Эта статья не столько в качестве совета начинающим автостопщикам (поскольку расположена в сборнике «Советы путешественникам»), сколько размышлизмы по поводу понятий, что в принципе применимо к практике.
Согласно представлениям одних людей, «автостоп» и «на попутках» — это несколько разные понятия. А по мнению других, никакой разницы между ними нет. Ниже я попробую высказать свою точку зрения. Сразу скажу, что она ближе к первому варианту (что небольшие различия в понятиях есть-таки).
Термин «автостоп» — это в подавляющем большинстве случаев более солидное знание нюансов данного предмета (причём, у некоторых «задвинутых стопщиков» туда же входит и поиск ночлега, и прочее «ориентирование на местности»), а «на попутках» — у большинства русско-язычных людей нынче, как мне кажется, ассоциируется с неким перемещением между сёлами, или же на расстояние максимум 100-200 км.
-
Содержание:
- Приведу аналогию с телефоном.
- Автостоп по христианским понятиям.
- Раньше ездил «на попутках», а теперь автостопом.
- Подвоз на разных тракторах и драндулетах.
- Также с подвозом на живой силе.

Сей самодельный «броневик» стоит во дворе заброшенного дома в деревне республики Коми. Изредка и на таких колёсных агрегатах приходится добираться автостопщику до населённых пунктов.
Приведу аналогию с телефоном
50 лет назад были телефоны только с проводами, и людям трудно было представить, что в будущем появятся телефоны мобильные, без всяких проводов, и пользоваться коими можно будет везде, где установлена передающая/принимающая антенна-вышка (а теперь ещё и через спутник можно).
Нынче же в русском языке есть чёткое различие между словом «домашний (городской) телефон» и «мобильный телефон». Возможности их разные, но общее предназначение одно — общаться с человеком, расположенном очень далеко от тебя (но мы тут не касаемся приложений типа вотсапа)… Только по мобильнику ты общаешься, находясь везде (на работе, дома, на улице, в машине), а вот по проводному (городскому) телефону получится только там, где подведён к нему провод.
Слово «телефон» — объединяет эти два понятия, а возможности использования оных предметов — несколько разные. Примерно то же самое с «автостопом» и «на попутках» (вроде бы, смысл слов схож примерно на 99,1509%)… Подчёркиваю, что это только аналогия. Впрочем, аналогия применяется практически в любом размышлении о любых вещах (или скажем так, в любом более-менее сложном размышлении)… Поскольку дискуссия об этих терминах может привести к долгим спорам, то упомяну также мой материал на тему схожести споров и спорта, а также спора и войны.

Вот этот упитанный дяденька в коричневых шароварах (весьма традиционных для Ирана, центральной и восточной Турции) подвозил меня на этом своём старом американском грузовике. Сейчас мы встали на временный ремонт, это заняло буквально 10 минут. Снимок сделан в губернии Хормозган (в которой дислоцируется красивейший остров Кешм).
Раньше ездил «на попутках», а теперь автостопом
До 2003 года я знал, что можно ездить на попутках (именно «на попутках», а слово «автостоп» в моём лексиконе практически отсутствовало, а может быть, я даже и не знал значения его слова), и несколько раз даже ездил в сельские районы за 100-200 км, ибо опаздывал на рейсовый транспорт или на служебный в командировку.
Но я не мог представить себе, что много людей таким способом ездят не только по всей России, но даже и по другим странам. Как впоследствии я понял, они же реально путешествуют, только с гораздо меньшими финансовыми затратами, чем обычно считается!!!
И вот в 2003 случайно встретился с человеком, проехавшим автостопом (он мне так и сказал — «автостопом») по нескольким городам/областям центральной России, затратив на это меньше своего среднестатистического расхода в обычной жизни.
Меня это очень заинтересовало, и следующим летом решил попробовать, надо было только морально и информационно подготовиться. Однако, кроме самой техники автостопа не меньше волновали вопросы ночлега и питания.
И летом 2004 я в первый раз выехал в путешествие, и в итоге меня слегка занесло — вместо планируемых 2-3 месяцев домой вернулся ровно через 100 дней уже в середине октября, причём, мог бы и подольше, если бы не наступающие холода. Так я стал стопщиком.
Наверняка, если бы знал раньше про возможность путешествовать автостопом, то начал бы и раньше лет на 10, ибо с детства тянуло к изучению географии, расположению всяких объектов на картах, к геополитическим вещам, различным культурам и биологическим формам жизни. Да и в детстве любил один бродить и кататься на велосипеде по всему своему городу Уфа… Впрочем, не вижу повода печалиться по поводу «позднего своего созревания».

Возможно, эта машинка в своё время подвезла немало попутчиков. А ныне она «на приколе», который (обратите внимание!) возвышается над обрывом с трёх сторон. Фото сделано в Турции в 2011 году.
Автостоп по христианским понятиям
В первые 2 года (а точнее, лета) странствий я много раз вписывался (что со слэнга автостопщиков переводится как «находил приют») в церквях/монастырях, часто говоря, что паломник (что вообще-то было правдой — я действительно посещал много святых православных мест, хотя и никогда НЕ был христианином, однако, старался избегать прямого вопроса «Ты христианин?», ибо не люблю врать, но тут мы опустим этим детали).
Кстати, я написал несколько статей на тему помощи в различных религиозных заведениях, одна из коих называется «Бесплатный ночлег в монастырях и церквях», а другая — «Устройство православного монастыря, его жители, устав, и молитвы».
Общаясь со священниками/монахами и простыми верующими людьми, я заметил, что термин «ездить на попутках» у них как-то намного ближе к образу православного малоденежного/бедного паломника, нежели термин «ездить автостопом».
И автостопщики в глазах верующих и священников ассоциируются именно со всякими путешественниками, перемещающимися на попутных машинах, и коих развелось немеряно, ибо модно. Так уж мне показалось из общения с ними. И я предпочитал говорить, что передвигаюсь на попутках.
Но в беседах с более приземлёнными менее верующими людьми я обычно гордо говорил, что езжу автостопом, а не то, что на каких-то там «попутках», ибо это деревенщина какая-то, непродвинутое понятие.

Это одна из тех дорог, по которой на машине не особо хотелось ехать, а только идти пешком, поскольку пейзажи очень красивы. Это в самом притягательном грузинском регионе Верхняя Сванетия.
Подвоз на разных тракторах и драндулетах
Также с подвозом на живой силе

В горах Карачаево-Черкессии хозяин сего коня сам предложил проскакать на нём вверх в гору. Снимок сделан уже в самом конце пути на высоте около 2400 метров.
При выходе из села Даут и в самом начале подъёма нагнал всадник, едущий наверх на перевал Ыбчик. Он ехал позвонить девушке, ездит так каждые 4-5 дней (там наверху связь есть, а в селе Даут нету — это ныне единственное село в том ущелье, и состоит всего из 6 домов).
После 3 минут нашего разговора он предложил путнику ехать верхом, а сам он пойдёт пешком перед конём и держа узду в руках. Уже недалеко до перевала (когда закончился лес) слез с коня, и пошёл пешком — с того места, где данный снимок сделан услужливым хозяином коня.
***
Никогда не пробовал ни «автостоп» ни «езду на попутках» ))