Под пленниками я подразумеваю туристов, приезжающих сюда. И вообще, иногда я отпускаю шутки (и порой шучу над собой тоже), и они будут в этом докладе тоже, так что, прошу не обижаться на меня, окаянного!
В это местечко Мезмай сам я припёрся из «столицы кубанских казаков», как неофициально нарекли человейник Краснодар, в котором находится самый красивый городской парк в России.
Посёлок Мезмай дислоцируется к ю-в от Краснодара в 173 км, или от Апшеронска (через коий я ехал) в 56 км. Кстати, к Апшеронскому району он и относится.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Теории заселения Мезмая.
- Понаехавшие Трёхлебовцы и прочие «нововеры».
- Ажиотаж цен на Мезмайщине.
Теории заселения Мезмая
Мезмай это исконно адыгское название (видимо, именно они тут когда-то главенствовали, пока, возможно, не понаехали представители других народностей). С адыгского языка Мэз означает «лес», а Мые — «дикое яблоко», следовательно, Мезмай можно перевести как «лес диких яблок». И как мне почудилось, сейчас в Мезмае адыгов нет вообще, и похоже, что нет уже лет 100 иль даже 200 как минимум.
По одной из вполне правдоподобных версий, как раз лет 150-200 назад сюда прискакали казаки-староверы (сейчас, правда, остались в основном лишь потомки староверов и разного рода прибывшие нововеры, о коих подробнее ниже). Староверам (они же старообрядцы) в 17-18 веках из многих мест России пришлось переселяться куда подальше от нововведений православной московской епархии, с коей они были не согласны. Некоторые бежали сами, некоторых подталкивали власти.
Ещё, кстати, есть такое сословие как молокане (обитающие, например, несколькими анклавами на южном Кавказе), которые по своим принципам и обрядам (или отсутствию оных) близки к баптистам-протестантам.
Староверы, вообще любили всегда уходить куда-то в глушь и в труднодоступные места, каким отчасти и является Мезмай (в силу весьма горного рельефа). Хотя, сейчас и существует дорога в посёлок через относительно высокий перевал (с разницей высот 450 метров с центром посёлка), но до начала 20 века сюда не было вообще ни одной дороги.
Видимо, в 19 веке связь с внешним миром существовала либо через тот перевал по тропам (что пешком иль на лошадях вполне осуществимо, только энергозатраты большие, особенно если с грузом или с детьми), либо сквозь Гуамскую теснину (и посёлок Гуамка на другом её конце), но совсем не факт, что в 19 веке там можно было бы просочиться, ибо ущелье во многих местах уж очень узкое с отвесными стенами.
Понаехавшие Трёхлебовцы и прочие «нововеры»
Окромя потомков казаков сюда с начала 2000-х годов стали переезжать и представители совсем не христианских учений, особенно последователи Трёхлебова, среди славянофилов прославившегося благодаря многочисленным видеозаписям в интернете, где он внедрял свои теории о великом русском возрождении, и в первую очередь, о нравственно-духовном. Он же и зазывал народ приезжать сюда на Мезмайщину, и пускать тут корни.
Мне речи Трёхлебова тоже в основном нравились (когда-то прослушал их много), но окромя тех отрывков, когда он утверждал, что славяне — это первые люди, появившиеся на нашей планете (!), а остальные то ли произошли от них (либо от нравственно падших славян), то ли были ниспосланы на Землю для конкуренции славянам, дабы те не расслаблялись. Во оно как!
И не очень удивительно, что на сего новорусского гуру соответствующие органы завели дело, и то ли он сейчас сидит, то ли в бегах (а укрыть его мог кто-то из многочисленных преданных), то ли ещё что. Может, и в одной из окрестных пещер скрывается (коих тут много), кто его знает.
Периодически (раз в месяц или около того) на Мезмайщине последователи различных славянских культов проводят сборища, беседуют, кушают, и конечно же, прыгают через костёр! Обычно это приурочено к какой-то дате или событию.
Я как раз приехал в Мезмай в такой день (был какой-то праздник), когда можно было на эту конференцию посмотреть. В целом интересно, люди весьма доброжелательные, как я и предполагал, хотя с впервые увиденным пришельцем общались не очень охотно, как мне показалось. Проходит действо не в центре Мезмая, а на западной окраине близ реки.
Кстати, в соседней с Краснодарьем КЧР есть посёлок Курджиново (буквально у границы с Краснодарским краем), который тоже лет 30 назад подвергся вторжению представителей одной из религий. Это кришнаиты. И там близ посёлка аналогично есть природные достопримечательности.
Ажиотаж цен на Мезмайщине
Сейчас тут официально обитает 750 человек. Плюс летом много туристов, посещающих Гуамское ущелье (хотя, через посёлок Гуам посещать проще, ибо там значительно меньше топать до начала узких мест теснины, нежели от Мезмая). В посёлке Мезмай есть уже примерно с десяток гостевых домов, в которых принимают пришельцев за деньги, многим из коих потом ещё устраивают экскурсии за деньги, хотя и самостоятельно пешком там тоже кое-что можно поглядеть (об этом далее ниже).
Кстати, в связи с наплывом новых жителей в посёлке в 2000-ые годы резко выросли цены на жильё, в несколько раз. Как за аренду, так и за покупку дома или его части, что вполне логично, ибо повышение спроса повышает цену за предложение (и Трёхлебов тут внёс большую лепту, популяризируя Мезмай). Летом, конечно, цены ещё выше по сравнению с зимой, ибо некоторые приезжают лишь на летний период, арендуя домики.
Имеется в Мезмае и этнографический музей про традиционные народные ремесла края. Это считается архитектурно-этнографическим комплексом из нескольких разделов, главным из коих назначили кузнечный музей-мастерскую. Мне, правда, не удалось его посетить.
В следующей серии мы подробно поведаем вам о природных красотах в окрестностях сего посёлка, особенно о Гуамском ущелье.
Все прочие очерки о Северном Кавказе можно найти по оной ссылке.