Азербайджан. Село Ивановка и Молокане.

Эта статья из рубрики «Южный Кавказ».

Предыдущая статья была посвящена старинному селу Лахич (Lahij) в Азербайджане. В этой же статье речь пойдёт о другом необычном поселении (и не только для Азербайджана необычном).

  • Содержание статьи:
  • История Ивановки и молокан.
  • Общение с молоканским пресвитером (пастором).
  • Армянка-пятидесятница.
  • Относительно местных властей и ситуации в Азербайджане.

История Ивановки и молокан

Ивановка — от райцентра Исмаиллы к ю-з 13 км. Ныне это , можно сказать, самое сохранившееся и самое большое русское село в Азербайджане. В 19 веке основано молоканами, переселенцами из России. Их выселили за неправильное вероисповедание. Ныне это село тут сохранилось, по сему можно и рассказать (впрочем, примерно такие же сёла впоследствии попадались в Армении и Грузии).

Молокане — это как бы баптисты-протестанты, но русского образца (причём, старого образца, но не путать со старообрядцами!) со своими молитвами, кои ещё из старых веков сохранились. Молитвы у них совсем не православно-христианские, а типа баптистских, но со словами и фразами из 19 века, а может, и раньше.

До сего села несколько раз приходилось слышать от мусульман-азербайджанцев, что «молокане верят в бога, но не поклоняются Иисусу Христу» (и это мусульманам было бы ближе, поскольку им лучше вера в Бога без идоло-поклонничества).

Оказалось, что Иисусу, всё-таки, поклоняются. И есть у них даже Троица — Отец, Сын и Святой Дух… И Христос признаётся единственным спасителем для человечества. Без вариантов (и такое отношение к Христу даёт право считать их христианами)… Однако, икон не признают, архангелов и прочих святых угодников у них нет, крестов нет, могилы без крестов. Практически, как у протестантов, баптистов. Но некоторые незначительные отличия имеются.

Общение с молоканским пресвитером

Приехал в село вечером, нашёл молоканского пресвитера (пастора). И обратился к нему за ночлегом и вообще общением. На ночь он бесплатно устроил в гостиницу сельскую, но т.к. она принадлежит молоканам, то никто никому не платил.

Утром пастор (а ему уже больше 70 лет!) приехал на своей машине в гостиницу, и поехали мы к нему завтракать. Перед приёмом пищи (как и перед сном) надо молиться. Минут 10… Подряд около 15 молитв. Несколько поклонов делаются, чем ниже, тем лучше (разумеется, особенно лучше для кланяющегося, ибо хорошая зарядка).
В конце процесса встали мы на колени и пастор продолжал читать в таком положении. Потом завтрак, после него заключительная короткая молитва.

В селе Ивановка есть и баптисты с пятидесятниками. Они тоже, как местные говорят, в 19 веке тут заселились. Ныне случаются побеги из молоканской веры к баптистам или 50-десятникам, но не наоборот (видимо, по той причине, что у тех последних двух — более сильная пропаганда, и вообще, они — «международно» распространенные).
Но молокан всё равно больше всех. Ныне в селе осталось лишь около 800 русских жителей, а было 1500. Разъезжаются. В некоторые их дома заселяются азербайджанцы.

Культ личности в Азербайджане

Сей плакат в селе Ивановка — напротив сельсовета (единственное оставшееся русское село в Азербайджане). Только в этом селе можно увидеть большинство надписей и названия улиц на русском языке.

В селе большинство надписей, вывесок и названий улиц — на русском языке, для Азербайджана — это уникально. Среди плакатов есть и такой (напротив сельсовета) — «Гейдар Алиевич Алиев был вашим гарантом. А сегодня я — ваш гарант» Слова принадлежат Ильхаму Алиеву, нынешнему президенту, коий почти по наследству принял сей пост от отца… Очевидно, что тут имеется некоторого рода тоталитарность и культ личности (или даже личностей из одной семьи) на лицо.

Относительно местных властей и ситуации в Азербайджане

Однако, если в 2005 году мне в Азербайджане часто попадались недовольные режимом люди, то ныне чаще попадаются довольные. Всё-таки, видимо, прогресс есть, и он очевиден. Средняя зарплата всего-то раза в 2-3 меньше российской (по меркам 2011 года, заметьте). А средние пенсии, например, тут от 100 до 200 манат = 3800-7600 рублей.

Манат нынче дороже доллара тут!, и совсем немного уступает евро. Туристов всё больше и больше, торговые связи крепнут. Но часто люди (простые люди, и в Дагестане, в том числе) спрашивают типа «Ну вот ты в разных местах был. Где лучше люди живут?«…
Под словом «лучше» они, конечно же, понимают «богаче» и «комфортнее». И часто бывают в шоке, что оказывается «Богаче не значит лучше, и тем более счастливее». Некоторые соглашаются, а большинство молокан-«староверов», как показалось, по-прежнему не поймут разницу между понятиями!.

Походив по Ивановке, обнаружил ухоженность улиц, и почти типичный для русских сёл менталитет народа, разве что чуть покультурнее (видно, сказывается, религиозность людей), для нынешнего Азербайджана это уникально (в смысле менталитет).

Также у меня есть статья о молоканах в Армении.

Армянка-пятидесятница

По возвращении в Исмаиллы подвозили люди, там сидела тётя Фируза, армянка по происхождению, живёт ныне одна. Пригласила на обед. Она ещё в машине начала свои проповеди о Христе, как единственном пути в рай и к счастью. Она пятидесятница.

Дома продолжила своё, читала вслух книги, когда её гость принимал трапезу. Порой пела на непонятном языке (типа тарабарщины). Как она сказала, это приходит к людям, «Кто в духе, то есть верит в Христа, всё остальное от лукавого».
Говорила, что во время смуты, когда была гражданская война между армянами и азербайджанцами, то чудом осталась жива. И по её мнению, это благодаря своей вере.

В следующем выпуске речь пойдёт об азербайджанских райцентрах Огуз, Шеки, о сёлах Илису и Кум и об окружающих их окрестностях, включая храмы/церкви древней Албании.

Ещё есть статья «Общее об Азербайджане. Что интересного/красивого есть там.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *