Алания (Северная Осетия), введение.

После Города Грозный и общения с начальником полиции республики Нохче (Чеченской республики) отправляемся на юго-запад в Северную Осетию.

  • Содержание статьи:
  • Введение.
  • Христианство с примесью язычества.
  • Древнее государство Алания.

Введение

На северном Кавказе осетины (хотя, среди них есть и муслимы) как бы полуостровом стоят между мусульманскими народами, окружающих их почти со всех сторон, окромя южной (там к югу — грузины), а севером касаются лишь краешком Ставропольского края, но и в тех местаx Ставрополья много переселившихся туда мусульман.

Хотя, осетины тоже примерно так же гостеприимны, как и кавказские мусульмане, но среди осетин — много алкоголь пьющих людей (всё-таки, христианам HE запрещено пить алкоголь), от коих обычно не исходит угроза — но это с непривычки не так легко увидеть.

Пьющие осетины внешне бывают похожи на наших пьяных русских хулиганов (у коих лицо становится менее миловидным). А непьющие осетины ВНЕШНЕ бывают похожи на бандитов. Причина — в их лицах (впрочем, среди чеченцев и дагестанцев тоже часто такое встречается, но у осетин показалось ещё чаще).
Ну просто у кавказцев такое строение костей черепа/лица, что часто ассоциирует их, например, с негативными героями боевиков или бандитами/хулиганами на российских просторах. Недели хватило, чтобы привыкнуть к такой метаморфозе.

Христианство с примесью язычества

Осетины в абсолютном большинстве — христиане (мусульман среди них всего около 25%), но осталось много языческих ритуалов и верований. При походе по горам это часто можно увидеть. Да и сами осетины часто говорят, что они исповедуют смесь язычества и христианства.

Христианство тут православного толка, подчиняются Москве и РПЦ. Музыка очень похожа на грузинскую (для слуха русского, ещё не сильно разбирающегося в особых различиях и тонкостях).
Святой Георгий тут зовётся Уастаржи (чаще произносится как Вастарджи) и это, похоже, тут самый Святой из всех Cвятых (впрочем, как и святой Георгий — в Грузии). Особенно он покровительствует тем, кто в дороге. То бишь, наш покровитель.

Языческое святилище (Северная Осетия)

Святилище у села Дзивгиз подле главной дороги.

Комментарий к вышестоящему снимку. Большинство осетин — христиане, однако, у них остались языческие верования. Вот подошёл к этому святилищу, и за 3 минуты остановилось 2 машины. Водители подошли к святилищу, кинули в копилку монеты, помолились. Один из водителей подержался за висящую цепь, что-то приговаривал. Над цепью — окошко стеклянное, видимо, для снисхождения Высших Сил.

В этом же селе и ночевал. Старший в селе (а может, и староста) поведал, что время от времени содержимое копилки тратится на всеобщий праздник, на который приглашаются все… Там же в селе есть некое маленькое здание (как домик) для ритуальных регулярных собраний местных (видимо, не только сельчан), сначала хотел попроситься в нём спать, но тот же старший не разрешил. Но другой местный устроил в своём дворе в пустующий мини-вагончик.

Языческий надгробный камень в Северной Осетии

Такие вот надгробные камни встречаются в горах Северной Осетии.. Рисунки на камне ещё раз говорят о том, что в Алании народ не брезгует языческими традициями.

Древнее государство Алания

Сами осетины про себя (и своих предков) говорят, что в древности были великими воинами. И другие армии нанимали осетинов. Это также подтверждается интернет-источниками.
Алания — это было средневековое государство, где во главе были осетины… И осетины себя называют именно аланами. Имя Алан часто у них встречается, как Сергей нынче у русских.

То гос-во Алания (не путать с древней Албанией, коя 2000 лет назад была тоже на восточном Кавказе) простиралось на пол-Европы, как утверждают осетины. Однако, в интернете в общепринятых независимых источниках об Алании сказано, что её границы простирались лишь в 3-4 раза шире нынешних границ Северной Осетии.

Как обычно, многие люди слегка приукрашивают некоторые достоинства своих предков и нации… Один из приводимых доводов (местными осетинами, гордыми за своих предков) в пользу Алании, простиравшейся на пол-Европы, — это названия некоторых европейских объектов, оканчивающихся на «ДОН» (означает «место»)… Например — Лондон, река Дон и прочее. В Осетии тоже есть такие окончания в названиях поселений — Фиагдон, Ардон, Кармадон и т.д…

Продолжение осетинской повести будет в заметке «Владикавказ и Чиколинский район.»

Ну а список всех отчётов и рассказов про северный Кавказ находится по этому адресу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *