Предыдущий выпуск был посвящён солёному озеру Баскунчак, священной Калмыцкой горе Богдо и городу Астрахань с забавным офисом корпорации МММ.
А ещё есть материал про Калмыцкое рабство, в которое берут некоторых людей, чтобы те «за еду и кровать» пасли овец в степях Калмыкии.
- ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Смена планов в пользу Будды и Калмыкии.
- Элиста.
- Праздник дня рождения Будды Шакьямуни.
- Видеорепортаж с этого праздника, там же можно увидеть крохотное интервью со мной.
- Видеорепортаж с этого праздника, там же можно увидеть крохотное интервью со мной.
- Выливание водки в опилки — часть программы за трезвый образ жизни (людям со слабыми нервами читать и смотреть тот параграф не рекомендую).
Итак, из Астрахани планировалось ехать далее на юг в Дагестан, а потом в Осетию. Но сложилось по-другому.
Смена планов в пользу Будды и Калмыкии
Дорога из Астрахани в Дагестан пустынна и мала машинами. Проезжаем 175 км до калмыцкого райцентра Лагань (то есть, он выходит к Каспийскому морю, и находится меж Астраханской губернией и Дагестаном). Калмыки в последние века являются буддистами и практически в каждом райцентре и даже порой в посёлках имеются буддистские храмы.
Пока в Калмыкии некоторая нехватка монахов, и на каждый храм монахов не хватает пока, но в этом райцентре есть 2 монаха-калмыка и 1 лама из Тибета (он, как и несколько других тибетских лам, приехали в Российские буддистские монастыри для обучения молодых монахов)… Зашёл в храм, пообщался с ними и пообедал. Вышел на трассу, проехал км 20… Потом остановился Ford. Открывается дверь, а там 4 человека, среди коих и тот самый лама тибетский, с коим виделись пол-часа назад в храме в Лагань.
Те люди в машине пол-часа назад в райцентре видели этого пешего, и подумали, что он успел уже дойти пешком до этого места — км 20 там было. И сразу же чуть ли не сами остановились. Они впервые увидели такого кадра, топающего пешком по дорогам.
Лама немного говорит на русском. Они на Форде приехали из Элисты (столица Калмыкии) за ним, чтобы сделать обряд освящения умершего человека, покинувшего тело лет 10-20 назад.
Калмыки не все, конечно, являются ревностными хранителями своих традиций. Но постепенно возвращаются к ним после советского застоя… Даже через десятки лет после смерти могут вспомнить про обряд и сделать-таки его. В Элисте свободного монаха не нашлось (все готовились к празднованию Дня Рождения Будды), пришлось ехать за ламой в тот же район, где и должен был совершиться обряд (в 50 км от места действа).
Эти люди поведали, что завтра в Элисте будет празднование Великой даты — День Рождения Будды Шакьямуни (того самого, от коего пошло учение буддизма, ныне разделённое на много путей), а также День Его просветления и День Его же Ухода в паранирвану.
Поведали, что в Калмыкии завтра будет официальный выходной день, много народу приедет для празднования в главный храм. Ну и они сами же предложили ехать с ними в Элисту, благо ещё 1 сидячее место в машине было.
Элиста находилась совсем не на планируем пути в Дагестан (хотя и через неё можно добраться до Грузии). Однако, сам Будда велел быть на этих торжествах в его честь. По сему, немного побыв в прострации от возможного резкого изменения маршрута, решено было ехать на сей праздник.
По пути вскоре мы заехали в село на тот самый обещанный обряд освящения умершего человека. Обряд сделали в храме сельском (где монахов своих нет) за 1 час… Лама нарезал разные фрукты в чашку, залил какими-то спец жидкостями, добавил нечто типа муки, замешал. Пел молитвы, время от времени давая указания людям (родственникам умершего) нести то-то туда-то, на костёр во дворе, например.
Также в наличии досье про самый большой на Урале буддистский монастырь на горе Качканар.
Поехали в Элисту…
Элиста
Столица республики, титульная нация которой (калмыки) — единственный народ в Европе, в абсолютном своём большинстве исповедующий буддизм. Правда, во времена советской власти свою традиционную религию сильно подзабыли (как и почти все народы в СССР), но сейчас потихоньку возвращаются к тем традициям.
В 2009 году тут в центре города отгрохали храм (на местном языке — хурул), самый большой буддийский храм в Европе. Ныне сюда даже туристы из ближайших российских городов приезжают посмотреть на эту громадину (некоторые про сей храм говорят «такую дуру отгрохали в центре»).
Мы сразу по прибытию в город приезжаем в сей храм. Эти подвозившие люди через сотрудников храма помогли найти ночлег (как и обещали). Отвезли в приёмную монаха, в подвале дома в центре города. Там легко разрешили гостить. Монах сам в отъезде, но в подвале в то время жил один человек.
Вскоре, через час в подвал подошли 2 девушки из Красноярска, доехавшие также автостопом сюда. Они приехали специально на праздник. Эти две девушки — начинающие приверженцы (или приверженицы?) этого направления буддизма (то есть, тибетского). Их тоже легко тут приютили. Вместе мы прожили 3 ночи. Дальше они остались на недельку примерно.
А вообще, у меня есть статья про обретение ночлега в разных буддистских монастырях разных стран.
Праздник дня рождения Будды
Праздник начался с утра. С 5 утра монахи и миряне давали обеты на не-совершение каких-то дел (почти всё, что касается причинения вреда здоровью телесному и психическому). С 9.00 до 12.00 в главном храме был главный молебен-праздник. Монахи молились, люди делали подношения, всё как надо.
На фотографиях ниже будет изображён тот самый «хурул» во время этого праздника в честь Будды.
Верхний и следующий снимок сделаны во время праздника — Дня Рождения Будды, его дня просветления, и ухода в паранирвану… У вас тоже есть шанс, кстати… На верхней фотографии видно, как миряне-прихожане подошли к статуе Будды и молятся ему/ей, просят чего-то, возможно.
Эта церемония сейчас в самом разгаре. К сидящим монахам (на верхнем кадре) подходят люди и кладут всем им по одинаковой купюре. У монахов на их столах скопилось уже достаточно много купюр.
На листочках каждый записал, что он выбрал на обет (по своим возможностям)… Зачитывают вслух все вместе, монахи тоже. У монахов тоже обеты, но обычно ещё хлеще.
Теперь целый лунный месяц есть у монахов и калмыцкого народа для совершения благих дел, ведь, в течение месяца эффект от деяний увеличивается в 10 тысяч раз.. Как от плохих деяний, так и от хороших.
Впрочем, не только у калмыцкого, но у некоторых других народов, в чьём календаре есть этот праздник. Правда, у других он может быть в другие даты, особенно у буддистов Таиланда, например… Если Вы не готовы к этому, то хотя бы, можете молиться — для того, чтобы родиться в следующей жизни в буддистской стране и стать монахом и достичь просветления.
Приезжали ещё рокеры из Ростова посмотреть на праздник и на храм, походили-посмотрели, быстро уехали. Но всё-таки немного успели погрузиться в суть. Фотография ниже об этом и говорит.
Праздник снимало местное ТВ. Увидев в храме не-калмыка с рюкзаком за плечами (да ещё с бородкой), подошли, взяли интервью у него и узнали, чему действительно учил Будда.
На видео ниже вы можете посмотреть репортаж того ТВ с места событий, а также там есть эпизод из интервью у того бродяги, длящийся с 1.42 до 2.00 (в течение 18 секунд длится сей отрезок) показывают отрывок интервью, взятого у какого-то бродяги автора сего текста и сайта, «полуслучайно» оказавшемся в храме.
В этот же день потом состоялись мероприятия помельче — лекции, мультфильм (о Будде, конечно же), угощения традиционными калмыцкими пончиками и чаем. Потом с 17.00 до 18 проводили ещё ритуал позади и вокруг храма.
Выливание водки в опилки
С 18.00 до 21.00 на главной площади города (площадь пока не имени Будды, а имени Ленина, но времена меняются) была концертно-познавательная программа за трезвый образ жизни. Много было антиалкогольных речей разных людей, и даже в пользу вегетарианства сказали… Выступали артисты, танцоры, певцы — дети и молодёжь.
Апогеем уличного праздника было следующее явление. Выкатили 3 картонных ящика с положенными туда бутылками водки (всякие разные сорта), в каждой коробке — по 40-50 бутылок. Откупоривали их по очереди и содержимое бутылок выливали в бочку с опилками (чтобы потом никто не смог воспользоваться, видимо). Даже монахи участвовали в этом безобразии (как скажут многие любители алкоголя).
Так опустошили все бутылки, и гулянка продолжилась песнями, плясками и пламенными речами. Пустые бутылки складировали в другие коробки… Много людей были, наверно, убиты этим горем — пропажей такого добра. С другой стороны, некоторые магазины, продавшие сей товар, наживились на празднике.
Продолжение калмыцкой повести читайте в следующей статье О калмыках и об Элисте с «Городом шахмат», а также короткоe резюме о достопримечательностях Элисты.
Также есть сборник отчётов/рассказов о регионах Российской федерации (будет постепенно пополняться).
Здорово, полезная информация
Интересно, спасибо! Любопытно, сейчас там что-то поменялось, или можно так же поехать?
Ну практически ничего не поменялось. Может быть, добавили ещё какую-нибудь ступу. Праздник дня рождения Будды в Калмыкии отмечается каждый год, но в разное время — в мае или июне — это зависит от лунного календаря (который используется не только буддистами, но и мусульманами и индуистами всех мастей). В 2018 году день рождения «назначили» на 29 мая.
Да вы теперь телезвезда! Здорово, интересный пост)
На буддистских праздниках не присутствовала, но как-то была свидетельницей одного любопытного действа в ланкийском городе Канди. Там в Храме Зуба Будды в определённое время открывают дверцу, за которой находился золотой ларец. В нём якобы и находится зуб. (Но никто бы не разрешил мне это проверить.)) Была длинная очередь, чтобы взглянуть на ларец хоть на несколько секунд. Все местные, которые были одеты в белое, приносили с собой бутоны живых цветов и молились, стоя или сидя возле стен храма. С нижнего этажа доносился бой барабанов. В общем, было громко, необычно и благовонно)))