Введение в Верхний Египет. И древний храм Дендера в городе Кена.

Прибытие в Верхний Египет произошло с востока с региона Красного моря и курорта Хургада, где прошёл короткую адаптацию к арабскому миру и чуток походил по пустыне.

  • СОДЕРЖАНИЕ:

  • Что такое «Верхний Египет».
  • Храм Дендера в городе Кена.
  • Кое-что о перемещении на поездах третьего класса в Египте.

Что такое «Верхний Египет»

Регион назван так на древнеегипетский манер. Ещё 5000 лет назад (с самых первых королевских династий) Египет разделялся на Нижний и Верхний… Нижний Египет — это дельта Нила, и окрестности современного города Каира (простирающиеся на юг км 80).

Всё остальное к югу (начиная от оазиса и города Эль Файюм) это считалось Верхним Египтом — вплоть до первого катаракта (то бишь, порога) на реке Нил, где находится современный город Асуан=Aswan (последний город и самый южный в Египте)… Иногда там в древнее время ещё мелькал в названиях Средний Египет — это от Каира на юг до современного города Сохаг (Sohag).

Весь Древний Египет официально был только в пределах реки Нил, а также каналов, идущих параллельно Нилу (и берущих воду из него же), и дельте Нила. По простой причине, что вне зоны реки жизнь была трудна — ибо, суховато было (хотя, и повлажнее, нежели сейчас). Хотя, королевство Египта и включало в себя (или контролировало) пустынные зоны к западу и востоку от Нила.

Нынче примерно тоже самое можно сказать о регионах современного Египта, хотя официально тут и нет Верхнего или Нижнего Египта. Но есть регионы «ДЕЛЬТА НИЛА» и «ДОЛИНА РЕКИ НИЛ»… Около 95-97% жителей страны живёт в этих регионах — вдоль реки Нил и её каналов, которые несут воду параллельно Нилу всё так же с древних времён (а строились они ещё тогда задолго до нашей эры).
Кстати, в дельте Нила тоже много каналов, и там тоже производят много фруктов, овощей и прочих агро-продуктов.

На картинке внизу — плотность населения в Египте. Цифры в левой нижней колонке указывают на количество жителей на 1 кв км… Согласно таблице, 95-97% населения живёт вдоль долины реки Нил и в дельте Нила, фактически единственной реке в стране.

карта плотности населения Египта на 1 кв км

Плотность населения Египта на 1 кв км.

Также, согласно вышеприведённой картинке, можно подумать, что в остальных пустынных районах жизни нет (особенно, к западу от Нила и далеко к северу от берега Средиземного моря). Однако, это не так.

Там к западу от Нила есть даже городок (в км 300 к западу от Нила) с населением около 60-40 тысяч чел… И есть также население в сёлах. В основном, это бедуины… В пустыне они стараются селиться в основном близ всяких источников воды, бьющих из-под земли. Хотя, как правило, этого не хватает на все нужды. И зачастую вода (как питьевая, так и обычная) доставляется на грузовиках с городов, черпающих воду из Нила.

Нил — это единственная река в стране, и питает не только жителей близ этой реки, но и жителей с туристами на курортах на берегу Красного моря, а также поселения вдоль Суэцкого канала.
Другие реки если изредка (зимой и весной) и бывают, то наверно, только на Южном Синае (полуостров такой близ Израиля и Иордании), где высшая точка — 2250 метров, и по сему, там зимой может скопиться чуток снега, весной будет таять, и будут ручьи. Но это и всё, что можно поиметь с бедных осадков в современном Египте.

Кена=Qena. Итак, это наш первый город на берегу Нила. Тут в городе ничего особенного нету. Зато был ночлег в пустой квартире, принадлежащей одному человеку (коий живёт в квартире этажом выше), решившему помочь и открывшему дверь в свою запасную квартиру (видимо, иногда он её кому-нибудь сдаёт).
Поутру его друзья отвезли русского гостя на ю-з км 6-8 в…

Храм Дендера (Дандара) в городе Кена

 храм Дендера в городе Кена

Первый зал (высотой метров 12-14) храма Дендера близ города Кена… Все рисунки — оригинальные 2000-летней давности, только слегка очищенные от многовековой грязи и копоти. 

Потолок храма Дендера

Потолок первого зала храма Дендера… Все рисунки — оригинальные 2000-летней давности, только слегка очищенные от многовековой грязи и копоти.

лестница-туннель в храме Дендера

Один из двух туннелей, ведущий на второй этаж храма Дендера. Как мы видим, все стены в древних рельефных татуировках.

Храм Дендера (на английском пишется Dandara или Dendera) — это древнеегипетский храмовый комплекс близ села Дендера, по имени коего и назван современными египтянами. Один из самых хорошо сохранившихся храмов древнего Египта… Храм строился в несколько этапов, начиная с 2500 годов до нашей эры, и кончая 1-3 веками до начала этой же эры (то бишь, 2100-2300 лет назад), когда и были воздвигнуты все основные сооружения, что сохранились по нынешний день.

И поскольку главные постройки (собственно, само тело храма) той самой 2300-летней давности, то и очень хорошо сохранились. Хотя, и не самый огромный храм в Египте (самые огромные на 1000-1500 лет старше), но очень интересен.

Посетить храм без билета разрешил директор комплекса. Правда, дал на осмотр всего лишь 40 минут времени (прямо так и сказал «Я даю тебе 40 минут на посещение»), что явно не хватает. Через 40 минут в храм (точнее, на второй этаж/крышу, куда уже успелось дойти) пришли его послы, и сказали, что «хорошего помаленьку». Ну и спасибо на этом!

Вид с крыши храма Дендера

Вид с крыши храма Дендера. Кирпичные стены с башнями — это последнее, что тут строилось лет 2000 назад.

ещё одна лестница-туннель в храме Дендера

Спуск по другому туннелю, ведущему нас вниз со второго этажа (точнее, крыши с комнатами) в храме Дендера.

На поезде третьим классом

На юг до Луксора надо преодолеть км 60…, и решено было попробовать проехать на поезде третьим классом. Это самый дешёвый класс поездов, для самых бедных… Иностранным туристам официально он вообще не рекомендуется и официально не прописывается. Не то, чтобы запрещено для иностранцев, но они по умолчанию не должны пользоваться этим классом для низших каст.

И в этих дешёвых вагонах/поездах, вероятно, есть «некая угроза» для иностранных туристов (подразумевается, что они намного богаче по сравнению с египтянами) — всем им рекомендуется только первый и второй класс поездов, которые не сильно отличаются в цене друг от друга — раза в 1,5. Просто второй класс — сидячие места, а первый — лежачие. Но эти два первых класса уже намного дороже третьего.

Хотя, иногда вагоны третьего класса бывают набиты битком, но при 3 поездках (на расстояния в 50-100 км) по Верхнему Египту вагоны были не битком, и даже сидячие места порой были.
Стоимость проезда на 60 км =2 фунта (=0,3 $). А вот цена на второй класс уже около 12-15 фунтов (причём, сей класс тоже сидячий). На первый класс (который лежачий, и там всегда летом есть работающий кондиционер) около 20 фунтов за те же 60 км.

В следующем выпуске будет рассказано о восточном береге Луксора (там, где был город Фивы) и его могучих храмах.

Это была одна из статей из рубрики про Арабские страны.

2 комментария

Добавить комментарий для сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *