Предыдущий материал рассказывал преимущественно об исторических и новых соляных месторождениях и постройках на этой «соляной почве» в городах Березники и Усолье, дислоцирующихся в 190 км северо-восточнее Кудымкара, главного города в Коми-Пермяцком округе.
Об оном округе и будет данная статья, посвящённая в основном необычному парку, находящемуся в полу-глухой деревне, ну и вкратце посёлку Гайны и городу Кудымкар, столице сего Коми-пермяцкий округа, основное население коего составляют коми-пермяки. Официально их тут в округе в 1,5 раза больше, нежели русских/славян, а 100 лет назад разница составляла даже 4 раза. Но потом с каждым десятилетием разница уменьшалась (видимо, за счёт понаехавших сюда славян).
СОДЕРЖАНИЕ:
- Кое-что о коми-пермяках и их языке.
- Кудымкар — столица Коми-пермяцкая.
- «Парк деревянных скульптур» в деревне Пармайлово.
- Посёлок Гайны.
Кое-что о коми-пермяках и их языке
В старые времена тех не-русских туземцев, что населяли северо-восточный край России (когда ещё она не захватила, ой простите, не присоединила к себе Сибирь) русские называли словом Чудь. Впоследствии территорию оную обозвали словом Пермь (эволюционировавшим от слова Пермаа, что на языке вепсов означало «дальняя земля»), ну а местных обитателей нарекли пермяками.
Коми-пермяцкий язык принадлежат к финно-угорской языковой семье, и конечно, очень схож с языком коми и с удмуртским (но при этом, в культуре коми-пермяков почти отсутствуют следы языческого и исламского влияния). Коми-пермяки традиционно исповедуют православие, есть даже и представители старообрядческих традиций. Абсолютное большинство коми-пермяков имеет русские имена и фамилии. Однако, внешне коми-пермяки чуток имеют черты монголоидной расы, и отличить их обычно от большинства славян не сложно, на мой взгляд.
Почти все коми-пермяки двуязычны (причём, ежели они мало владеют своим родным комичным языком, то русский обязательно знают, покольку в школах учатся на русском, а язык коми преподают лишь в качестве одного из предметов).
Есть ещё в округе и коми-язьвинцы, но их очень мало (около 3-5 тысяч), и их язык можно назвать отдельным языком (ну как минимум, отдельным диалектом). И вообще, коми-язьвинский считается промежуточным между коми-зырянским и коми-пермяцким языками. Некоторые исследователи считают его диалектом языка коми. Ну а коми-зыряне обитают как раз в республике Коми, ссылка на досье о которой по законам жанра будет дана в конце сего выпуска.
Кудымкар — столица Коми-пермяцкая
По приезду в город устроился на ночь к сторожу автотранспортного предприятия (поскольку проситься в церковь было уже поздно), а с утра начал осмотр Кумдымкара, в коем наиболее интересным мне показался краеведческий музей с традиционными и старинными коми-пермяцкими экспонатами, а в остальном ничего запоминающегося не обнаружено.
«Парк деревянных скульптур» в деревне Пармайлово
Находится он в Кочевском районе в 5 км на восток от села Юксеево (коий в свою очередь, в 112 км севернее Кудымкара). Создание сего парка не планировалось его творцом Егором Утробиным (сам он 1952 года выпуска), который с детства любил резьбу по дереву. Он сначала украсил свой дом и пристройки красивыми резными изразцами и узорами, потом пространство вокруг дома деревянными скульптурами (вместо заборных столбов).
Ну а опосля дело приняло серьёзный оборот, и сельская администрация выделила Егору отдельный участок, где он мог устанавливать свои очередные творения, похожие на разных зверей, чудищ и прочих полусказочных тварей.
Деревня прославилась сначала на весь коми-пермяцкий округ, затем на Пермский край, а потом и на весь Урал. И начиная с 1990-х годов, начал стекаться люд в деревню поглазеть на непонятных идолов, и теперь возят аж экскурсии на малых и больших автобусах. Даже иностранцев сюда нынче привозят (а деревня находится далеко от городов). В связи с таким туристическим наплывом пришлось установить входную таксу в 30 рублей, об этом говорит ящик на входе в парк (сейчас, возможно, уже чуток подороже).
В парке поставили даже немаленький 2,5-этажный дом для гостей, в коем те могут отдохнуть, покушать и даже заночевать (не знаю, бесплатно ли это всё или за какие-то деньги, например, пожертвования). В существовании последней опции (ночлега), правда, я не на 100% уверен, хотя мастер Егор дозволил мне спать в оном «гостевом доме», украшенном снаружи оригинальными столбами (в виде копий?) и деревянными стражниками у крыльца.
Сейчас в парке уже почти полсотни скульптурных деревяшек. И все они имеют своё имя. Например, лесная нечисть, леший, черти, Кощей Бессмертный, крокодил, богатыри и т.п. Большинство экспонатов сотворены по мотивам коми-пермяцких народных сказок и легенд.
Первичной территории парка, видимо, не хватило Егору, и свои новые скульптуры он начал ставить и за его забором уже на «новом» пространстве (фактически на окраине первичного деревянно-скульптурного парка).
Честно говоря, испытываю огромное чувство уважения к этому человеку, который не хотел продавать своё скульптурное детище разным коммерсантам из городов, а хотел оставить это народу.
А ещё в Пермском крае имеется пара мест со скоплениями традиционной народной архитектуры — это музей под открытым небом в Хохловке (близ Перми) и парк реки Чусовой около райцентра Чусовой.
Далее возвращаемся обратно в Юксеево, и двигаем на север 54 км в Гайны.
Посёлок Гайны
Это крайний райцентр на северо-западе Пермского края. В оном поселении я навестил местный уютный музей, на территории коего также были замечены некие забавные скульптурные произведения. Больше особо интересного тут не было обнаружено (разве что окромя нескольких старых бараков)., и я попёрся дальше на северо-запад в республику Коми.
Ну и затем от Гайны направился к западу в республику Коми (до границы там около 130 км).
Ссылки на все мои прочие Пермские и Уральские очерки базируются на Российский странице.