Самые красивые дороги Дагестана

Тут я упомяну в основном лишь главные районные дороги (идущие обычно вдоль своих районов), а про те, которые отходят от неё выше в отдельные тупиковые сёла рассказывать, наверно, почти не буду, поскольку таких наберётся ну очень много, едва ли не половина всех тупиковых сельских дорог в самых высокогорных горных местах будет изобиловать симпатичными пейзажами (хотя, о нескольких самых достойных упомяну) .

Сразу скажу, что почти все красивые дагестанские дороги дислоцируются в аварских районах. То бишь, в северо-западной (или даже можно сказать — в западной) части нагорного Дагестана (сам он разделён ровно пополам — на горную северную половину и южную горную). Вообще, я как-то отдельно поразмышлял про горные взаимосвязи дагестанских сёл и народов.

Конечно, в южном и восточном Дагестане симпатичные места вдоль дорог тоже имеются, но в меньшей концентрации, и там намного меньше длинных (чтобы было больше 10 км) дорожных отрезков, достойных прохождения пешком. А для меня показателем красоты дороги является как раз эстетическое удовольствие от пешего хода по дороге. По сему, почти все описанные тут трассы я либо прошёл пешком полностью, либо частично, либо намереваюсь сделать это в будущем (но при этом, успел уже проехать по ней).

Ещё есть каталог красивейших трасс Турции (ну там и выбор поболее).

Ущелье между Аймаки и Гергебиль

Ущелье между Аймаки и Гергебиль. Это лишь входные/выходные ворота со стороны аула Аймаки. Потом будет самое интересное.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Симпатичные дороги южного и восточного Дагестана.
  • Красивые дороги Аваристана (вокруг Гергебиль).
  • Дорога вдоль реки Аварское койсу.
  • Ущелье реки Андийское Койсу.

Симпатичные дороги южного и восточного Дагестана

Начну повесть с не самого вкусного (то бишь, с не самых эффектных или не самых длинных дорожных отрезков), а самые изысканные блюда (то есть, находящиеся в Аваристане и Андистане) оставлю на десерт.

Дорога вдоль ущелья реки Самур в основном просто симпатичная (всё-таки, окружают её высокие горы), но не самая фантастическая в Дагестане. И вообще, всё что на оной Самурской трассе ниже райцентра Магарамкент (это самый низкий участок дороги), вряд ли кого-то впечатлит. А вот пара верхних отрезков, наоборот, наиболее красивые, и оба они в самом дальнем Рутульском районе (причем, от Махачкалы это вообще наиболее удалённый Дагестанский угол). Речь идёт о сегментах меж сёлами Микик-Цахур (в коем стоит древнейшее медресе, конвертированное в мечеть) и Джиных-Мухах.

Ландшафты по дороге Цахур

Ландшафты по дороге из Цахур в Микик. Но там совсем короткий отрезок — лишь 4 км.

Также подобные пейзажи наблюдаются на коротком отрезке меж сёлами Мухах и Джиных в Цахуристане (это самая дальняя часть Рутульского района). Проехал его на попутке, но пройти очень было бы здорово! Дорога идёт высоко над обрывом и рекой Самур (самой большой в Южном Дагестане). Всего лишь 8 км длиной сей симпатичный отрезок… За Мухах ещё есть аул Кусур, до коего только пешком можно дойти (чем он и уникален)!

В Ахтынском районе выделил бы дорогу от села Курукал (это где ахтынские минеральные банные комплексы, что в 5 км от Ахты) до Гдым и Хнов в юго-западном направлении.

Ущелье реки Гдымчай

Ущелье реки Гдымчай (в сторону аула Гдым).

Переезжаем чуть севернее.
Монгольское ущелье (Магудере) от села Хоредж в Хивском районе до агульского Гоа. Длина участка 15 км, и почти на всём его протяжении весьма симпатично. Правда, дорога редко идёт высоко над рекой, но даже в низах пейзажи хороши — крутые скалы, мосты и нет ни одного поселения окромя нескольких строений, пчелиной пасеки и комнаты для намаза, в которой путнику можно было бы заночевать в крайнем случае.

Ущелье Магудере

Ущелье Магудере между Хив и Тпиг.

Если продолжить путь из Хивского района на север в лакские районы с центрами Вачи и Кумух (где живут лакцы, а это уже восточная половина горного Дагестана), то обнаружим умеренную по красоте дорогу, местами она симпатична, но в целом не настолько впечатляет, чтобы я захотел бы её проходить полностью пешком.

Также на восточном фланге Дагестана можно выделить путь от Кубачи к востоку до поворота на древний город Кала-Корейш (это в сторону райцентра Маджалис). Сей путь длиной где-то в 10 км, и на всём протяжении весьма красив. Если из Кубачи двигать, то это сверху вниз, и весьма удобно (а разница высот там порядка 600 метров).

Ущелье из Кубачи в Кала-Корейш

Ущелье по пути из Кубачи в Кала-Корейш.

Дорога от того же Кубачи на запад в Урари и Ургани и дальше до перевала и границы с Акушинским районом не так изысканна, хоть часто идёт по верхам. Думаю, что весной (когда снег ещё не везде растаял было бы красивее).

