Один из предыдущих отчётов повествовал про крупнейшую в Европе дюну и Сулакские каньоны (популярное место в Дубках и малоизвестное в Верхнем Каранае), а теперь переезжаем на другую сторону Гимринского хребта, разделяющим Буйнакский район от Унцукульского, про интересные места коего и пойдёт речь в основном сегодня.
В районе проживают в абсолютном большинстве аварцы (97%). Это самый близкий к Махачкале аварский район. Причём, один из наиболее религиозных в Дагестане (если не самый).
Почти все упоминаемые места в этой статье связаны с именем знаменитого не только в Дагестане имама Шамиля. И если бы не Шамиль, то статья была бы посвящена лишь красотам описываемых тут участков дорог, а в этом районе пейзажи вдоль дорог/трасс действительно одни из самых впечатляющих в Дагестане).
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Вторжение путешественника в Унцукульский район через Гимры.
- Мега-проблемное для российских властей село Гимры.
- Красоты вокруг Ирганайского водохранилища и ГЭС.
- Музейный комплекс в (священном?) месте Ахульго.
Вторжение путешественника в Унцукульский район через Гимры
В 2022 году мой главный заход в район был через сей Гимринский туннель, названный по имени знаменитого ближайшего села. Про него вкратце чуть расскажу позже. А пока топаем со мной вниз по дороге, любуясь пейзажами. Почти сразу же опосля туннеля я вылез из подвозящей меня машины и двинул пешком, благо что топать вниз и панорама весьма симпатичная.
По пути есть несколько маленьких ущелий, перпендикулярных основной дороге, в некоторые из коих можно чуть углубиться, и если повезёт, даже увидеть спадающие свысока редкие капли почти высохших водопадов (и так, кстати, на других дорожных отрезках, описываемых в этой статье).
От туннеля до Гимринской исторической башни 4 км. Перед этим ещё в двух местах имеются кафешки.
Башня реконструирована в том же обличии, какой была и в 19 веке, когда в ней сражался Гази-Мухаммад, один из ведущих дагестанских борцов с российской властью 19 века. В бою с царскими войсками в 1832 году он погиб вместе со своими соратниками. Лишь двум бойцам удалось уйти с того боя живыми, один из коих легендарный имам Шамиль. Башня дислоцируется тут: 42.74737 46.87422
Вообще, наиболее известный башенный комплекс Дагестана находится в селе Гоор.
В общем, сейчас на эту башню можно залезть. Причём, на самый верх. Большинство туристов, тут проезжающих, совершают это, если уж не на крышу (там надо по вертикальной лестнице подниматься, что для пожилых людей может быть трудным делом), то хотя бы под неё.
Под башней имеется мини-кладбище, на коем, как я понял, захоронены все те погибшие аварские воины.
От башни до поворота на село Гимры 2 км…
Мега-проблемное для российских властей село Гимры
Даже не село, а скорее, большой посёлок Гимры с момента прихода российской власти в Дагестан всегда был одним из самых проблемных для неё (наверно, лишь в советское время тут было относительное затишье). В Гимрах прописано нынче 5 тыс чел (это официально, по факту же, возможно, меньше).
Именно отсюда родом упомянутые выше Гази-Мухаммад и Шамиль (они были имамами всея Дагестана). Первый старше второго на пару лет.
Если первый смог дожить лишь до 28 лет, то второй до 74, причём был неоднократно ранен в боях со всё той же российской армией, был пленён ею, но из большого уважения к нему власть в итоге предоставила ему и относительную свободу, и даже какие-то регалии (по крайней мере, по официальной российской версии).
И похоже, что с тех пор Гимры стал обозлённым на российскую власть, и это передаётся из поколения в поколение. Проходя в 2011 и 2022 годах мимо Гимров (по другую сторону реки), я издалека видел, как не совсем типично для Дагестана одеты женщины. Большинство из них я заметил в парандже, это очень строгий стиль в исламе и у многих ассоциируется с радикальным исламом, не терпящим никаких компромиссов по религиозной теме.
В общем, в этом компоненте гимринцы опережают даже многих чеченцев, которые, на мой взгляд, самый верующий народ в современной России (я имею ввиду так называемый среднестатистический показатель). Кстати, Шамиль был обладателем звания не только «имам Дагестана», но и «Имам Дагестана и Чечни».
Также после распада СССР в этом селе чуть ли не сразу (а может, с середины 1990-х) начались волнения. То это было связано то с войной в Чечне, то ещё с чем-то.
Примерно раз в пару лет в селе происходят столкновения с армейскими структурами, власти нагоняют сюда побольше техники с солдатами, и те выясняют отношения с чем-то недовольными гимринцами.
Нынче единственный автомобильный въезд в Гимры хорошо контролируется, на нём стоит солидный блок-пост, на котором проверяют у всех документы. И как мне сказали некоторые люди, пропускают лишь тех, кто там прописан, либо родственников. То бишь, просто вот так посмотреть село вряд ли получится.
Возможно, и другой подступ (пеший) в Гимры охраняется вооружёнными армейскими людьми. Сей путь, судя по картам, с севера (со стороны пика Гагарина и малоизвестной смотровой площадки на Сулакский Каньон (ссылка на это в самом начале сей статьи).
Ещё одним достаточно проблемным для властей селом с начала 19 века был другой известный аварский аул
Согратль… Хотя, там народ чуть менее религиозен по сравнению с Гимры и нет блок-поста на въезде в село.
А ещё упомяну Шамильский район (стоящий между Хунзахским и Тляратинским), коий получил своё имя в честь нашего героя. И тут я слышал такую правдоподобную версию, что так нарекли район за то, что его жители очень верующие мусульмане.
Красоты вокруг Ирганайского водохранилища и ГЭС
От Гимры до Ирганайской ГЭС 4 км вниз. Но на этой ГЭС нет плотины, как я понял. Плотина чуть дальше. Но возле ГЭС находится другой важный пункт — развилка трёх дорог.
Одна из двух дорог других ведёт в историческое место Ахульго (про это чуть ниже) и райцентры Мехельта, Ботлих и другие вдоль реки Андийское Койсу), а другая (более основная) ведёт к Ирганайскому водохранилищу и в такие известные туристические достопримечательности, как, например, Хунзах (с его рекордным для Дагестана числом красивых водопадов), и Гунибский район, в коем почему-то не все интересные аулы удостоены туристическим вниманием (например, Ругуджа, находящийся недалеко от райцентра Гуниб, над коим тоже дислоцируется одно очень известное место, связанное с имамом Шамилём и его боями с царско-российскими войсками).
Ещё на этой околоГимринской развилке стоит блок-пост (нынче в Дагестане они ещё стоят на таких важных развилках на всякий случай, а уж тем более, около Гимры). На посте тоже могут проверять выборочно документы. Но если видят туристический микроавтобус, в коем едут явно русские туристы, то уже редко останавливают. А вот если будут дагестанские туристы (а они же тоже люди!, и им тоже хочется посмотреть какие-то интересные места), то вероятность остановки повышается.
И уже тем более, если пеший путник типа меня проходит мимо такого блок-поста, то вероятность проверки ещё больше, ибо пешком с рюкзаком это, всё-таки редкость (а вдруг какой-нибудь засланец!).
От сей развилки до плотины и начала Ирганайского водохранилища 9-10 км. Дорога потом идёт вдоль него на протяжении около 15 км. Симпатично, но ввиду низкого расположения дороги не столь сногсшибательно.
В середине водохранилища стоит райцентр, названный по имени…. угадайте кого?.. Правильно — имама Шамиля!.. То есть, Шамилькала («Крепость Шамиля») — это название райцентра. А Унцукульским район наречён по имени бывшего райцентра Унцукуль (это ещё один крупный посёлок для такой круто-горной местности, его население 6700 чел).
Под плотиной расположен мини-водопад, получившийся благодаря прорытому «для него» туннелю. Напротив него внизу есть парковка, где любят останавливаться проезжающие мимо люди, отдыхать и фоткаться.
Музейный комплекс в (священном?) месте Ахульго
Но вначале вернёмся к той развилке трёх трасс близ Гимры. Сей участок дороги от развилки около Гимры до Ахульго (длиной 13 км) тоже весьма красив и почти весь этот путь я прошёл пешком из-за его красоты. Зачастую там над дорогой стоят чуть ли не вертикальные скалы… На участке можно выделить очень живописное место слияния рек Андийское Койсу и Аварское Койсу (ровно пол-пути от развилки до Ахульго). Здесь даже стоят какие-то лодки. Видимо, в качестве утехи для туристов, которых можно покатать по Сулакскому каньону.
Комплекс из музея и башни в Ахульго построен примерно в 2018 году в 1 км от трассы наверх по дороге в село Ашильта. По дороге к комплексу стоит ещё одна мечеть (окромя той, что у самой трассы), но она оказалась закрытой (может, только что построили?). Это недалеко от того места, где было одно из крупнейших сражений дагестанцев (в основном аварцев) с российскими войсками в 19 веке. Командовал горцами, конечно же, имам Шамиль.
На верх башни можно залезть (проход там через пару этажей, в коих микро-музейная экспозиция), купив билет у сотрудника музея. А основное музейное здание находится в 40 метрах в стороне, туда, по-моему, нужен отдельный билет. Но мне по традиции (всё-таки, путник с рюкзаком) разрешили посетить бесплатно.
В 2011 году у трассы стояла небольшая мечеть (или даже некий мини-центр для паломников), в коей можно было даже принять душ. Сейчас этой мечети нет, но в 100 метрах (ближе к туннелю) поставили другую мечеть.
Ну и приезжало сюда в те времена (в районе 2011 года) чуть больше народа, нежели сейчас, поскольку в Дагестане всё больше набирает обороты тот вариант ислама (в большинстве случаев называемый ортодоксальным), при коем мусульмане НЕ должны посещать паломничать к могилам каких-то известных мусульман и к связанным с ними местам, а должны поклоняться только Аллаху. А то ведь многие последователи ислама (да и в католическом и православном христианстве такое наблюдается) по традиции любят совершать паломничество к разным святым захоронениям.
Причём, у суфиев (а их в Дагестане примерно половина населения) несколько иное мнение на сей счёт. У них в основном до сих пор почитаются гробницы суфийских шейхов.
Ещё вот информация к размышлению. Если до 1990-х годов любые упоминания об имаме Шамиле в хвалебном тоне совсем не приветствовались властью (ни царской, ни советской), то с начала 90-х он внезапно стал героем Дагестана, и власти этому не особо препятствовали… Вообще, во многих музеях Дагестана (особенно, в Ахульго) деятельность Шамиля (включая его борьбу с российскими войсками) нынче преподносится скорее как национально-освободительная, нежели сепаратистская или террористическая.
То есть, в очередной раз видим, как от отношения властей к какой-то теме всё может кардинально поменяться.
Дальнейшая дорога вдоль реки Андийское Койсу (на восток в сторону Ботлиха) также местами достаточно симпатична, но в целом уступает по эффекту отрезку от развилки с блок-постом до Ахульго.
Кстати, из этого Ахульговского музейного комплекса на трассу в сторону Ботлиха можно пойти по более короткому и более красивому пути — над главной дорогой, и через 1,5-2 км вернуться на неё. Ну или из Ботлиха если двигаетесь, тоже можно по ней придти/приехать к комплексу.
А ещё вот досье о самых интересных аулах Дагестана.
Ну а все прочие дагестанские блюда можно найти и отведать в обще-северо-кавказском меню.