Из центральной (там я замолвил словечко про погоревшие сёла Мокок и Цибари) и западной (в основном молвил про уникальную псевдо-крепость над селом Махалотли) части Цунтинского района переходим к его северному и восточному флангам.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- От скалистого Шаури до шахт и музея в Шаитли.
- Дорога в Сагада из Шаури.
- Туннели, музей и ущелья в Сагада.
- Два ролика с упомянутых тут мест.
От скалистого Шаури до шахт и музея в Шаитли
В селе Шаури из примечательного я обнаружил лишь скалистый мыс-утёс (в центральной части села), похожий немного на крепость на скале (а может, там и была крепость). Сейчас оттуда имеются хорошие виды вокруг.
Из Шаури есть дорога в нежилое мини-село Азильта, я туда не ходил, но местные говорят, что там красиво, есть некоторые живописные развалины. А ещё должна быть тропа на хребет, по коему, наверное, можно уйти на Богосский хребет (разделяющий Бежтинский участок от «номинального» Цунтинского района).
Село Шаури (вытянувшийся примерно на 5 км) стоит у развилки на сёла Китури и Шаитли. В последнем имеется частный музей в доме у Абулмуслима Кагиева, который сам собрал традиционные старинные экспонаты и расположил их в двух комнатах. В целом интересно, но не сногсшибательно и уступает более крутым музеям в Карабудахкенте и в левашинском селе Куппа.
Около Шаитли ещё есть заброшенные шахты. Две из них находятся в нескольких км от центра села Шаитли на восток. Первая тут: 42°14′51.29″N 46°05′05.52″E (3 км от центра Шаитли). Вторая здесь: 42°15′21.46″N 46°05′47.98″E (это ещё топать 1,5 км от первой шахты на с-в, автодороги там практически уже нету).
В советское время в этих штольнях добывали какие-то ископаемые, один из местных жителей поведал, что это был хрусталь для использования в брони, идущей на нужды фронта (во время войны с Германией), но не известно, точно ли это.
До обоих шахт от речки (вдоль и близ которой идёт дорога и тропа) подниматься нужно по крутым склонам минуты 3-4, в обоих случаях есть немного заметная тропинка. Шахты метров по 70-100 в длину, дальше тупик. Внутри этих штолен ничего особенного нет, ширина и высота примерно одинаковы, разветвлений практически нет, окромя одного-двух совсем незначительных. Электричества, конечно, тоже нет.
Ещё 2 шахты стоят подальше, но их труднее найти, на них я силы и время уже не тратил.
А ещё, если от всех этих штолен двинуть на север, то можно через перевал (точнее, их там два в двух разных местах — примерно по 3180 метров высотой каждый) перейти в Цумадинский район и его ближайшие аулы Хонох и Хварши (где тоже, кстати, говорят на одном из цезских языков/диалектов).
Дорога меж Шаури и Шаитли показалась мне не такой эффектной, чтобы топать её пешком. И сёла на этом пути тоже мне не приглянулись с архитектурной точки зрения (что для Цунтинского района вполне нормально, но впереди нас ждёт большое исключение из этого правила).
Дорога в Сагада из Шаури
Теперь отправляемся в сторону Цумадинского района. От Шаури в том направлении я уже шёл только пешком (и заранее скажу, что протопал в итоге я аж до границы с Ботлихским районом, когда скалы и пейзажи вокруг стали не такими впечатляющими).
Практически весь отрезок от Шаури до Сагада достаточно красив, и вполне достоин прохождения пешком. Хотя, следующий отрезок (от Сагада дальше по Цумадинскому району вдоль реки Андийское койсу) оказался ещё более обалденным и вошёл на пьедестал почёта красивейших дорог в Дагестане!
На пути Шаури-Сагада стоит село Тляцуда, куда я тоже заглянул, но не обнаружил в нём каких-то очень интересных объектов. Правда, местные жители поедали, что над Тляцуда имеются развалины старого села (и что это может быть интересным), но я решил не проверять это. Однако, подозреваю, что виды оттуда должны быть красивыми (всё-таки, над ущельем это всё).
Туннели, музей и ущелья в Сагада
Про то, что в селе Сагада (в отличие от почти всех других аулов Цунтинского района) есть интересные старинные дома с уличными туннелями, мне говорили ранее в нескольких местах района. По факту же оказалось, что село произвело на меня сильное впечатление (чуть больше, чем ожидал), и я бы его поставил примерно на 15 место в своём рейтинге самых интересных селений Дагестана (и это очень высокий показатель, учитывая обилие этих старинных объектов в Дагестане). А в Цунтинском районе Сагада оказалось вообще вне конкуренции.
Потратил я на осмотр Сагада в сумме 5 часов (у вас может и весь день занять, если впервые окажетесь в подобной аутентичной деревне с туннелями и скалами), включая время на музей и обзор видов со хребта/утёса, стоящего на северной окраине села и являющегося естественной границей с Цумадинским районом. Виды оттуда великолепные, честно говоря (и на двух предыдущих кадрах как раз я это показал)… Хорошо видны и дорога с ущельем, ведущие из/в Шаури, и дорога в Цумадинский район по ущелью Андийское койсу.
Уличных туннелей в Сагада я насчитал около 10. Практически все они сквозные, иногда с развилками. Самые длинные около 20-30 метров в длину. Сейчас во всех остальных сёлах Цунтинского района подобных уличных туннелей в сумме максимум 3-5 штук, наверное. Так что Сагада тут, однозначно, чемпион по эффектности.
Некоторые старинные дома (обычно сделаны из камня, а дерево идёт на перекрытия) в Сагада тоже впечатляют. Один из них просто вызывающе интересен (ибо стоит одиноко на скале), под ним и мини-туннель есть, вот они:
Вообще, сагадинцы оказались тоже весьма гостеприимны и общительны с пришельцем, и первый же встречный житель меня пригласил в дом на ночлег, и потом днём пленировали в другой дом на обед. Но для горного малотуристического Дагестана это в целом вполне обычно (исключением тут являются некоторые сёла, в том числе и в Цунтинском районе).
Музей в Сагада тоже достоин посещения, хотя и небольшой (всё-таки, коллекция собиралась одним человеком, а началось это лет 5 назад, по словам коллекционера). И сейчас музей уже получил статус государственного, хозяин получает зарплату за его содержание.
Чтобы посмотреть музей, нужно у кого-нибудь в селе спросить про хозяина музея (правда, я не запомнил и не записал его имени), и тогда этот кто-то позвонит хозяину, и тот должен придти открыть (но он живёт немного в стороне от музея). Музей пока бесплатен для посещения.
От музея, кстати, остаётся совсем близко до хребта/утёса, с которого шикарные виды на оба ущелья внизу. Но те виды вы уже видели выше, а теперь вид на Сагада и ущелье с позиции около сагадинской школы:
И в завершение, два ролика с упомянутых тут мест:
1. Штольни около Шаитли.
2. Старинное село Сагада, его туннели, скалы и виды на ущелья.
После Сагада спускаемся вниз и начинаем топать по Цумадинскому району, по ущелью реки Андийское койсу и поднимаемся в сёла Хваршини, Метрада и Хушет, которые не только (или точнее, не столько) интересны своей архитектурой, но ещё больше производят впечатление виды с самих сёл и с дорог между ними.
Все мои материалы по Дагестану можно обнаружить в северокавказском читальном зале.
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, микроавтобус проедет по этой живописной дороге из Цумадинского района через Сагада и далее через перевал на Бежту . И какой участок посоветуете красивее пройти пешком, не более двух километров ? Или лучше эту дорогу проезжать в обратном направлении из Бежты через Сагада на Цумада ? Имею в виду чтобы самый красивый участок для пешего перехода был бы не вверх, а вниз. Люди самые обычные без подготовки
Ну микроавтобус то проедет по этой дороге из Цумадинского района в Цунтинский и далее в Бежта, но… имейте ввиду, что после Агвали (райцентра Цумадинского) качество дороги очень плохое, асфальта нет вообще, дорога часто как стиральная доска. Идеально, конечно, ехать на джипах, но микроавтобус тоже проедет. Только будет медленно (местные на легковых ездят в среднем по 20-40 км/ч, вы проедете примерно в 1,5 раза медленнее (и машину сбережёте, и люди останутся целы).
Но с другой стороны, пейзажи то очень красочные (как раз в тех местах, где самое плохое качество дороги, там и самые прекрасные ландшафты — склаы часто вертикальные и очень высокие), и на самых плохих отрезках можно всем выходить из машины и топать пешком. И машине легче, и туристы ваши насладятся видами, главное их заранее психологически к этому подготовить.
Наверно, придётся выходить несколько раз и топать по 1 км примерно, в зависимости от качества дороги.
Со стороны Бежта намного лучше дорога, а до Анцух (если снизу ехать) вообще асфальт лежит (правда, лет через 5-10 он может испортиться, но это уже другая история).
По этому, наверно, будет легче для ваших неподготовленных ходоков (ну и для машины), если вы поедете через Анцух, Бежта и уже потом в Цумадинский. На первом погранпосте и узнаете подробно, что вам можно будет делать, а что нельзя. Но собственно, главное (как я уже писал в другом комментарии) это не уходить от главной дороги в сторону границы.
Кстати, иностранцев (даже граждан Беларуси) без погран-пропуска не пустят дальше этих погран-постов, а россиян пустят. А там где россиянам можно с пропуском (ну это уже совсем близко к границе), там иностранцам пропуск вообще не дадут. А то вдруг у вас будут иностранцы в автобусе.
