Самые красивые дороги в Турции

Итак, ниже я упомяну преимущественно лишь те дороги, которые в Турции считаются основными (скажем так, трассами), и не буду рассказывать о сельских дорогах, хотя и среди них тоже имеются очень красивые. Также хочу сразу сказать, что в моём понимании красивая дорога — это такой автомобильный путь, по коему очень приятно идти пешком (и не очень хочется ехать на машине), что я часто и делаю, если на этом пути красивые пейзажи.

Возможно, в Турции есть ещё какие-то дороги с чудесными пейзажами, которые я не проехал и не прошёл, или в случае прохождения забыл о них и не поместил их в эту статью. Но если вы знаете о таких дорогах, то напишите о них в комментарии ниже, пожалуйста.

наиболее пейзажная и захватывающая дорога в Турции

Эта дорога Артвин-Эрзурум, на мой взгляд, наиболее пейзажная и захватывающая в Турции.

Также в этом выпуске, наверно, не буду упоминать дороги центральной Турции, поскольку там относительно равнинная территория. Однако, есть там одно супер-исключение, называемое Каппадокия, в которой есть несколько очень красивых дорог, но о Каппадокии я опубликовал аж 4 статьи (по разным вопросам), начиная с этой. По сему, Каппадокийские дороги я не вношу в рейтинг красивейших дорог Турции, хотя они могли бы занять тут одни из самых первых мест.

Кстати, вот ещё про самые красивые дороги Дагестана.

  • Содержание:
  • Трасса Артвин-Эрзурум.
  • Красивые дороги в восточной Турции.
  • В регионе Чёрного моря.
  • Красивые дороги южной Турции.

Трасса Артвин-Эрзурум

В моём рейтинге первое место занимает дорога Артвин-Эрзурум (Artvin-Erzurum) с номером D950 (на северо-востоке Турции). Почти весь путь (кроме 40 км, близких к Эрзуруму) эта трасса идёт вдоль каньонов, порой над водохранилищами, вдоль рек Чорух и Тортум… Если брать самую красивую часть оной трассы (от города Артвин до райцентра Тортум, или чуть дальше и выше него), то это будет 150 км. И именно за счёт такой длины эта дорога для меня самая красивая в Турции.

красивые виды с дороги Артвин-Юсуфели

Пейзажи с дороги Артвин-Эрзурум. На фото участок Артвин-Юсуфели, где имеется это очень длинное водохранилище

В первой половине пути (Артвин -Юсуфели=Yusufeli) стоят два водохранилища (и у каждого по одной ГЭС) меж высоченных скал и огромное число туннелей (почти все они уже построены и их около 70-80 штук, но они все не очень длинные, в среднем по метров 500), и порядка 30-50% этого первого участка пассажир в машине увидит внутренности туннелей. Но зато остальная часть (вне туннелей) очень красива.

пейзажи около Юсуфели

На отрезке дороги Юсуфели-Артвин близ почти «грузинского» райцентра Юсуфели… Снимок из 2019 года, но примерно в 2022-23 собираются тут запустить водохранилище, и дорога будет проходить над ним (что ещё красивее) и через туннели.

Также эту дорогу и её красоту можно продлить от Артвина далее на север до райцентра Борчка, но это чуть менее впечатляюще, поскольку горы явно ниже (хотя, дорога идёт над ещё одним водохранилищем). Её номер D010… Впрочем, этот отрезок уже можно отнести к региону Чёрного моря, о коем во второй половине сего досье.

длинное водохранилище вдоль дороги Борчка - Артвин

Это длинное водохранилище вдоль дороги Борчка-Артвин. На кадре в нескольких местах можно увидеть круги, это для ловли рыбы.

Оная дорога Борчка-Артвин-Эрзурум наполовину официально находится в турецком регионе Чёрного моря (где провинция Артвин), а половину в восточной Турции (где начинается территория Эрзурум).

У этой трассы есть примерно такое же красивое ответвление D050 — Юсуфели-Байбурт (Yusufeli-Bayburt), на котором также уже имеется одно большое водохранилище (и ГЭС в придачу) между высокими скалами, а второе сейчас строится и по плану войдёт в строй примерно в 2022-23 году. Их строят для перевода природной энергии в электрическую. На этой трассе (которая в длину 175 км) самым красивым участком является восточная её половина (Юсуфели-Испир), а западная (Испир-Байбурт) уже более посредственна.

Пейзаж на дороге Испир - Юсуфели - Атвин

Вид с маленькой крепости в райцентре Испир на дорогу в направлении Юсуфели и Атвин.

Да, для природы это не очень хорошо, когда столько бетона, цемента и других строй-материалов используются для возведения огромных построек, призванных помочь человечеству удовлетворить его запросы (зачастую очень эгоистичные, о чём вот мои размышления, применимые к путешествиям), но следует признать, что виды с дороги очень красивые (до того, как водохранилищ ещё не было, это смотрелось не так эффектно, поскольку дорога почти на всём её протяжении шла намного ниже, близко к руслу реки).

участок дороги Юсуфели-Испир

Это ещё один участок дороги Юсуфели-Испир (его видно внизу напротив через водохранилище). Но снимок сделан с дороги, ведущей из Чамликая (Çamlıkaya) в местность Сираконаклар (Sirakonaklar, состоящей из примерно 10 очень маленьких сёл)… Хотя, это (как и следующий кадр) уже относится к провинции Эрзурум, что в регионе Восточная Турция.

Когда дамбу близ Юсуфели возведут в строй и запустят водохранилище, то останется под водой сей райцентр (бывший главной перевалочной базой для желающих подняться поближе к горам Качкар — самых красивых в Турции, на мой взгляд). И с 2017 года уже начали строить новый Юсуфели, который будет недалеко от прежнего, но повыше, над водохранилищем. По плану это должно реализоваться в 2022 году.

По пути из Сираконаклар в Каракале

А вот ещё один участок автодороги Юсуфели-Испир (ее видно внизу на склоне левой дальней скалы), на сей раз чуть более восточный. По пути из Сираконаклар в Каракале (это два параллельных ущелья).

Также в том же крае обязательно нужно выделить участок от Юсуфели на восток до райцентра Олур=Olur (там тоже красивое и долгое водохранилище между скал), и далее на юг до городка Олту (Oltu). Участок от Юсуфели до Олур около 20 км идёт вдоль водохранилища, и поселений там очень мало (точнее, лишь одно жилое село я увидел и много затопленных водами этого резервуара).

Красивое водохранилище на дороге Юсуфели-Олур

Длинное водохранилище на дамбе Айвали Джелал Шахин (Ayvali celal şahin) на дороге Юсуфели-Олур.

Ну и коли речь в этом параграфе так глубоко зашла про Артвин, то упомяну дорогу Артвин-Ардануч (Ardanuç — это маленький райцентр с красивой старинной крепостью). Сначала близ Артвина дорога идёт высоко над водохранилищем, а потом спускается в узкое ущелье, и уже близ Ардануч есть ещё одно очень узкое ущелье Cennet-Cehenem (в перевода «Рай и Ад»), по коему можно только пешком.

 красивые виды с дороги Артвин-Ардануч

Такие вот виды с дороги Артвин-Ардануч.

Поскольку термин «Красота» — понятие очень относительное, то я как-то опубликовал статью с философскими размышлениями на тему «Что такое красота?».

Красивые дороги Восточной Турции

Дорога Карс-Эрзурум (Kars-Erzurum) — D957 — тут достаточно красив только участок между райцентрами Сарыкамыш (Sarıkamış) и Хорасан (Horasan), а вот начало и конец более посредственны. Правда, уже ближе к Эрзуруму есть интересный старинный мост:

красивый старинный мост Cobandede около Эрзурум

Сей красивый старинный мост Cobandede (один из самых интересных в Турции) стоит прямо у трассы Карс-Эрзурум, около посёлка Кёпрюкёй (Köprüköy) это уже ближе к Эрзуруму.

А вообще, в наличии отдельное досье о провинциях Эрзурумом, Байбур, Карс и Ардахан (они, как и их столицы — самые высоко расположенные в этой стране).

Дорога Ыгдыр-Эрзурум (Iğdır-Erzurum) — D080 — эта трасса на 30% дублирует предыдущую (в западной части). И здесь самый прекрасный участок — тоже в середине пути: от райцентра Тузлуджа (Tuzluca) до того же Хорасан. Там близ Тузлуджа в некоторых местах пейзажи могут напоминать марсианские (и гулять по ним летом очень жарко, я сам это испытал), а при движении на восток дорога становится каньоно-образной и более захватывающей.

Красивые пейзажи (похожие на марсианские) в Турции

Почти у самой трассы Ыгдыр-Эрзурум. Близ райцентра Тузлуджа.

Дорога Эрзурум-Эрзинджан симпатична, но не настолько, чтобы проходить её пешком, на мой взгляд. Хотя, маленькие её отрезки, наверно, достойны этого.

Дорога Эрзинджан- Кемах- Илидж- Кемалийе- Арапгир (Erzincan- Kemah- İliç- Kemaliye- Arapgir) длиной 220 км (всё это в основном по провинции Эрзинджан). Там вторая половина пути имеет номер D877, а номер первой половины я не смог обнаружить. Эта дорога идёт вдоль великой реки Евфрат (а порой и высоко над ней), далее через много километров впадающей в Персидский залив. Местами очень красиво, а местами не очень, но всё равно симпатично.

Красивая панорама турецких дорог

Панорама близ дороги из Кемалийе в Арапгир (в 6-8 км от Кемалийе).

Я перемещался по оной дороге дважды, и в итоге около половины её пути прошёл пешком, поскольку очень симпатично. Маленький райцентр Кемалийе является старинным и самым интересным поселением на этом пути. Также с самого райцентра имеются радующие глаз виды на ущелье внизу. Ну а следующий кадр сделан в 20-30 км от Кемалийе.

Красивое водохранилище на реке Евфрат

Красивое водохранилище на реке Евфрат близ Кемалийе

Участок Пинарбаши- Гюрюн- Даренде (Pınarbaşı- Gürün- Darednde) на трассе D300 Кайсери-Малатья. Сей отрезок идёт порой высоко над каньонами и красивыми холмами.

Красивая дорога Гюрюн - Даренде

Как раз на участке из Гюрюн в Даренде.

Дорога D965 вдоль северо-западного берега озера Ван (через города Tatvan-Ahlat-Adilcevaz-Erciş). Также там расположены красивые потухшие вулканы Немрут и Сюпхан (Süphan Dağı).
И далее от Erciş на север тоже красивая дорога D975 по маршруту Muradiye- Caldiran- Doğubayazıt- Iğdır. Там по пути имеется красивый водопад Мурадийе, видны высокие горы, особенно потухший вулкан Арарат (в Турции называемый Агры=Ağrı).

озеро Ван с вулкана Немрут

Вдалеке видно огромное озеро Ван. А видим мы его с кратера бывшего вулкана Немрут, который я обошёл вокруг по этому кратеру (в сумме для обхода понадобилось 12 часов).

Ещё я однажды проехал по дороге Татван-Ван (к югу от озера Ван), но она мне показалась чуть менее интересной, чем северо-западный отрезок вдоль озера Ван.

Дорога Ван -Башкале -Юксекова -Урумийе (Иран) — D975 — проходит очень высоко, и от того местами весьма впечатляюща.
Также ответвление этой дороги — от Башкале на Хаккари и дальше на запад почти до Ширнак тоже должно быть красивым, поскольку идёт через высокие горы. Но мне тут не довелось побывать, поскольку сей район часто закрывается в связи с противоборством курдских партизан с турецкими войсками, да и вообще тут очень повышенная концентрация военных и проверки документов, и пришельца запросто могут развернуть по причине повышенной опасности.

Крепость Хошап по дороге в Башкале

Крепость Хошап в 60 км от города Ван (по дороге в Башкале). Внизу видна эта самая дорога.

Красивые дороги в черноморском регионе Турции

Если ехать от грузинской границы (из Батуми и пограничного Сарпи) на запад вдоль черноморского побережья, то почти на всём протяжении трасса идёт близко к морю, и его частенько видно прямо с дороги, но поскольку дорога идёт почти всегда на уровня самого же моря (ну плюс 5-10 метров), то пейзажи не такие чудесные, как если бы магистраль шла высоко над морем (ну хотя бы метров 100).
Исключением, пожалуй, является дорога к западу и востоку от города Синоп (коий в середине черноморского побережья), ну и ещё ближайшие 5-7 км к грузинской границе.

 после границы с Грузией красивый участок трассы

Первые 5-7 км дороги после границы с Грузией трасса идёт близ скал (в том числе, порой стоящих в море), и там же есть один водопад. Мне совсем было не скучно топать по этому участку в 5-7 км.

В общем, в оном параграфе я упомяну лишь дороги, которые не касаются черноморского берега или лишь отходят от него вглубь материка на юг.

Дорога D925 — Ризе-Испир (этот райцентр İspir уже в провинции Эрзурум, что в регионе восточная Турция). Проходит сначала по узкому ущелью, а затем идёт через перевал высотой 2650 метров. Правда, это старая дорога шла через перевал, а в 2019 году сделали туннель, укоротивший путь и понизивший максимальную высоту дороги до 2300 метров (что в принципе, тоже не так уж и мало). Сам же перевал касается горного массива Качкар (на мой взгляд, самого красивого в Турции), простирающемуся отсюда к северо-востоку до города Артвин.

По красивой дороге хочется только идти пешком

Красивая дорога Ризе — Испир, со всех сторон окружённая высокими горами. Но сей участок уже не проезжается большинством транзитных машин, поскольку сделали туннель, который как раз вот под этим хребтом (что красуется напротив нас). Само это пастушеское село (в котором я ночевал) на высоте 2500.

Дорога Трабзон-Гюмюшане (Trabzon-Gümüşhane) — D885 (кроме первых 30 км, между Трабзоном и райцентром Мачка). Проходит через перевал высотой 2000 метров, и пейзажи вокруг него самые красивые на оной трассе.

Дорога Везиркёпрю-Дураган (Vezirköprü-Durağan), это от Кастамону к востоку около 150-200 км. На этом участке дорога D030 идёт над водохранилищем и затем в ущелье. Тут достаточно мало проезжающих машин.

Другой участок этой же дороги D030 — из города Карабюк (Karabük) в сторону Чёрного моря и города Зонгулдак (Zonguldak). Правда, я проехал-прошёл лишь примерно 1/3 того пути, и судя по карте, следующие километры ближе к Зонгулдак менее красивы. А ещё есть небольшое ответвление от этой трассы (чуток не доезжая райцентра Йенидже=Yenice), 5-6 км идущее в каньоне по имени Şeker Kanyonu (Сахарный каньон), дорога по нему идёт в удалённые сёла.

Красивые дороги южной Турции

В отличие от магистрали вдоль Чёрного моря, трасса D400, параллельная берегу Средиземного моря, порой поднимается высоко над ним, и виды от этого явно становятся интереснее.
И тут можно выделить участок от райцентра Аланья=Alanya (в провинции Анталья) до Силифке=Silifke (в провинции Мерсин). Местами поднимается высоко над берегом моря, и со скальных обрывов открываются очень красивые виды, а местами так себе.

Это на трассе близ райцентра Aydıncık (между Аланья и Силифке).

Других особо красивых участков этой трассы D400 вдоль средиземноморского побережья я не заметил. Хотя, может быть, с участка Анталья-Каш (Kaş) изредка открываются красивые панорамные виды, когда дорога проходит высоко над морем.

Дорога D695 — Манавгат — Сейдишехир (Seydişehir, провинция Конья). Проходит мимо карстовых скал, зачастую вертикальных. Там по пути (или недалеко от трассы) и пещеры есть (в нескольких местах от одной до 4-5 штук). Подозреваю, что и многие другие дороги, ведущие из морского побережья провинции Анталья на север, также красивы, поскольку там много карстовых пород, и соответственно, они зачастую вертикально возвышаются над относительно ровной поверхностью.

Около половины дорог вокруг больших озёр Эгирдир=Eğirdir (это в основном в провинции Ыспарта =Isparta) и Бейшехир=Beyşehir (в основном в Конья).

А ещё упомяну обобщающий доклад о разных типах природных/естественных красот Турецкой республики (включая тему про каньоны, пещеры, озёра, и некоторые другие).

***

Этот доклад был из серии про Остатки Османской империи Турцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *