- Также есть выпуск про Ислам своеобразного египетского стиля (да и арабского тоже). Хотя, там не только про ислам, но и про некоторые другие уникальные черты египтян и прочих арабов.
- А в одном выпуске я поведал некоторые забавные факты о турках и их стране.
- Ну и ещё отдельно рассказал о климатической ситуации в разных регионах Турецкой республики.
***
Меня периодически спрашивают про то, насколько радикальны мусульмане в разных странах. И я решил написать статью про ислам в Турции и его пропаганду. Пока у власти находится Эрдоган, то в стране вряд ли что-то сильно изменится в этом плане. Однако, с приходом к власти других людей всё может поменяться. Сам я имею в целом нейтральное мнение на сей счёт, поскольку вижу и плюсы, и минусы нынешнего положения вещей.
Содержание:
- Сильно ли принуждают к исламу в Турции?
- Работа имамом и муэдзином в мечети в Турции.
- Пропаганда ислама.
- Алавиты и алевиты в Турции.
- Атеисты и анти-исламисты в Турции.
- Процент реально верующих.
- Понятие «этнические мусульмане».
- Моё отношение к исламу и к религиям вообще.
- Радикальные/строгие мусульмане в Турции.
- «Ассалам аллейкум» в декольте.
- Турецкий парадокс с бородами и усами.
Принуждают ли к исламу в Турции?
Я хотя и не иммигрант в Турции (но много по ней путешествовал, проведя в сумме 1,5 года в течение 2011-19 годов), но сильно сомневаюсь, что принуждают к принятию Ислама. По крайней мере, на правительственном уровне такого точно нет… Разумеется, некоторые представители власти (которые соблюдают законы шариата) могут высказывать фразы типа
«Ислам — это самая истинная религия, Мухаммед — последний пророк, имеется тьма доказательств этому. Вон посмотрите, сколько людей в мире принимают ислам, давайте и вы поспешайте и принимайте.»
Но такие призывы (как мне кажется) будут крайне редко встречаться… Хотя, за последние годы в Турляндии ислам становится в несколько большем почёте (на официальном уровне), ибо последние 15 лет у руля страны находится президент, выдающий себя за праведного мусульманина (впрочем, наверно, на самом деле он старается соблюдать все эти мусульманские ритуалы).
Ну и со всеми сопутствующими прибамбасами — рулевой часто твердит турецкой публике о том, что «давайте возвращаться к исконным традициям нашего народа — к исламу, молиться, и т.д…». Жена президента всегда появляется в платке на голове. Жёны многих главных чиновников страны тоже щеголяют в платках.
Ещё одной лакмусовой бумажкой степени религиозности нынешнего правительства Турции является то, что оно откровенно не ладит с теми правительствами мусульманских стран, где не исповедуют ту же направленность в исламе, какую декларирует президент Турции и прочие его чиновники… Например, такие плохие отношения сложились с Египтом и Сирией.
В Сирии у руля давным давно стоят шииты, при этом они составляют лишь около 20% населения страны, власть отдавать не хотят, и по сему, турецкие власти (которые придерживаются суннитской ветви ислама) с ними дружить не хотят.
В Египте зимой 2013-14 годов к власти пришёл армейский генерал Сиси, военным путём свергнувший с трона представителя «братьев-мусульман» (партию которых потом вообще запретили в Египте за слишком радикальные взгляды, а турецкий президент ему симпатизировал), ну и с этой новой армейской египетской властью турецкая знать не захотела дружить.
Работа имамом и муэдзином в турецкой мечети
А вообще, в Турции все имамы в мечетях (то есть, это как священник в церкви) получают официальную государственную зарплату (в 2017 году мне говорили, что это в среднем 3000 турецких лир, что равно порядка 600$ или 35 тысяч рублей). Таким образом, правительство старается поддерживать некий уровень религиозности в стране.
Имамы могут быть запросто командированы в какую-то глубинку, в какое-то маленькое село. Причём, есть вероятность, что в этом селе кроме имама может и не быть таких «сознательных» мусульман, ходящих молиться в мечеть, и имам один молится за всех… После нескольких лет «службы» в местной мечети имама могут отправить «служить» в другой населённый пункт. А потом ещё в другой. Такие вот у них длительные командировки.
Разумеется, у имама есть законный отпуск (и, вроде бы, даже выходной день раз в неделю), когда он может поехать, куда ему хочется. При этом, во время его отсутствия в сельской мечети вряд ли кто-то будет его замещать, а вот если это в городе, то там система ротации. Имамы подменяют друг друга во время отсутствия кого-то из них.
Окромя имама в городских мечетях (никак не в маленьких сёлах) ещё имеется муэдзин (который призывает к молитве за 10 минут до её начала), и он тоже получает зарплату от государства.
Пропаганда ислама в Турции
Правда, в Турции только в этой огромной Стамбульской мечети мне встречался подобный плакат… Но зато часто (примерно в половине тех мечетей, что важные исторические и, особенно, находятся в какой-либо туристической зоне) встречал плакат, где на четырёх языках — турецком, английском, немецком и русском — имеется вот такая фраза из священного Корана:
Надпись в нижнем правом углу — Alanya İlçe Müftülüğü, переводится «Муфтият района Аланья» (то бишь, главное управление мусульман сего района)… Скорее всего, инициативы с плакатами исходят от правительства. В любом случае, с его согласия и одобрения делается это.
Впрочем, среди простых граждан (и не только в Турции, но и в вообще в мусульманских странах) тоже мне попадались такие, что во время доброй беседы зазывали принимать ислам, показывали преимущества ислама, приводили фразы из священного Корана (священной книги мусульман) и т.д…
И как обычно в таких диалогах, они сами НЕохотно слушают альтернативные мнения. Ибо, картинка/установка уже есть в голове («Коран=истина»), а всё, что не совместимо с этим, едва ли может быть допущено. Но исключения бывают.
Алавиты и алевиты в Турции
Вообще, в Турции есть представители разных направлений ислама. Окромя самого массового направления (то бишь, обычные сунниты), в стране обитают также алавиты, алевиты (это две разных мусульманских ветви, хотя по некоторым критериям они похожи) и представители других течений. И как раз-таки оные алавиты и алевиты обычно являются не самыми строгими мусульманами… Оба течения даже отчасти близки то ли к шаманизму, то ли к язычеству и христианству. И за это их, конечно, не почитают более «нормальные» мусульмане-сунниты.
По некоторым данным, алавитов в Турции насчитывается около 1 миллиона (причём, в Сирии их около 2,5 млн чел), а вот алевитов явно больше: 8-17 миллионов человек (от 10 до 20 % населения Турции). Ну а сами алевиты считают, что их, разумеется, больше: треть населения Турции (25-3 миллионов), в том числе, 20-25% турецких курдов и до 90% заза (это очень близкий к курдам народ, почти разновидность курдов).
Атеисты и анти-исламисты в Турции
Но не менее часто в Турции мне доводилось видеть таких людей, что высказывали своё чуть ли не презрение (или как минимум неуважение) к исламу, к пропагандирующим его людям, и к прочим сопутствующим атрибутам.
Я несколько раз в Турции видел откровенных атеистов (а порой даже коммунистов) и иже с ними, показывавших своё негативное отношение к исламу и исповедующим его людям. По моим оценкам, в Турции откровенных атеистов около 5-10%, которые не постесняются сказать нечто типа «Бога нет» или «Я — не мусульманин», и это в «официально исламской стране»!.. Если их поприветствовать словами «ассалам алейкум», то это запросто может быть для них не очень приятным (мне такие встречались не раз, и не только в Турляндии, но и в других мусульманских странах).
Процент реально верующих в Турции
- Также, по моим наблюдениям, в Турции примерно 20% жителей живут почти по шариату (5 раз в день молятся, не пьют алкоголь, хотя курение табака допускается, но не одобряется).
- Ещё 20% молятся иногда (обычно лишь в пятничную обеденную молитву, которая считается в 40 раз сильнее/эффективнее остальных), и даже изредка попивают алкоголь.
- И остальные примерно 60% либо вообще никогда не молятся, либо делают это, например, лишь на каких-нибудь поминках умершего родственника (ну чтобы хоть как-то отдать дань традиции и не портить отношения с оставшимися в живых родственниками и молящимися тут же в этом ряду). Или даже делают вид, что молятся.
- По моим ощущениям, среди пожилого населения Турции чуток больше людей, соблюдающих шариат или хотя бы старающихся молиться. А вот среди молодых меньший процент. Впрочем, думаю, что такая ситуация в большинстве стран планеты (причём, касается не только мусульман, но и христиан).
Вообще, наиболее строгими (соблюдающими) мусульманами в Турции можно считать жителей востока страны. Чем восточнее, тем (как правило) более традиционные взгляды исповедуют жители. И наоборот, чем западнее, тем чаще местными жителями употребляется алкоголь, и заметны другие признаки европизации. А наиболее НЕ-мусульманским (либеральным) городом и провинций считается город и провинция Измир.
Если голова девушки покрыта строгим мусульманским платком (покрывающим все волосы на голове), то это ещё не гарантия того, что она регулярно молится. Девушка может быть из очень традиционной семьи, её родители очень верующие люди и приучили дочь к ношению платка. И это может быть лишь привычкой и нежеланием перечить воле родителей.
Кстати, в Иране (где официально шариат) в государственных заведениях типа университетов, больниц и т.п. все работающие там дамы (а в учебных заведениях ещё и студенты/ученицы) обязаны носить строгий платок.
И это сильно контрастирует с тем, что можно увидеть на улицах Ирана, где как минимум половина девушек ходит в платках (или точнее, в неких материях, больше похожих на шарф), покрывающих далеко не все волосы на их голове (обычно на лбе свисают волосы), и чаще всего даже смотрящихся весьма модно и симпатично!
Причём в Иране, на мой взгляд, среди молодых людей не меньший процент НЕ-молящихся и НЕсоблюдающих исламские заветы, чем в официально «светской» Турции (хотя, среди пожилых людей в Иране «настоящих» мусульман побольше, как мне кажется).
«Этнические мусульмане»
Таких НЕ-молящихся и НЕ-соблюдающих мусульман принято называть «этническими мусульманами» (или номинальными мусульманами). То бишь, поскольку они родились потомками тех, кто соблюдал и молился, они по умолчанию зачислены в список мусульман. Но куда более справедливо называть их «этническими».
Так же, как и в России, Украине, Белоруссии — родившиеся славянами автоматически зачисляются в список «православные христиане», даже не смотря на то, что уже почти три десятка лет в этих странах много людей исповедуют религии-философии типа индуизма, буддизма и иже с ними, а также большой процент людей является атеистами.
Однако, я в отдельном выпуске позволил себе порассуждать на эту тему «Ислам этнического толка».
Моё отношение к исламу и к религиям вообще
Сам я уважаю любую религию, а также любое мнение, которое может существовать. Да и изучал много всех этих религиозных и философских тем до путешествий, а потом и во время них. А в разных мусульманских странах и регионах пробыл/пропутешествовал в сумме 4 года, и по сему, мне есть с чем сравнивать.
Иногда даже отпускаю бороду в стиле вахаббитов или других крайне строгих мусульман (ибо, считаю, что борода для мужчины — вполне хорошее и естественное явление, как и длинные волосы для женщины). И борода в почёте также, например, и у православных (особенно, у монахов и священников).
Кстати, некоторые люди в Турции в 2015 году мне рассказывали, что с длинной бородой может быть даже ходить опасно, ибо есть такие анти-исламски настроенные люди, у которых при виде большой бороды возникает ассоциация с радикалами и боевиками из ИГИЛ (самопровозглашённое государство коего находилось недалеко от Турецко-Сирийской границы)… И даже пару раз мне сказали, что обладатели таких бород были убиты в результате конфликта/ссоры на этой анти-ИГИЛовской почве.
Радикальные/строгие мусульмане в Турции
Разумеется, есть и такие, но всё-таки они не так часто бросаются в глаза в Турции. Внешними признаками очень строгого мусульманина (салафита, вахаббита, и других крайне правых представителей суннитской ветви ислама) обычно являются следующие атрибуты:
- Борода (чем длиннее, тем лучше), отсутствие усов (либо они крайне малы),
- Брюки/джинсы подвёрнуты или обрезаны чуть выше щиколотки,
- Не курит сигареты (хотя, это и не считается сильным грехом, как алкоголь, но всё-таки по понятиям ислама табак не желателен),
- А также этот человек будет рьяно стараться соблюдать прочие нормы ислама и шариата.
Представители срединных/умеренных течений суннизма (каковыми являются большинство суннитов) практически не имеют таких внешних признаков, кажется. Хотя, отказ от курения сигарет приветствуется представителями практически всех течений и толков ислама. Просто не все относятся к этому серьёзно (ибо, нет запрета на курение табака в исламе и Коране).
На предыдущем снимке показана ладонь, которая была запечатлена на наклейке на умывальнике во дворе одной мечети в Стамбуле (и такие символы периодически встречаются и в других публичных местах, на столбах и т.д…).
Ладонь символизирует солидарность с организацией «братья-мусульмане» (радикальная партия мусульман типа салафитов или вахаббитов), деятельность которых в 2014 году запретили в Египте, где они и зародились, а в России её запретили в 2003 году. Но в Турции есть люди, симпатизирующие братьям-мусульманам и вывешивающие подобные наклейки.
«Ассалам аллейкум» в декольте
Вообще, ни о каком массовом принуждении принимать ислам не может быть и речи, когда на государственных ТВ каналах женщины-ведущие зачастую выступают не только без платков, но даже и в платьях/блузках с декольте (в Индонезии я даже несколько раз видел, как телеведущая с декольте приветствовала зрителей словами «Ассалам алейкум!», что явно говорит о ней, как об «этнической мусульманке»)… Хотя, разумеется, есть ведущие и в строгих нарядах (но на турецких каналах таких меньшинство, мне кажется).
Вот если бы телеведущие при каждом приветствии на всех государевых каналах глаголили «Ассалам алейкум» и при этом были бы в подобающих шариату нарядах, то тогда можно было бы говорить о том, что «к исламу принуждают» или «откровенно намекают».
Всё-таки, несмотря на то, что у руля Турции находятся «реальные мусульмане» (а не «этнические мусульмане»), страна пока ещё остаётся светским государством, как завещал вождь последней турецкой революции Кемаль Ататюрк.
Кстати, я слышал мнение, что в годы его правления молящиеся люди не были в почёте, азан (призыв к молитве) пелся на турецком языке, а не на арабском. Но не знаю, насколько эти их утверждения правдивы. Думаю, что это преувеличение (Турция — это всё-таки, не СССР, где религия осуждалась). Насколько знаю, Ататюрк (и его соратники) никогда не запрещал молиться или совершать какие-то мусульманские обряды.
Кстати, то ли Ататюрк, то ли ещё кто ввёл такую функцию для турецкой армии, при которой она может выступать «восстановителем светской государственности», если вдруг правительство слишком будет перегибать палку в сторону ислама (либо ещё в какую-то сторону перегибать).
И такое случалось раз 6 в Турции за последние лет 50. Армия захватывала власть, совершая переворот, назначался новый правитель (или правительство), и через некоторое время (например, 10 лет) история повторялась. Восток — дело тонкое.
И ещё про парадокс с бородами и усами. Несмотря на то, что пророк Мохаммед завещал мужчинам иметь бороду, а нынешнее турецкое руководство (во главе президента республики) позиционирует себя именно как правильные мусульмане, но почему-то государственным работникам и служащим в Турции нельзя носить бороду, а полицейским и военным нельзя даже усы. Возможно, они ещё только пытаются развернуть ситуацию в более правильную мусульманскую сторону.
***
Это была одна из моих статей в рубрике «Турция».
МОИ СТИХИ
Дающий нам Аллах.
Все видящий Господь все знающий.
Свет истины Бог дня и ночи.
АЛЛАХ наш МИЛОСТИВЫЙ МИЛОСЕРДНЫЙ.
Творец звезд и небес наш Вездесущий.
Миров творец единый Бог.
Людей стремлений свет.
И луч добра надежд и Тайна.
Аллах единства Бог.
Он бесконечный свет он Вера.
Бесстрашной мощи Суть он Сила.
Аллах наш Милосердный.
Об Исламе в Турции напоминает только несколько мечетей за городом. Больше никаких явных признаков
Странно. Во всех населённых пунктах Турции имеются мечети, и обычно не за городом и не на окраине, а внутри (хотя, конечно, и за городом, и на окраине они тоже могут дислоцироваться).
И чем крупнее город, тем большее количество мечетей в нём. На мой взгляд, на 100 тысяч человек как минимум 7-10 мечетей, а в некоторых местах и больше (особенно, если это старинный город, и там сохранилось много исторических мечетей).
Я был в Турции всего лишь один раз, на море в Анталье, но читал о политике и истории, о современной Турции. Прочитав Ваши наблюдения, подтвердились мои предположения что, чем более урбанизированная местность, географически более западная, то она менее религиозная. Кстати говоря, это касается многих стран, в том числе и России. В городах и центрах больше неверующих и социалистов, коммунистов, анархистов, либералистов, т.е. тех, кто за активную политическую и экономическую позицию, но без религиозного подтекста. Ислам же как религия, сильно связан политическим влиянием, как в Средневековье была актуальна для христианских стран приверженность той или иной группе христиан, католики или протестанты или православные. Для христианства политика уже отошла на второй план, думаю и исламом постепенно происходят те же вещи, что прошло уже христианство ранее. Кстати говоря, читал исследования о последстия Арабской весны 2011-2012 годов, количество неверующих в странах северной африки и ближнего востока увеличилось в среднем на 20%, до 30%-40%
Добавлю, это было 2015 году, за неделю отдыха не видел ни одного бородатого мсульманина, молодые турки больше похожи на обычных своих ровестников из Европы, с модельными прическами и европейской одеждой. Девушки также, одеваются как европейки, даже в хиджабе практически не видел турчанок. Один единственный раз только в полностью закрытой черной парандже шла женщина, это аж за 7 дней нашего пребывания там, поездок в близлежащий город на экскурсию и пригород за сувенирами.
Ну по моему, в Турции бородатых мужчин достаточно много. Только почти все они молодые, и это у них такая же мода на бороду, как и в Европе или России. И смотрятся их бороды обычно скорее как модный аксессуар, нежели мусульманский атрибут.