Красивые дороги Аваристана (вокруг Гергебиль)

Аваристан это неофициальное название территорий, на коих издревле проживает народность аварцы (хотя, по факту их несколько чуток разных). Занимает примерно 1/4 от горной части Дагестана (именно такую же часть составляют аварцы в общей численности населения Дагестана, хотя, к ним приписали и совсем не аварцев, а например, андийцев, дидойцев и прочих их соседей, живущих в бассейне реки Андийское койсу).

Пожалуй, главными стратегическими пунктами красивых дорог Дагестана/Аваристана являются райцентр Гергебиль и блок-пост чуть ниже села Гимры, на обоих из коих расположены развилки трёх дорог, все из которых красивые.

Итак, достоин прохождения пешком почти весь путь Гергебиль-Гуниб-Цуриб (столицы трёх аварских районов), длиной это 45 км. По дороге там встречаются каньоны, две горных ГЭС, и другие интересности.
Особенно впечатлил меня отрезок в средней трети пути Гуниб-Цуриб — там через каждые метров 100 я останавливался и фотографировал, а шёл исключительно пешком, некоторые попутные машины сами останавливались, и водители предлагали подвезти, но я отказывался, так как желал больше и дольше наслаждаться красотой.

Ущелье дороги Гуниб-Цуриб

Ущелье реки Каракойсу вдоль дороги Гуниб-Цуриб.

Далее как бы в продолжение предыдущего абзаца — дорога от моста на трассе близ райцентра Цуриб до села Гочада (не тупиковое) в Чародинском районе, это 10 км длиной по ущелью реки Каралазургер. Село Чарода находится тут посередине. Дорога сначала идёт высоко над рекой, потом низко. Но в целом менее эффектно по сравнению с участком Гуниб-Цуриб.

Ещё в Гунибском районе могу выделить серпантиновую дорогу от Гуниба в солнечно-календарное село Кегер. Там почти на всём протяжении весьма симпатично… Потом из Кегер можно двинуть (но там проедет лишь джип, наверно, хотя и жигули тоже смогут) в Кудали (там с дороги виды на пирамиды) и в Салта, в коем есть чудесный водопад, но и дороги до и после Салта местами тоже впечатляют. И замкнуть круг можно через Гунибскую ГЭС.

Дагестанские террасные "пирамиды" в Гунибе

Дагестанские террасные «пирамиды» около Кудали в Гунибском р-не. Туда дальше дорога уходит в следующий Левашинский район и село Карекадани.

Если от Гергебиль двигать на юго-восток в направлении райцентров Кумух, Акуша, Леваши, то местами там имеются симпатичные моменты, но в целом по своему эффекту, на мой взгляд, не претендуют на то, чтобы проходить все эти отрезки пешком, хотя в целом смотрится симпатично.

Ущелье Казикумухское Койсу

Ущелье реки Казикумухское Койсу (между Кумух и Гергебиль). Снимок сделан близ интересного села Кума.

Также красива почти вся дорога от того же Гергебиль до Гимринского туннеля (после коего дорога идёт в Буйнакск) длиной ровно 50 км, но более красива северная её часть (от водохранилища до туннеля). По пути там большое водохранилище, вдали окружённое скалами, но вообще, почти вся дорога идёт в достаточно узком ущелье. А в трёх км от туннеля стоит историческая башня, в коей в середине 19 века вёл боевые действия отряд горцев, в числе коих сражался против российских войск легендарный имам Шамиль. На башню можно залезть (и билет там никто не продаёт), и с крыши посмотреть на пейзажи с разворотом в 360 градусов.

Вид с башни на дорогу в Гимры

Вид с верхушки боевой Гимринской башни на дорогу в Гимры и далее в Гергебиль и Ботлих.

А ещё, от посёлка Гергебиль на с-в уходит дорога в село Аймаки (вдоль реки Занзак). Это даже не ущелье, а практически каньон, длиной он около 8-9 км напрямую (а по дороге все 10 км). Там местами настолько узко, что ещё в году 2016-17 дороги там не было вообще, её очень трудно было проложить, а местные жители проходили исключительно пешком или на лошадях/ослах. Либо ездили в объезд лишние 50 км через другой райцентр Леваши. Дорога не тупиковая, из Аймаки можно уехать в Чугли и далее в Леваши.
Это, пожалуй, вообще самый красочный 10-километровый участок дороги во всём Дагестанском крае.

Про этот каньон я узнал буквально из оффлайн карт, когда разглядывал потенциально интересные места, и хороший рельеф карты мне помог… По сей каньонной дороге машин проезжает очень мало, я заметил около трёх машин в обе стороны за три часа топания по ущелью.

Ущелье Аймаки-Гергебиль

Ущелье между Аймаки и Гергебиль.

Между ущельями Аварское и Андийское Койсу

Переходим к реке Аварское Койсу (над коим вдалеке возвышаются древние Гоорские башни).
От мини-села Гидатлинский Мост до Анцух (это между Шамильским и Тляратинским районами), длина сего отрезка 35 км (высоты от 970 до 1330 метров), многое там очень впечатляет, прошёл я это пешком. Даже прошёл ещё дополнительные 15 км до первого села Гунзиб в Бежтинском участке. Рекомендую сделать вам если не то же самое, то хотя бы проехать медленно, например, на велосипеде.

Дорога на стыке районов Тляратинского и Шамильского

Дорога вдоль реки Аварское койсу примерно на стыке двух районов — Тляратинского и Шамильского.

А в Анцух ещё развилка, где одна из дорог идёт в один из самых дальних дагестанских углов — центр Тляратинского района и далее (хотя, Анцух тоже в Тляратинском).
А так там ещё пара-тройка маленьких сёл стоит на дороге и имеется несколько ответвлений дорог на другие аулы выше в горах.

Дорога вдоль Аварское койсу

Дорога вдоль реки Аварское койсу. И вот направо там уходит одно из ответвлений (на Келебский сельсовет).

Внутри Тляратинского района выделю ещё отрезок от Росниб (рядом с Цумилух) до Чорода, а по середине там село Тохота. Этот красивый путь длиной 17-18 км, почти весь пройден мной пешком.

Красивые дороги Дагестана

Вид с главной дороги около Тохота в Тляратинском районе.

Ущелье реки Андийское Койсу

Практически вся дорога вдоль Андийского Койсу (от села Гимры до Метрада в Цунтинском районе) является красивой (наряду с Аварским койсу это две самых красивых дороги в Дагестане). Почти всю эту межскальную трассу я также прошагал пешком. В 2023 оттоптал отрезок от Хушет почти до Ботлиха.

А в 2022 году удосужился моего пешего внимания отрезок Гимры-Тлох (это начало Ботлихского района), но это самая низкая часть дороги, и в летнее месяцы (по крайней мере, июль-август) там жарко днём. На протяжении почти всего этого нижнего участка дорога идёт в окружении высоких скал, особенно прекрасен отрезок от Гимры до Ахульго.

Пейзаж Ахульго

Пейзаж на подходе к Ахульго со стороны Гимры. До Ахульго осталось метров 500 (сразу после туннеля)… Про Ахульго я рассказал в докладе про имама Шамиля и Гимры.

При дальнейшем движении на запад в микро-селе Сагри (у развилки на мини-село Кунзах, прошу не путать с Хунзах) имеется мост на оной трассе, с которого в разные стороны очень хорошие виды, и вниз в теснину с рекой, и прямо вдаль. Это также в 200-300 метрах от развилки на Мехельта и Аргвани. Рекомендую обязательно на этом мосту сделать остановку для пополнения впечатлений, координаты моста: 42.74975 46.62744
И вот один из снимков с моста:

Ущелье Андийское Койсу

Вид с моста у поворота на село Кунзах. Дело было перед сумерками, и качество снимка не очень.

Не доезжая до Тлох около 6-7 км, в селе Нижнее Инхо, прямо у трассы имеется небольшой частный музей, в подвале магазина, вот тут: 42.70336 46.50983 … В нём представлены различные старинные традиционные предметы, которые хозяин магазина собрал и решил показать всем желающим. Но музей в 2022 год был ещё небольшой.

И от Тлоха (это самый восточный край Ботлихского района, стоит на реке Андийское Койсу) в сторону Хунзаха тоже симпатичная дорога, поднимающаяся над ущельем всё выше и выше. И продолжается эта красота вплоть до Матласской каменной Чаши, тоже весьма эффектного объекта, и достаточно уникального. После Каменной чаши дорога выходит на Хунзахское плато, и там уже совсем не впечатляет.

По пути к Матласским водопадам

По пути из Тлох к Матласским водопадам… Также, с дороги вдалеке можно разглядеть один из трёх водопадов (а может, и два, но мне лишь один попался в глаза).

Но если спускаться с Хунзаха на юг в сторону сёл Заиб и Голотль (они на реке Аварское Койсу), то это весьма достойный вариант. Правда, там очень плохая дорога, далеко не каждый автомобиль проедет, и разница высот 1000 метров, по сему, пешком лучше проходить с Хунзаха вниз, а не наоборот.

Есть ещё одно автодорожное соединение между Андийским Койсу и Аварским сделано на перевале на высоте 2470 метров — это недалеко от границы с Грузией. Дорога из Цунтинского р-на переходит в Бежтинский участок, коий относится к Цунтинскому, но находится в бассейне реки Аварское Койсу.

К северу от Андийского Койсу есть райцентр Мехельта, стоящий примерно на полпути между Шабдух и перевалом в сторону Ботлихского района (недалеко от аула Данух). На этой дороге много красивых видов.

Также надо выделить участок вдоль реки Китлярта (главной в Цунтинском районе), она является притоком Андийского койсу. Там также почти весь путь очень живописен. Особенно выделю отрезок от села Сагада (кстати, оно самое интересное в этом районе за счёт своих туннелей) до Цибари через Мокок и Шаури.

Также в наличии диссертация о самых интересных сёлах Дагестана.

Все остальные дагестанские досье разной степени секретности хранятся в северокавказском архиве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *