Такое забавное название я дал оному материалу по той причине, что, во-первых, посёлки Верхняя и Нижняя Синячиха находятся в составе Алапаевского района (и в 20 км к северу от Алапаевска), ну и во-вторых, имеется забавная путаница ситуация с названиями района и его образований.
Итак, административным центром Алапаевского района является небольшой город Алапаевск (который почему-то не входит в состав района, впрочем, в таком же изгнании из своего района-округа находится и город Нижний Тагил, дислоцирующийся отседава к западу в 130 км).
Но ещё есть «Муниципальное образование город Алапаевск», а также «Алапаевское муниципальное образование», являющееся городским округом. Ну и кроме этого (как пишет всё та же википедия, откуда я почерпнул все эти данные о названиях), раньше существовало ещё одно «Алапаевское муниципальное образование». Ну да ладно, видимо, им там виднее, как называться, разделять и властвовать в своём районе и области.
Также к северо-востоку (по прямой это примерно в км 150) от сего Алапаевско-Синячихинского района дислоцируется городок Верхотурье, пожалуй, самое привлекательное для православных христианских паломников место в Свердловской губернии.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Город Алапаевск.
- Музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе.
- Верхняя Синячиха.
- Мужской Монастырь на месте гибели царской семьи (Во Имя Новомучеников Российских).
Столица Алапаевского района
В этом райцентре имеется несколько достопримечательностей. В самом центре города стоит большой Свято-троицкий собор, куда 100 лет назад большевики привозили временно погостить некоторых пленённых членов царской семьи. И три музея — музей Алапаевской узко-колейной железной дороги («Музей АУЖД»), Дом-Музей П.И.Чайковского (с некоторыми уникальными и очень интересными музыкальными инструментами разных народов) и «Краеведческий Музей им. О.Е.Клера» (он же «Музей — Напольная Школа», в коем рассказывается о трагической судьбе императорской семьи, некоторых из членов которой держали в заточении и в этом здании). Все оные музеи достаточно интересны. В каждом из них я провёл примерно по часу времени.
А также (близ того самого Музея «Напольная Школа») имеется Женский Монастырь Во Имя Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Фёодоровны (родственницы убиенного царя Николая Второго). Если в 2005 году (когда он ещё не так разросся) меня туда пускали ночевать, то в 2018 уже отказали (всё-таки, это женская обитель). Кстати, в наличии отдельное досье о вариантах ночёвок в христианских монастырях и церквях.
Музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе
Это село дислоцируется в 12 км от Алапаевска к северу. Ещё 300 лет назад в этих местах жили манси (вогулы), называвшие местную речку по имени Сяньга. А понаехавшие сюда потом русские добавили окончание «-чиха», и в результате мы сейчас имеем вполне русское название Синячиха, которое дано не только речке, но и обоим сёлам, о коих рассказано в этой статье.
Этих манси в самой Свердловской губернии нынче осталось около 200 человек. Хотя, для манси выделили специально созданный «заповедник» на крайнем севере, назвав эту нефтедобывающую территорию «Ханты-Мансийский автономный округ», приносящую большие деньги в бюджет Российской империи (впрочем, в округе с населением в 1 млн 600 тыс чел самих манси обитает аж 11 тысяч человек, а хантов целых 20 тысяч). Кстати, как-то я подробно порассуждал о принадлежности тех или иных земельных участков.
Итак, музей деревянного зодчества в Синячихе основан местным энтузиастом Иваном Самойловым в 1978 году. Он сам с 1947 года изучал и пытался сохранять и собирать разные старинные экземпляры народного искусства (обычно сугубо на свои личные деньги). Спустя 10 лет после открытия музей включили-таки в районный бюджет, выделив деньги для зарплаты сторожу и техничке.
Ныне в этом музейном комплексе находится более 20 различных старинных построек, среди коих три усадьбы крестьян 17-19 веков, четыре часовни, ветряная мельница, пожарная с дозорной каланчой… Также в каменной двух-этажной церкви имеется коллекция народной росписи по дереву с Западной Сибири и Урала 19 века (и вроде бы, это единственное в мире подобное народное собрание, и на мой взгляд, это самая интересная часть музея), ну и представлены некоторые другие исторические народные сооружения и экземпляры.
На Урале сей музей деревянного зодчества по интересности сравним с подобным музейным творением в Хохловке близ Перми. Но вот ежели в Хохловке представлена чуток более разнообразная коллекция сооружений (и они там раскиданы на более просторной площади), то в Синячихе имеется уникальное в своём роде скопление народных расписных простенков изб.
Верхняя Синячиха
Сей достаточно большой посёлок назван так, поскольку стоит выше по течению от Нижней Синячихи (их разделяет около 8 км). Когда-то тут (как и в Нижней тёзке) работал железоделательный завод, но ныне они оба не функционируют. Из достопримечательностей можно выделить лишь краеведческий музей (почти два часа я потратил на него), и отчасти старинную ж/д станцию, на коей расположен сей памятник:
Мужской Монастырь на месте гибели царской семьи
Ну а сей свежеиспечённый религиозный объект (официально называемый Монастырь Во Имя Новомучеников Российских) возведён тут в честь членов царской семьи, в июле 2018 года заживо скинутых в яму большевиками, пришедших к власти в России как раз опосля свержения ими царя. Вот вокруг оной ямы (и воздвигнутому близ неё мемориала) и раскинулись монастырские постройки, включая (на 2020 год) как минимум две церкви и часовню. Когда я посещал сей монастырь, то он активно строился, и вполне возможно, что позже превзойдёт по своему размаху монастырь «Ганина яма» близ Екатеринбурга.
На данный момент на территории монастыря также есть палаточный лагерь, где периодически (особенно в июле) кучкуются паломники, многие из которых приходят сюда пешком во время ежегодного паломнического шествия, совершающегося в том же летнем месяце в честь царской семьи.
После возвращения белогвардейцев в эти Алапаевские места останки убитых были извлечены из шахты и через год (когда им снова пришлось отступать перед натиском красных) вывезены за границу, сначала на поезде в Китай, а затем на корабле в Иерусалим. Такова официальная версия происходивших событий.
Русская православная церковь почти всех убиенных членов семьи Николая Второго причислила к лику святых. Почему именно этих убиенных людей к святому лику, а не каких-либо других? Да по той причине, что царь (в том числе, и Николай Второй) почти всегда считался защитником веры, которую массово исповедовал его русский народ, а некоторые родственники последнего российского императора ещё и учреждали какие-либо христианские фонды или организации (в том числе, и монастыри), либо были попечителями подобных учреждений.
Конечно, есть и альтернативные теории гибели или даже спасения царской семьи. Но поскольку уже никого не осталось в живых из тех, кто казнил или отдавал приказы, равно как и тех, кто пытался спасти и перевозил тела, то крайне трудно докопаться до истины.
От Алапаевска на запад через 130 км едем в город Нижний Тагил, в коем имеется несколько музеев и прочих достаточно занятных достопримечательностей. Кстати, ехать в Тагил намного лучше южной дорогой, нежели северной (через Салда), поскольку по северному пути качество дороги намного хуже, да ещё там по пути интересное геологическое село Мурзинка (рассказ про которое упакован в одном флаконе с Нижним Тагилом, а ссылка на это была указана в самом верху читаемой вами статьи).
Это была очередная серия из сборника о просторах Российской империи.