Продолжение сказания о пребывании в Чеченской республике. Предыдущая часть была посвящена селу Нохче-Калой, захвату в плен и доставку в Шаройское РОВД.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- В кабинете начальника полиции всей Чечни.
- Ужин с начальником в ресторане «Ёлки-палки».
- Потомки пророка Ноя.
- Грозный.
- Попытка вернуться в горы.
- Текст разбавлен фотографиями из разных годов посещения Грозного.
Итак, с горного райцентра Шарой везут в столицу по приказу начальника полиции республики. По дороге полно блиндажей (оставленных на всякий случай), военных передвижных постов и прочих атрибутов пост-военной обстановки.
В кабинете начальника полиции всей Чечни
Приезжаем в Грозный в кабинет к самому начальнику полиции всей Чечни (он же зам министра обороны Республики). Начинаем беседовать. В кабинете уже находятся ещё несколько всяких людей, они также параллельно задают вопросы.
Начальник читает доставленные ему бумажные дневники задержанного. Читает минут 15 смотрит карты (добытые у нарушителя спокойствия), потом говорит «Похоже, что наш гость действительно путешественник».
Вскоре (через минут 30-40) приезжают сотрудники ФСБ. Они по своим каналам делают запрос. Через минут 15 приходит ответ.. ФСБ-шник говорит «Чисто. Ничего него нет.»… Начальник — «Совсем чисто?»… ФСБ-шник — «Абсолютно чисто.»…
Начальник (явно правоверный муслим) далее говорит «Мог ли ты себе представить, что окажешься у третьего лица республики?!?!. Да, вот же как Бог распорядился. Устроил нам эту встречу. И устроил встречу именно вечером, уже как раз Солнце закатилось. Сейчас как раз можно начинать кушать. Ты сейчас едешь с нами на ужин в ресторан «Ёлки-Палки»».
Дело было в месяц Рамазан. Напомним вам, что месяц Рамазан у мусульман — очень священный и весьма особенный, и они (те, кто соблюдает шариат — исламские законы) в сей месяц не едят от рассвета до заката. А в Чечне большинство чеченцев соблюдает, это заметно.
И вот мы едем в машине Зам Министра ВД, с нами в машине ещё 1 молодой человек — похоже, личный телохранитель начальника. Едем в сопровождении ещё 3 машин (в коих чел 6-7), рюкзак покоится в багажнике одной из них. Это, видимо, правило почти без исключений (а исключения для членов семей начальника, наверно).
Также, имеется обобщающий доклад о полицейских и других силовиковских задержаниях (с употреблением в статье философских и психологических элементов).
Ужин в ресторане «Ёлки-палки»
Итак, заходим в ресторан «Ёлки-палки». Мы трое (те ,что приехали в машине начальника, включая его самого) идём в отдельную комнату. Остальные сопровождающие садятся в общем зале. Но один из них постоянно дежурит с автоматом на крыльце входа в ресторан (потом его также видел, когда выходил в туалет).. Всё очень серьёзно.
Начальник полиции имеет возраст всего-то 37 лет!. Уже в звании полковника. Заслужил этот чин в боях, имеет много ранений. И скорее всего, он — друг или боевой товарищ Рамзана Кадырова (который ныне президент Чечни), коий тоже примерно тех же самых 37-38 лет.
Разговор наш проходил, в основном, на религиозную и историческую темы. И говорил, в основном, зам министра (ну хотя бы, для соблюдения субординации). Ну религиозная беседа особо не отличалась от подобных бесед со строгими муслимами и мусульманскими проповедниками, постоянно желающими обратить их собеседника в ислам. Начальник рассказывал о преимуществах ислама и т.д…
А вот другая основная тема была про прошлое чеченцев. Сами они себя называют «НОХЧЕ» — два слова НОХ и ЧЕ… Нох — это Ной (тот самый пророк Ной, что построил Ковчег после Великого Потопа, а у муслимов всё это во многом согласуется с Библией), а Че — это потомки.
Потомки пророка Ноя
Итак, мы на территории потомков Ноя (вот только насколько прямых потомков?)… Когда-то они (по словам самих же чеченцев) были близки с армянами, и родина народа Нохче была далеко от нынешней Чечни. Эта история есть и в интернете, и потом в Грозном эту теорию подтверждали ещё несколько человек (а для чеченцев это истина, как для всех настоящих христиан истиной является то, что Иисус Христос — спаситель человечества).
И вот ещё, что запомнилось. Во время ужина начальник увидел симпатичную девушку-официантку лет 25, стоящую в коридоре. Она имели черты монголоидной расы (то ли узбечка, то ли откуда-то с тех краёв). Не местная уроженка, но работает здесь в Грозном. Наверно, по этой причине он попросил подойти. Она подошла. Оба чеченца, сидящие в нашей комнате, встали. Поговорили, она ушла, потом сели.
Оказывается, каждый уважающий себя чеченец встаёт, когда входит девушка/женщина. По крайней мере, так сказал начальник.
Наш ужин длился 2 часа. По окончании ужина они отвезли гостя в гостиницу, устроили туда, сами из своего кармана (и это было видно) заплатили 1000 руб за ночь.
Грозный
Теперь о столице Чечни. Официально — самый безопасный город России!!! (Официально!, правда, это со слов местных силовиков)… Но и самый напичканный вооружёнными людьми (охрана, полиция, военные). Безопасность не столько по причине огромного кол-ва оружия у органов власти, сколько по причине почти отсутствия воровства и прочего криминала.
В Республике продажа алкоголя разрешена лишь с 8.00 до 10.00. Вот так!.. Мусульман (при этом, действительно соблюдающих наказы их пророка) тут явное бол-во. И не будь Чечня в составе РФ, то, скорее всего, запретили бы вообще алкоголь. Тут нет никаких пивных баров, коих много в Дагестане, например.
На улицах и дорогах чисто, если не считать строек. А строится Грозный вовсю. Построили в 2008 году мечеть «Сердце Чечни». Очень красива внутри!. На входе стоит, конечно, металлоискатель, и на нём таблички о запрещении вноса в мечеть мобильника (что не удивительно, такое во многих местах) и оружия. Ибо, сюда приходят молиться много всяких охранников и прочих силовиков, кои постоянно и везде с оружием.
При входе в мечеть оружие (как и мобильники) они сдают в мини-камеру хранения. Вкладчику даётся ключ от неё, и он кладёт его в карман, а по выходе отдаёт и при нём открывают ящик с его пистолетом… Вся эта история с оружием наблюдалась и в 2011, и в 2017, и в 2019 годах.
На самом нижнем этаже (под молитвенном залом) вечером после молитвы все желающие могут вдоволь поужинать (и такое практикуется во многих больших мечетях в Чечне и везде, где живут муслимы). Всё бесплатно. Но на ночь не разрешают оставаться. Однако, разрешили в бывшей центральной мечети. Там спал вторую ночь.
Попытка вернуться в горы
Потом решил поехать в те горные районы, откуда привезли в Грозный. На границе Шатойского района (Шаройский ещё дальше) на стационарном большом посту остановили, начали проверять.
На просьбу позвонить зам министра (ну или, хотя бы, в полицию) не реагировали (ибо, это не столько полицейский, сколько военный пост, судя по солдатам). У них были большие подозрения.. Типа «Ты совсем не похож на туриста»… Позвонили в ФСБ. Те приехали из Шатоя. Они уже слышали про этого задержанного, но, на всякий случай, ещё раз для профилактики проверили.
Они (ФСБ) очень сильно настаивали на том, чтобы нарушитель спокойствия не ехал в горы в те районы. Ибо, там велика вероятность встречи с боевиками, да и сами же силовики могут по ошибке подстрелить пешехода. Похоже, что им лишние головные боли не нужны. Однако, едва ли боевики будут там по дорогам (где и стоят бол-во постов) появляться. Так и местные тоже говорят.
ФСБ-шники говорили примерно так «Запретить мы тебе не можем, но очень сильно просим не ходить туда». Даже пришлось разговаривать с их начальником по телефону… Bсё-таки (после нескольких минут торгов), решено не ехать туда, а уезжать из Чечни, ибо, особо больше нечего смотреть. На запад в Осетию.
Однако, спустя 8 лет я вернулся в горы Чечни, в коих провёл 15 дней, и проверок уже почти не было, и особо никто не напрягал.
Ну и последнее о Чечне. Один дядя тут на улице подсказал, что не надо называть слово «Чечня». Ибо, по его мнению, это всё равно, что фигня, муйня, и т.п.. А вот «Чеченская Республика» — это самое то!. Или на крайняк — «Республика Чечня». А по ихнему — Республика Нохче.
Также, большинство из читателей, наверно, не знают, что чеченцы ещё в 18 веке были христианами (как и их ближайшие родственники ингуши), и лишь потом, видимо, внезапно и массово стали принимать ислам, а те чеченцы, что хотели остаться христианами, пришлось уйти через в высокогорную местность Тушетия (ныне она в составе Грузии). И тушетинцы мне говорили, что их тушетинский язык очень схож с современным чеченским.
В шортах тут не ходят даже русские (живут немного тут), а уж чеченцы никогда не ходили. И появление на улицах города туриста в шортах и узбекской тюбетейке (взятой в качестве трофея из гастролей по Узбекистану в 2010 году) привлекает всеобщее внимание. Некоторые даже говорят, что лучше бы одеть брюки… Впрочем, так говорили и в Азербайджане.
А над центральным входом в музей видна надпись «С Новым Годом!», что было достаточно неожиданно увидеть, ибо чеченцы являются, пожалуй, в России самыми строгими мусульманами (в смысле, соблюдающими законы шариата), и не должны праздновать не ихний праздник по имени Новый Год. Но оказывается, среди них тоже немало таких, которые и НГ празднуют, и даже водку попивают.
Далее предстояло перемещение на запад. Следующая запись называется «АЛАНИЯ (Северная ОСЕТИЯ), 2011 год. Введение.»
Все эти статьи находятся в сборнике Северный Кавказ.