В предыдущей статье описывались следующие моменты — Гунибский район и интересные исторические сёла Корода, Чох, Согратль, красивое Карадахское ущелье и встреча с местным авторитетом.
- Содержание этой «горной» повести:
- Кубачи и местная свадьба.
- Историческое место Кала Корейш, очень почитаемое у местных (почти как «Второй Хадж»).
- Поимка полицейскими в селе Амух и доставка в РОВД в Тпиг.
- Огромное количество языков и диалектов в Дагестане на примере аула Руткул.
- Кусумкент. Посещение очередного РОВД.
- Свадьба в райцентре Курах.
- Заброшенный аул Гра (по пути из Курах в Ахты через горы).
- Ахты и облава силовиками.
- Очередная проверка в РОВД с вызовом ФСБ-шника (в Магарамкенте).
Кубачи и местная свадьба
Большое село. Историческое, но ныне там лишь несколько восстановленных архитектурных памятников.. По прибытию в село подошёл человек. Вызвался помочь с ночлегом и познакомил с главой администрации села, звать Расул. Лет 35. Он сразу же сказал, что ночевать можно у него. До этого у него уже ночевали пара туристов. Один фотограф жил даже 4 дня.
В этот вечер мы побывали на дне рождения (там подарили денег не только имениннику, но и русскому гостю). А потом пошли на свадьбу, начинающуюся в 23.00!! Это начало торжеств, запланированных на 2 суток. В этом начале были лишь танцы под живую музыку. До 2 часов ночи, но мы не стали так долго задерживаться.

Свадьба в Кубачи. Днём танцуют старики, потом ночью — молодёжь. За столом справа — местные аксакалы (то бишь, уважаемые старцы).
Песни длинные — по 20-40 минут. И всю песню танцорам трудно выдержать. По сему, их заменяют, кто желает. На танцполе — несколько пар, к любому из танцующих может подойти в любой момент следующий желающий танцевать. Новый танцор остаётся, старый отдыхает.
Южный Дагестан отличается гораздо меньшим процентом верующих (истинно верующих) мусульман и соблюдающих законы шариата. Следовательно, частенько выпивают. В том числе и на свадьбах. Что сильно контрастирует с северными дагестанскими районами, близкими к Чечне, и с самой Чеченской республикой. Нижеследующий снимок показывает одну из местных традиций — выпивание (без применения рук) содержимого рюмки, поставленной на топор.

На свадьбе в Кубачи. Мужчина пьёт рюмку водки, установленную на деревянном «молотке»-«топоре», который держит другой мужчина. Таковы местные традиции.
На следующий день было посещено место Кала Корейш (в 10 км от Кубачи).
Кала-Корейш
Это 1 из первейших форпостов мусульман на северном Кавказе. Основан корейшитами, прямыми потомками пророка Мухаммеда. Поселение жило до 1941 года. Ныне там живёт лишь смотритель. Место за пределами сего района меньше известно, а за пределами Дагестана почти не известно. Однако, Кала-Корейш у местных считается чуть ли не «Вторым Хаджем». Там остались руины нескольких домов, а вот мечеть и мавзолей восстановлены.
Вечером по приходу в Кубачи был на той же свадьбе, но уже с застольем и танцами. У Расула в итоге спал 2 ночи.

Часть исторического места Кала-Корейш.. Какие-то старинные постройки, мечеть и, кажется, гробница.
К ю-ю-ю-з км 60-70 через Ашты, перевал, и за ним…
Амух. В сём крохотном высокогорном ауле (расположенном на высоте 2000 метров) неожиданно оказалась мечеть, переделанная из армянской церкви.. Армяне (по рассказам местных) жили тут примерно до 1600 года. Плюс минус 100 лет. А потом мусульманская вера всё-таки дошла.
А также тут в селе была такая ситуация, что местные проинструктированы полицией, что надо немедленно доложить, если вдруг появиться в ауле странный человек (ибо, тут год назад убили при загадочных обстоятельствах узбека, непонятно откуда взявшегося)… Они так и сделали, вызвали, попросили дождаться… Приехал участковый, и тут же повёз вниз в райцентр Тпиг. По дороге он уже понял, с кем имеет дело. И стал добродушным, мы почти подружились.
ТПИГ. Там в селе мы заехали в РОВД, но через минут 15 после контрольных проверок отпустили. Однако, запретили (или точнее, очень настойчиво попросили, но выглядело это ка запрет) ехать в историческое село РИЧА, оно к западу в 12 км. Якобы, небезопасно. А вот местные потом сказали, что «там HE более опасно, чем в других местах».
В итоге тот самый участковый по указанию начальства повёз подопечного путешественника на выезд из села к востоку. На окраине высадил… Сразу за Тпиг, однако, начинается село Руткул…
Руткул. Аул Руткул тоже имеет несколько старинных построек, например, арочный мост.

Аул Руткул. На переднем плане (слева) — кладбище. А далее мосты — старинный арочный (левый) и новый (правый), и прочие постройки.
Там в селе Руткул попросил молока (или кефира), в ответ пригласили в дом покушать. Потом вообще предложили остаться на ночь.
Это село всего в 1 км от Тпиг, однако, диалект речи — другой!. И в этом районе почти во всех сёлах так… И не только в этом, но и в некоторых других тоже. В каждом селе другой диалект! В Дагестане — 45 районов, и почти в каждом — другой говор коренного народа. И примерно в половине районов — по нескольку диалектов… А в некоторых вообще, чуть ли не в каждом селе — отдельный говор. Как правило, чем выше в горы, тем больше вариантов языков (горные хребты являются естественной границей меж народами и сопутствуют большей аутентичности).

В посёлке Хив (что по пути из Тпиг в Кусумкент) в кафе увидел такие вот надписи (характеризующие, в том числе, и разницу в «строгости ислама» между северным и южным Дагестаном)… А ещё ветеранам ВОВ тут в Дагестане часто всякие бесплатные льготы обещают. Но не известно, много ль в Тпиг ветеранов ВОВ.
К в км 55 до Кусумкент. В начале пути было *интересное ущелье длиной км 15, прошёлся по нему пешком, а потом подвозивший мужик доставил до райцентра Кусумкент, остановился у ворот РОВД, и фактически сдал в него, сказав у ворот стоявшим, чтобы проверили странника.
Да, бывают и такие, которые проявляют свою «гражданскую сознательность», но при этом несколько портят о себе впечатление, не извиняясь за сей проступок. Если бы сей водитель извинился за сдачу в РОВД, то заслуживал бы большего уважения.
На сей раз в РОВД Кусумкента дело ограничилось 15-20 минутами — осмотр вещей, запись в журнал и обмен репликами с сотрудниками.
От сего райцентра Кусумкент общим направлением к востоку 45 км… *Курах.
Свадьба в райцентре Курах
Mаленький райцентр (на высоте 1300 метров). По приезду попал на свадьбу. Здесь уже танцы другие. Танцующим женщинам и девушкам (не мужчинам!) купюры суют в руки прямо во время танцев. Потом после танца эти деньги скидываются в общий ящик перед музыкантами. На свадьбе присутствовали сотрудники полиции, и весьма удивительно, что как это даже никто не спросил паспорт!?!

Танцы на свадьбе в Курах. Когда стемнеет, танцы будут также продолжаться. У одной из танцующих дам (в центре кадра) в левой руке можно увидеть деньги. Это традиционный гонорар.
Заброшенное село Гра
К югу через горные хребты 10 часов пешего перехода, в конце пути был аул ГРА, покинутый жителями в 1980-х годах и расположенный на высоте 1600 метров. Живёт лишь 1 женщина. Она не захотела переселяться в новые места.

В центре снимка — руины села Гра — покинут жителями 35 лет назад.. В нижней части кадра видно старую грунтовую дорогу, ведущую в райцентр Ахты.

Развалины села Гра — по горной тропе через хребты из Курах в Ахты.

Необычный двойной мост по дороге из Курах в Ахты (уже на подходе в Ахты)… Нижний мост сделан, возможно, раньше, а потом (а когда его срок поистёк) добавлен ещё один, по коему ныне — тупиковая дорога в заброшенное село Гра.
Ахты и облава силовиками
Посёлок Ахты расположен на высоте 1000-1200 м. Для русского уха название весьма забавное. «Ах, ты! Ах, ты! Все мы космонавты!»… Это самый южный райцентр России, самое большое село Дагестана. Очень древнее.
По приходу в село попал в лапы оперов, случайно (???) проезжавших мимо на УАЗике… Доставка в РОВД. Туда же сразу подъехали и представители военных (это всё-таки рядом с границей), какие-то ещё люди. Возможно, из разведки и ФСБ.. Куча вопросов, осмотр вещей, бумаг, карт, и прочие вопросы по этим бумагам. «Почему на карте это обозначено? Почему разными чернилами?. Почему, почему?»…
Попросили снять майку, и смотрели на плечи. Забрали почти все карты и бумаги с собой куда-то на проверку до утра. Для дальнейшей расшифровки. Сняли отпечатки пальцев и даже ладоней. Естественно, спать уложили в этом же РОВД, в камере для временно доставленных-задержанных-подозреваемых.
В просьбе задержанного — сфотографировать его в камере за решётчатой дверью на его же фотоаппарат — отказали. Не положено фотографировать здание в любом ракурсе… Чай наливали, вели себя довольно вежливо, как и везде в органах в Дагестане. Протягивают руку для пожатия иногда при встрече, и чаще при прощании (уже после проверки)… Утром, как принесли бумаги, тут же отпустили.
Вообще, как и во всех остальных случаях подобных проверок, полицейские не особо хотят звонить в те РОВД и посты, где уже бывал днями ранее. Сначала пытаются дознаться сами, а потом уже звонят.
Вообще, ссылки на все крупные случаи задержаний меня силовиками (полицией, армейскими и прочими спецслужбами) дислоцируются на странице «самые экстремальные случаи в путешествиях».

Танцы на свадьбе в ауле Ахты… В данный момент танцуют лезгинку (а в этом районе живут в основном лезгины)
Днём был осмотр Ахты и его музея и поездка в баню-санаторий (в 5 км), где источник горячей лечебной воды, где хотел помыться, но не разрешили, ибо оное удовольствие только за деньги.
К востоку км 90 (вниз параллельно границе с Азербайджаном)... Магарамкент.
Проверка в РОВД Магарамкента
Тоже райцентр, но почти уже на равнине. Тут при проезде мимо сего поселения на машине остановили на блок-посту. Опять проверка, доставка в РОВД… Держали 2 часа, звонок в РОВД Ахты их немного успокоил, но вызывали-таки сотрудника ФСБ (они тоже работают круглосуточно, всегда готовы к действию). Тот приехал (явно из-за праздничного стола, слегка навеселе, но по традиции вежливый), пообщались. И тут же отпустили.
С этими ФСБ-шниками разговор проходит обычно в тоне почти дружественном, душевном. Они люди в среднем более интеллигентные, чем полицейские. При встрече с «подозреваемым» могут для приветствия протянуть руку, да и при прощании тем более (ибо после бесед со мной обычно подозрения отпадают). Разговор зачастую происходит с улыбками. После отпуска из полиции спал недалеко в мечети.
Утром — переход в Азербайджан (первая статья о коем повествует о поселениях Куба, Хыналыг, и свадьбе в Хапут), и по возвращении (а точнее, даже выдворении) из Азербайджана была проведена ещё неделя в Дагестане в районах Дербент, Буйнакск, Дылым, Ботлих.
Также имеется список статей и отчётов про Северный Кавказ.
Вы так спокойно пишите о задержании и ночевке в камере! Бррр, как представлю, это такой стресс!
Я как-нить напишу обобщающую статью об этих нюансах — как вести себя в подобных ситуациях, чтобы не испытывать стресс и почему это не так уж и плохо — по крайней мере, для общего развития и разнообразия жизненного опыта (при позитивном отношении это должно потом восприниматься с улыбкой).
Очень крутая статья, кстати, была бы!
Было бы очень интересно почитать! Жду!
Как будто машина времени — не поверить, что это та же страна. что и блестящая Москва!
Свадьбы, конечно, масштабные и с традициями!
`Красивые горы! А вы не видели эту женщину-отшельницу из Гра? Было бы интересно пообщаться, мне кажется. Истории про досмотры и задержания заслуживают не только отдельного поста, но и целой книги.
Нет, ту женщину я не видел, к сожалению (или к счастью). Чуть ниже Гра живёт один пастух, и по его словам, он немного помогает женщине и носит ей еду.
Фотография развалин села Гра больше похожа на живописную картину: такие плавные переходы между цветами.
Это какой-то день сурка получился — свадьба-задержание, свадьба-задержание))