Оказывается, в комментариях на моём сайте не всегда можно вставить большой текст, иногда автоматически обрезается. Ну вот продолжение:
На микроавтобусе вам, наверно, лучше не соваться на подъём в Метрада, откуда идёт фантастическо-пейзажная дорога в Хушет. И в Сагада будет сложно подняться на нём, ибо крутой достаточно серпантин в обоих случаях (но местные на легковых ездят). Хотя, Сагада и не очень высоко над главной дорогой, но пешком придётся подниматься до него минут 20-30, наверно (это если идти по старой дороге — ближе к Агвали — на картах она обозначена, выходит прямо к школе, это на северном краю села).
Но собственно, практически все интересные сёла в Дагестане находятся в стороне от главной дороги (в том числе, и в бассейнах рек Андийское и Аварское койсу). Тут тогда советую посетить Тинди (около 7 км от трассы) в Цумадинском районе, дорога туда неплохого качества, хоть и грунтовка, ну и красивая дорога сама по себе. А Тинди очень впечатляет.
Спасибо за Ваши квалифицированные ответы . Скажите, пожалуйста, для проезда по этой дороги из Бежта на Цумада нужен пропуск для граждан России ? И если нужен, это единый пропуск на всю погранзону или на каждый участок отдельный пропуск ? И где и как быстро его получают или на госуслугах ? Стоит ли ехать с точки зрения красоты мест в аул Куруш самый высокогорный ? В аулы Тинди, Гоор и Кахиб и Телетль ( район Хунзаха ) , Старая Корода , Камахал и Куба ( район Кумуха ) , Кала Корейш у Кубачей, Рича в южном Дагестане, Ругудж возле Гуниба , на точку Айвазовского у Гуниба можно ли подъехать на микроавтобусе ? Или надо сколько то идти пешком ? Сколько идти ? Круто ?
Для проезда из Бежта на Цумада пропуск для россиян не нужен, только паспорт обязательно иметь.
А так вообще, пропуск легче всего и бесплатно можно оформить на госуслугах. 3 недели ожидания, и потом его либо можно забрать в погрануправлении по Дагестану в Каспийске, либо пришлют на дом (но эту опцию надо заранее выбрать когда заказываете). Если на дом шлют, то это ещё неделя-две ожидания. Я оба раза получал в каспийске.
Пропуск не единый на весь Дагестан, а по районам. В госуслугах надо указать районы, которые хочется посетить, и достаточно одно село из этого района указать (хотя, как я понимаю, в других республиках Кавказа надо указывать все сёла места, куда хотите пропуск). И потом на одном листе эти районы (куда вам дали пропуск) указаны.
В Куруш ехать из-за пейзажей не обязательно (тем более, туда пропуск нужен), хотя село мне понравилось тем, что там оч много кизяков, буквально стены из кизяков, всё-таки, высота села 2500.
В Тинди проехать можно по относительно неплохой грунтовке.
В Гоор и Кахиб лежит асфальт уже (ну благодаря валом заезжающим туда туристам).
В Телетль дорога долгая по грунтовке и круто вверх, на микроавтобусе с пассажирами вариант не очень, думаю.
До Хунзаха асфальт, кажется (если с Аварского койсу и села Чалда подниматься).
В Корода грунтовая дорога неплохая была,
в Камахал похуже была, в Куба (район Кумуха) средненькая грунтовка,
а в Кала Корейш слишком крутой подъём для микроавтобуса, и там ещё пешком топать час почти. Хотя по пути виды симпатичные.
До Рича из Тпиг я не ездил (в оба села заходил с другой стороны),
До Ругуджа (возле Гуниба) асфальт неплохой, ехать стоит.
на точку Айвазовского подъехать на микроавтобусе можно теоретически, но это грунтовка с очень крутым уклоном и серпантином. Так что не очень вариант, думаю. Пешком туда примерно час-1,5 выйдет, наверно, для ваших пассажиров.
Но для понимания нужного времени на подъём вам лучше вообще знать, сколько вы сами тратите на это (скажем, на подъём на 200 или 500 метров). На рельефных картах сейчас изображается высота, и можно легко высчитать разницу высот. На 500 метров без груза я, например, поднимусь за час (и это если прохладно).
О погранпропуске для дороги Бежта Цумадинский район через село Сагада понял. Внимательнее прочел ваш предыдущий ответ
А в верхний Гуниб микроавтобус пройдет ?
Верхний Гуниб это же парк природный, он очень большой, поэтому до самых краёв микроавтобус не пройдет. А вот до основной части, где Царская поляна, доехать ему по силам. ибо там проложили асфальт. Ну в статье про Гуниб я писал ещё про водопад, остатки крепости и пейзажи.