообще в мире) по среднему проценту (на душу населения) высшего образования!!! То есть, были самыми образованными.
И при Советах же много памирцев занимали высокие посты в других городах Таджикистана, то есть далеко НЕ в памирских городах. Вот это горцы!.. Правда, это со слов самих же памирцев. А то, как мы знаем, «каждый кулик хвалит своё болото», а порой доказывая это в ожесточённых спорах (но памирцы далеко не самые ожесточённые люди, как мне показалось).

Ещё у памирцев лошадей нет (по крайней мере, не видал ни разу), даже в низинах Памира, где потеплее. По сему, и кумыза нет (в отличие от соседствующих киргизов). Но много молочных изделий, особенно, у чабанов летом, когда почти все коровы со всех кишлаков сгоняются в горы месяца на три. Там у них бывают все те же молочные продукты, что у киргизов, только кумыза нет.

Гостеприимство памирцев

Но памирские чабаны в целом явно погостеприимнее киргизских будут, как и вообще другие жители Памира. Здесь в Памире приглашения на чай слышатся постоянно (а где чай, там и покушать)… В день пешком проходится км по 25-30, и км по 10-50 на машинах. И остаться голодным тут в окружении селений почти невозможно.

Да и с ночлегом проблем тоже нет. Либо кто-то пригласит, либо можно в какой-нибудь дом попроситься. Такое ощущение, что в каждом втором доме могут принять. Причём, однажды даже хозяин гестхауса (домашняя гостиница) сам пригласил ночевать у него бесплатно (об этом особом эпизоде в следующем выпуске)… Пожалуй, памирцы — самая гостеприимная нация из всех виденных за все годы путешествий с 2004 по 2019 годы.

Так что, даже отсутствие мечетей и медресе (в коих мне множество раз доводилось ночевать) практически никак не сказалось на решении проблем с моим ночлегом.

Растут тут в Памире некоторые фрукты/ягоды — яблоки, абрикосы, вишня. В зависимости от высоты созревают в разное время, но фрукты почти всегда присутствуют в рационе. Выше 3000 метров мало чего растёт, но картошка обычно растёт, а для яблок на такой высоте просто холодно (бывают заморозки в начале лета).

Почти любой хозяин сих фруктов может дать почти сколько угодно фруктов (поспелых), но унести или съесть за раз это невозможно. Или стоит только остановиться или пройти мимо дома, как местные девочки или мальчишки принесут тут же по своей инициативе 1 кг яблок, или хлеба (местного) — просто в подарок.

Ни за чай, ни за хлеб, ни за фрукты никто денег не спросит. Бывает (редко), что хозяин дома спрашивает «А может вам сварить суп? «, даже если оказаться у него просто посреди дня. Беспредельное гостеприимство.

Ещё памирцы пьют Сирчай (на местном произносится как сирчой) — чай с молоком и с солью. Всё это варится минуты 3… И готово к употреблению. От «солёного чая с молоком и солью» в Монголии, Тибете, Калмыкии отличается немного. Памирцы сирчай пьют обычно утром и на обед, это заряжает их энергией.
Вечером предпочитают обычный чёрный чай. Зелёный чай тут пьют редко, ибо зелёный предпочтительнее в жару, которой на Памире почти не бывает, кроме самых-самых нижних районов, которые на высоте 1800-2000 метров.

Продолжение о Памире читайте в статье о Ваханской долине вдоль реки Пяндж.

Также имеется список статей/отчётов о странах Средней Азии.

16 комментариев

  1. Ты не прав баклан исмаилиты не молятся в любую сторону ! Шиизм не религия а тичение Не надо дезинформировать людей многое тут у вас противоречит

    1. Послушайте, господин/товарищ. Я пишу то, что мне говорили сами памирцы, последователи исмаилизма. Если покопаться в ваших каких-либо утверждениях, там тоже, скорее всего, можно обнаружить какие-то нестыковки, а то и абсолютно неверную информацию, которую вы тоже откуда-то поимели, и ошибочно ей доверились.
      А ваше четвертое слово я не стал удалять, пусть будет «украшением» ваших слов. Аминь.

      1. Я сам Памирец что ты мне тут рассказываешь ?
        Ты чё думаешь люди с небо свалились на твою статью ?И все тупые барашки А ты тут самый умный ! Так считаешь?А зря!

      2. Да уж, господин, ты бы повнимательнее читал. Я же в предыдущем комментарии написал, что «Я пишу то, что мне говорили сами памирцы, последователи исмаилизма.»… Или ты впервые слышишь, что у всех может быть своё мнение на разные вещи? И даже у последователей одной и той же религии может быть свой взгляд на всё это.
        Ну ещё и тон твоих слов говорит о том, что ты не очень уравновешенный человек, поскольку слегка грубишь (в обоих своих комментариях). А это (насколько помню по своим путешествиям по Памиру) совсем несвойственно жителям этого прекрасного региона. Возможно, ты как раз то самое исключение. Впрочем, прошу прощения за все те горечи и печали, которые ты испытывал во время прочтения этого неоднозначного текста. И спасибо за внимание к моим текстам!

    2. Он еще говорить его имя Ага Хан и он пророк исмаилитов .Он скорее всего из групы тех кто недолюбливаеть нас.

      1. Путник, извините, не очень понятно, к кому вы обращаетесь или просто мысли вслух? И кого вы имели ввиду под словом «он»?

  2. Знаешь за каждое слово надо отвечать ты же мужик надеюсь ?!ты унизили мою нацию и религию в своей статье и когда я тебе говорю что ты не прав ты считаешь меня неуровновешнным ? Ну да в России СМИ так и работает ваша цель дезинформировать как можно больше людей ! Ты готов ответить за свои слова ?

    1. 1. Если бы ты просто сказал, что автор не прав, это было бы одно дело. Но совсем другое, когда ты используешь грубые слова с элементами наезда. По сему, ты мне кажешься не очень уравновешенным человеком, над которым довлеют эмоции, а не рассудок.
      2 Причём тут российские СМИ?? Я вообще никаким СМИ полностью не доверяю.
      3. Мне этот разговор начинает напоминать общение глухого со слепым. Я не знаю, как до тебя ещё донести, что я описываю то, что видел и слышал от самих же памирцев.

      4. А также могу привести в пример одну мою статью, где я подробно и разными фразами растолковал правило 90/180 (действующее в Турции и Шенгене). Но очень много людей (по-моему, все они женщины) продолжают меня вопрошать на эту тему. И просят помочь разобраться, и я помогаю. Вот тут в комментариях к этой статье: http://takliono.ru/turkey-viza-i-razreshennye-sroki/
      То есть, как и те вопрошающие не могут понять смысл правила 90/180 (а может быть, они не особо хотят вдумываться), так и ты не улавливаешь (или не хочешь этого сделать), что многое в обсуждаемой нами статье написано со слов местных, а автор лишь их передаёт.

  3. Гуф уважительные надо относиться к автору, если в чем-то он не прав, значить поправ его если ты Памирец а так не понятно кто ты.

      1. В Каране написано
        Что все верующие братья .
        И что у нас религия одна!
        Ветви ислама отличаются
        И тут во многом вы не правы.
        Если вы сами бы были Памирцем , и писали о вас так все не верно
        Что бы вы сделали.
        И судить все не верно тоже грех .
        1)Читайте намаз ,раздавайте закят и держите пост .
        2) И Ага Хан .
        Он не пророк помирцев.
        Пророк Мухаммад (с) пророк для всех нас .
        И что в каждом доме фото Ага Хана
        Это для них как бог.
        Не боитесь за эти слова ваши не верные .Мы все,памирцы верим в одного Аллаха ,и мы мусульмани такие же как и вы .
        Мы не придумали эту ветвь .И по воле Аллаха случилось так .

        Кто дал информацию такую тот тоже не прав
        И прошу хватит все это .У всех какие то притензии напридумываете что то плохое ,сразу памирцы такие памирцы не мусульмане.
        Религия одна.Вера одна .Священная книга одна Каран .
        Что еще вам нужно от нас .
        Альхамдуллилах мы все мусулмане.
        И точка.

  4. 1) Исмаилиты молятся в сторону киблы, однозначно. Это главная общая критерия всех течений Ислама.
    2) Действительно в каком-то году скорее 80-е г. Диплом с высшим образованием на душу население (свыше 96%) было зафиксировано в ГБАО.
    3) Ширчой правильно, а не сирчай

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *