Речь пойдёт преимущественно об Акушинском районе, населённом в основном даргинцами (второй по численности народ в Дагестане). Три села в районе являются лакскими (кстати, из Лакского района я сюда и притопал), а все остальные даргинские. Причём, одно лакское селение — это наиболее известное село в Акушинском районе.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Самое известное керамическое село в Дагестане.
- Старинные постройки в Гапшима.
- Подземная мечеть и старые дома в Нахки.
- Интересные постройки и гостеприимство в селе Урари.
Самое известное керамическое село в Дагестане
Это селение прославилось в Дагестане тем, что в нём издавна производили гончарные изделия. Причём, только женщины всегда тут занимались гончарным производством. На самом деле, это не тяжёлая работа (но может занимать много времени, если изготавливать большое число изделий). Задача женщин просто крутить гончарный круг и лепить фигуры. А вот на мужчин возлагалась другая (обычно более тяжёлая) работа: добывать глинистый материал (причём, хорошего качества), доставлять его сюда, и опосля изготовления сосудов развозить на продажу.
Мастер-класс гончарного производства в Болхар стоит около 500 руб. Это примерно минут на 20. Мне по большому блату показали бесплатно. Там же и мини-музей со старинными экспонатами. Это у Заремы дома всё. Если вы приедете самостоятельно, и захотите посмотреть это действо, то спрашивайте Зарему.
Ну и также посмотреть на то, как из куска глины делают красивый сосуд, можно на заводе, но это не в привычном смысле завод, он очень маленький. Хотя, в советское время был задействован на всю катушку, и тут трудилось около сотни человек (и они производили множество керамики). Сейчас, как я понял, работает несколько женщин и, видимо, их обслуживает несколько мужчин. Но завод работает не всегда, по этому, более гарантированно посмотреть мастер-класс это у Заремы.
Старых интересных домов и улиц (чтобы они проходили через туннели и арки) тут в Балхар далеко не рекордное число для Дагестана, но имеется. За час-два можно пройти по всем таким интересностям (не считая гончарных мастерских). Старая мечеть (она на самом верху села) оказалась закрыта на замок, а в центре посёлка строят новую, а люди молятся близ неё во временном пристанище для молитвы, где мне и разрешили ночевать.
А вообще, это одно из трёх лакских сёл в этом Акушинском районе (подавляющее население коего это даргинцы). Ещё два лакских (это народность такая — лакцы) — Кули и Цуликана, а Балхар ровно между ними. Балхар дислоцируется почти на плато, 1670 метров. Поэтому почти всё село хорошо продувается и весьма прохладно.
От Балхар на ю-в 13 км… Село Гапшима, от коего к северу в 9 км сосредоточился райцентр Акуша.
Старинные постройки в селе Гапшима
(это между Балхар и Акуша). Тут имеется старая часть села, зажатая между скалами (это на юге села перед выездом на Кубачи и Урари), где мечеть 19 века и близ неё несколько домов старых. Там же во дворе стоит несколько забавных старинных каменных бытовых причиндалов. Кажется, что верхушка минарета сей мечети слегка поехала, поскольку смещена от оси.
Также со стороны мечети высоко на горе я разглядел башню (видимо, она выполняла функции наблюдательной и/или сигнальной), но забираться туда не стал. Хотя, оттуда очень красивые виды, наверно (впрочем, внизу в районе старой части села тоже скалы смотрятся интересно). Вот на следующем кадре её можно распознать высоко в правом углу:
От Гапшима на юг 26 км до Нахки…
На пол-пути там будет перевал (на высоте 2030 метров), на коем развилка трёх путей — один из коих ведёт в сёла Урари и далее Кубачи, и подвозивший меня водитель Камаза предложил поехать в Нахки вместе с ним. Я и согласился, и не жалею об этом. Виды с дороги там весьма симпатичные, горные. После перевала дорога вообще идёт 3-4 км по вершине хребта, с коего во все стороны прекрасный обзор.
Подземная мечеть и старые дома в Нахки
Маленькое, чуть интересное село с примерно 20 старыми домами и развалинами и ещё примерно столько же новых (новые там в основном в верхней части села). Но интереснее всего вид на село за 300 метров до вторжения в него, если ехать из Акуша через Тузламахи. Высота центра села 1680.
А наиболее эффектным и уникальным объектом в Нахки является подземная (а точнее полуподземная) мечеть ориентировочно 19 века. С арками внутри и бассейном для омовения. Именно из-за источника воды, бьющего из недр, и сделали оную мечеть… В 2022 году в ней никто не молился, в ней не было ковров, только земля на полу. Вода продолжала вытекать из склона горы и наполнять небольшой бассейн, из коего можно брать воду для омовения перед молитвой (возможно, когда-то сию мечеть отреставрируют, положат ковры, и можно будет заходить молиться).
Пока наиболее эффектной мечетью подземного типа в Дагестане для меня является подземка в селе Утлух Чародинского района (а в соседнем Цулда есть ещё одна подземка чуть скромнее)
А ещё в Нахки мне довелось застать редчайший метод вскапывания картошки с помощью животных. Это когда запрягаются два ишака/осла и тянут железную конструкцию (как она правильно называется — мотыга? борозда?). Сзади «мотыгу» держит и «вскапывает» один человек, а другой тянет невольных животных. Наверно, в некоторых других сёлах Дагестана или всего Кавказа тоже изредка можно встретить подобный способ. Думаю, что если кто и использует это, то не всегда. Мне вот вживую, возможно, впервые (если не ошибаюсь) пришлось такое увидеть.
После Нахки я вернулся на перевал, от коего двинул на ю-в 15-20 км в село Урари… Это уже Дахадаевский район, но в нём тоже живут даргинцы.
Интересные постройки и гостеприимство в Урари
Уже почти все россияне знают, что в Дагестане народ очень гостеприимный. И это прекрасно характеризуется тем случаем, что произошёл со мной в Урари. Меня подвозили туристы из Пермского края, путешествовавшие на своей машине. Они ехали в Кубачи, но я решил остаться в Урари, ибо мне разные люди говорили, что в нём есть интересные старые дома. Только мы остановились, и я вышел, как тут же подошли двое мужчин в кромешной темноте, освещённой только фонарём на столбе.
Один из них был местный житель, а второй его «пленник», которого местный позвал в гости буквально за минут 30 до встречи со мной. Сами они встретились на соседних холмах, ну и спустились в село. Только подошли к дому хозяина, как в 20 метрах нарисовалась машина, из которой я вышел. И вот они подошли к нам и через минуту хозяин ближайшего дома стал звать к себе домой. И не только меня, но и всех сидящих в машине! А их там было 2 взрослых и 2 детей. Но они отказались, по сему, хозяину пришлось «довольствоваться» лишь двумя свалившимися на него гостями. На следующий день первый гость после завтрака уехал дальше по своему маршруту, а я стал изучать село.
В общем, это относительно интересное село, и достаточно большое для горной местности. Когда-то оно было даже назначено районным центром, но потом центром сделали Уркарах (ныне это райцентр Дахадаевского района). В Урари стоит старая интересная мечеть примерно 18 века, многочисленные старые дома, около трех туннелей. Всё это в самом центре села.
По признанию одного местного жителя, присматривающего за мечетью, в ней почти никто не молится, даже на пятничный намаз максимум 1-2 человека придут, и то редко. Но даргинцы обычно не отличаются особой религиозностью по сравнению с другими дагестанскими народностями, среди коих первое место по этому показателю занимают, пожалуй, аварцы.
А также в наличии кладбище (чуть восточнее центра села) с интересными надмогильными плитами.
Поскольку многие самостоятельные туристы едут в Кубачи (или из него) по этой грунтовой дороге, то остановиться в Урари на пару часов (да хотя бы на один час) и прогуляться по старинным улицам — весьма неплохая идея. Однако, мне кажется, что почти никто из таких самостоятельно проезжающих мимо туристов не рассматривает такой вариант.
После Урари я направился в Кубачи. И следующий выпуск будет посвящён этому самому интересному селу Дагестана (и всего северного Кавказа), а ещё следующий его древнему, но нынче заброшенному «пригороду» Кала-Корейш и некоторым другим окрестностям.
Также есть ссылки и на остальные мои доклады о Северном Кавказе.