Алапаевско-Синячихинские интересности

Такое забавное название я дал оному материалу по той причине, что, во-первых, посёлки Верхняя и Нижняя Синячиха находятся в составе Алапаевского района (и в 20 км к северу от Алапаевска), ну и во-вторых, имеется забавная путаница ситуация с названиями района и его образований.

Итак, административным центром Алапаевского района является небольшой город Алапаевск (который почему-то не входит в состав района, впрочем, в таком же изгнании из своего района-округа находится и город Нижний Тагил, дислоцирующийся отседава к западу в 130 км).
Но ещё есть «Муниципальное образование город Алапаевск», а также «Алапаевское муниципальное образование», являющееся городским округом. Ну и кроме этого (как пишет всё та же википедия, откуда я почерпнул все эти данные о названиях), раньше существовало ещё одно «Алапаевское муниципальное образование». Ну да ладно, видимо, им там виднее, как называться, разделять и властвовать в своём районе и области.

 вагоны в музее Алапаевской железной дороги

Очень древние вагоны в музее Алапаевской узкоколейной железной дороги.

Также к северо-востоку (по прямой это примерно в км 150) от сего Алапаевско-Синячихинского района дислоцируется городок Верхотурье, пожалуй, самое привлекательное для православных христианских паломников место в Свердловской губернии.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Город Алапаевск.
  • Музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе.
  • Верхняя Синячиха.
  • Мужской Монастырь на месте гибели царской семьи (Во Имя Новомучеников Российских).

Столица Алапаевского района

В этом райцентре имеется несколько достопримечательностей. В самом центре города стоит большой Свято-троицкий собор, куда 100 лет назад большевики привозили временно погостить некоторых пленённых членов царской семьи. И три музея — музей Алапаевской узко-колейной железной дороги («Музей АУЖД»), Дом-Музей П.И.Чайковского (с некоторыми уникальными и очень интересными музыкальными инструментами разных народов) и «Краеведческий Музей им. О.Е.Клера» (он же «Музей — Напольная Школа», в коем рассказывается о трагической судьбе императорской семьи, некоторых из членов которой держали в заточении и в этом здании). Все оные музеи достаточно интересны. В каждом из них я провёл примерно по часу времени.

 уникальный музыкальный инструмент "Французская пила"

Сей уникальный музыкальный инструмент по имени «Французская пила» изготовлен в Париже в конце 19 века. А ныне выставлен в музее им Чайковского в Алапаевске.

в музее им Чайковского в Алапаевске.

Миниатюрные музыкальные инструменты 16-19 веков. Скорее как сувенир, чем на них действительно играли музыку, хотя, кто знает. В музее им Чайковского в Алапаевске.

А также (близ того самого Музея «Напольная Школа») имеется Женский Монастырь Во Имя Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Фёодоровны (родственницы убиенного царя Николая Второго). Если в 2005 году (когда он ещё не так разросся) меня туда пускали ночевать, то в 2018 уже отказали (всё-таки, это женская обитель). Кстати, в наличии отдельное досье о вариантах ночёвок в христианских монастырях и церквях.

Музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе

В музее деревянного зодчества расписные "Простенки изб"

В музее деревянного зодчества в этой бывшей церкви выставлены расписные «Простенки изб» (примерно 19 века).

Это село дислоцируется в 12 км от Алапаевска к северу. Ещё 300 лет назад в этих местах жили манси (вогулы), называвшие местную речку по имени Сяньга. А понаехавшие сюда потом русские добавили окончание «-чиха», и в результате мы сейчас имеем вполне русское название Синячиха, которое дано не только речке, но и обоим сёлам, о коих рассказано в этой статье.

Этих манси в самой Свердловской губернии нынче осталось около 200 человек. Хотя, для манси выделили специально созданный «заповедник» на крайнем севере, назвав эту нефтедобывающую территорию «Ханты-Мансийский автономный округ», приносящую большие деньги в бюджет Российской империи (впрочем, в округе с населением в 1 млн 600 тыс чел самих манси обитает аж 11 тысяч человек, а хантов целых 20 тысяч). Кстати, как-то я подробно порассуждал о принадлежности тех или иных земельных участков.

В Нижней Синячихе музей деревянного зодчества

В Нижней Синячихе музей деревянного зодчества расположен сразу за этим прудом. Вдали виднеется церковь 17-18 веков (ныне не функционирующая в своём первозданном предназначении), в которой расположена самая интересная часть музея — расписные стены и потолки.

Итак, музей деревянного зодчества в Синячихе основан местным энтузиастом Иваном Самойловым в 1978 году. Он сам с 1947 года изучал и пытался сохранять и собирать разные старинные экземпляры народного искусства (обычно сугубо на свои личные деньги). Спустя 10 лет после открытия музей включили-таки в районный бюджет, выделив деньги для зарплаты сторожу и техничке.

Ныне в этом музейном комплексе находится более 20 различных старинных построек, среди коих три усадьбы крестьян 17-19 веков, четыре часовни, ветряная мельница, пожарная с дозорной каланчой… Также в каменной двух-этажной церкви имеется коллекция народной росписи по дереву с Западной Сибири и Урала 19 века (и вроде бы, это единственное в мире подобное народное собрание, и на мой взгляд, это самая интересная часть музея), ну и представлены некоторые другие исторические народные сооружения и экземпляры.

Расписные простенки изб в Нижней Синячихе

Расписные простенки изб. А на заднем плане стоит ещё избушка, расписные внутренности которой показаны на следующем кадре:

роспись на стенах и потолке сделаны уральскими живописцами-"гастролёрами".

А это уже внутри той избы. Белая горница (парадная в крестьянской избе, где принимали гостей). А роспись на стенах и потолке сделаны уральскими живописцами-«гастролёрами».

На Урале сей музей деревянного зодчества по интересности сравним с подобным музейным творением в Хохловке близ Перми. Но вот ежели в Хохловке представлена чуток более разнообразная коллекция сооружений (и они там раскиданы на более просторной площади), то в Синячихе имеется уникальное в своём роде скопление народных расписных простенков изб.

Станок шерстобитный в музее деревянного зодчества

Станок шерстобитный (конца 19 — начала 20 века) выставлен на публичный осмотр в одном из помещений в музее деревянного зодчества.

Верхняя Синячиха

Сей достаточно большой посёлок назван так, поскольку стоит выше по течению от Нижней Синячихи (их разделяет около 8 км). Когда-то тут (как и в Нижней тёзке) работал железоделательный завод, но ныне они оба не функционируют. Из достопримечательностей можно выделить лишь краеведческий музей (почти два часа я потратил на него), и отчасти старинную ж/д станцию, на коей расположен сей памятник:

Необычный агрегат на ж/д станции Верхняя Синячиха

Памятный агрегат на станции Верхняя Синячиха. Возможно, это сделано в последние годы лишь для памятника, но не исключено, что эта субстанция лет 100 назад была предназначена для езды по каким-то ли дорогам, то ли ж/д.

Мужской Монастырь на месте гибели царской семьи

Ну а сей свежеиспечённый религиозный объект (официально называемый Монастырь Во Имя Новомучеников Российских) возведён тут в честь членов царской семьи, в июле 2018 года заживо скинутых в яму большевиками, пришедших к власти в России как раз опосля свержения ими царя. Вот вокруг оной ямы (и воздвигнутому близ неё мемориала) и раскинулись монастырские постройки, включая (на 2020 год) как минимум две церкви и часовню. Когда я посещал сей монастырь, то он активно строился, и вполне возможно, что позже превзойдёт по своему размаху монастырь «Ганина яма» близ Екатеринбурга.

в эту яму были скинуты члены императорской семьи

Именно в эту яму (в некоторых источниках её называют шахтой) были скинуты члены императорской семьи. Сейчас шахта огорожена, а вокруг стоят монастырские строения.

На данный момент на территории монастыря также есть палаточный лагерь, где периодически (особенно в июле) кучкуются паломники, многие из которых приходят сюда пешком во время ежегодного паломнического шествия, совершающегося в том же летнем месяце в честь царской семьи.

После возвращения белогвардейцев в эти Алапаевские места останки убитых были извлечены из шахты и через год (когда им снова пришлось отступать перед натиском красных) вывезены за границу, сначала на поезде в Китай, а затем на корабле в Иерусалим. Такова официальная версия происходивших событий.

 главный символ христианской веры вокруг ямы царской семьи

Вокруг ямы небольшой мемориал, во главе которого, конечно, стоит главный символ христианской веры — распятый Иисус Христос.

Русская православная церковь почти всех убиенных членов семьи Николая Второго причислила к лику святых. Почему именно этих убиенных людей к святому лику, а не каких-либо других? Да по той причине, что царь (в том числе, и Николай Второй) почти всегда считался защитником веры, которую массово исповедовал его русский народ, а некоторые родственники последнего российского императора ещё и учреждали какие-либо христианские фонды или организации (в том числе, и монастыри), либо были попечителями подобных учреждений.

Конечно, есть и альтернативные теории гибели или даже спасения царской семьи. Но поскольку уже никого не осталось в живых из тех, кто казнил или отдавал приказы, равно как и тех, кто пытался спасти и перевозил тела, то крайне трудно докопаться до истины.

монастырь "Во Имя Новомучеников Российских"

Часть монастырского комплекса «Во Имя Новомучеников Российских». Данный кадр сделан с восточной стороны территории. Слева от всех построек дислоцируется та самая шахта.

От Алапаевска на запад через 130 км едем в город Нижний Тагил, в коем имеется несколько музеев и прочих достаточно занятных достопримечательностей. Кстати, ехать в Тагил намного лучше южной дорогой, нежели северной (через Салда), поскольку по северному пути качество дороги намного хуже, да ещё там по пути интересное геологическое село Мурзинка (рассказ про которое упакован в одном флаконе с Нижним Тагилом, а ссылка на это была указана в самом верху читаемой вами статьи).

Это была очередная серия из сборника о просторах Российской империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *