Предыдущее досье рассказывало про другие интересные старинные сёла Шамильского района: Телетль, Голотль и гору Седло. Теперь мы переезжаем на запад 17 км и (совсем чуток не доезжая до райцентра Хебда) поворачиваем на север круто в гору в селения Нижний и Верхний Батлух. До первого от развилки 6 км, потом до Верхнего ещё 3 км.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Антитуристический старинный аул Нижний Батлух.
- Моё обращение к нижнебатлухцам.
- Туннели в туристолюбивом селе Верхний Батлух.
- Видеоролики про описанные объекты.
Антитуристический старинный аул Нижний Батлух
Это, на мой скромный взгляд, самое антитуристическое село среди очень интересных селений в Дагестане. Конечно, есть и другие аулы Дагестана, где так же многие жители не хотят видеть туристов или путешественников-немусульман (например, известный аул Согратль в Гунибском районе или некоторые сёла в Цунтинском районе), но именно Нижний Батлух в моих глазах является чемпионом Дагестана по этому показателю. По крайней мере, среди интересных сёл, достойных посещения, а я посетил почти все такие сёла, потратив на Дагестан 6 месяцев за два летних сезона. Большинство встреченных мне в Батлухе жителей высказали мне недовольство моим присутствием.
Итак, про нелюбовь к туристам нижнебатлухцев я слышал днём ранее в Голотль, но также и то, что это интересное село со множеством туннелей, и стоит это всё на крутых скалистых склонах, и мне захотелось на это посмотреть. И эту нетуристоприимность я почувствовал на себе уже на самой развилке, когда долго стоял в ожидании попутки в село. Я бы и сам пошёл в гору, но было жарковато, да ещё с рюкзаком почти в 10 кг. По сему, встал в тенёк, и ожидал попутный тарнспорт.
Простояв около 1,5 часов, мимо меня проехало примерно 4 машины и не остановились, но это не страшно, а в целом почти нормально, может, им лень останавливаться или машина полная. Но также, в течение тех 1,5 часов ещё 4 машины остановились и водители, узнав про мои планы посмотреть их село и что я вообще типа путешественник (а для них это равно туристу, видимо), говорили, что у них в селе не хотят видеть туристов и что подвозить они не собираются.
Причём, одет я был вполне подобающе для мусульманской местности: на торсе майка, закрывающая плечи (это у меня всегда так), а на ногах короткие штаны (но это не шорты, поскольку сильно ниже колен).
Кстати, буквально в 50-70 метрах от развилки на Батлух на той же главной трассе есть ещё развилка в противоположную сторону — на юго-восток — в старинные и тоже интересные сёла Гоор и Кахиб, причём, там туристов очень много едет и практически все местные жители им рады (всё-таки, от этого кое-какой доход имеется).
Ну да ладно, в итоге меня подвезли до Батлух, большое спасибо. И во время 4-часового обхода улиц села несколько раз местные жители говорили мне, что не нужно фотографировать (хотя, людей то я не снимал) и что я тут вообще делаю. Одна женщина даже начала кричать на меня сразу же, подумав, что снимаю я с какой-то плохой целью. Интересно, а если бы снимало телевидение (а оно любит снимать интересные места), тоже была бы такая реакция?
Причём, Нижний Батлух населён последователями суфизма, и тут я, тем более, удивлён такому настроению местных граждан, поскольку суфии мне всегда казались более толерантными и дружелюбными к представителям прочих течений по сравнению с просто суннитами (хотя, суфии обычно также называют себя ещё и суннитами), и это правило почти всегда срабатывало и в Дагестане, но вот Нижний Батлух внезапно вырвался из этого ряда.
На западной окраине села есть кладбище, куда часто приходят-приезжают паломники. Там захоронены почитаемые люди. Видимо, суфийские шейхи. Возможно, это как-то повлияло на отношение местных к туристам.
А ещё, предположительно, на антитуристичность села повлиял тот факт, что в селе имеется большое медресе (учебное заведение, где учат исламским наукам), куда приезжают учиться со всего Дагестана. И вот, чтобы оградить учащихся тут детей от растления туристами, последним дают понять, что им тут не рады, и те побыстрее бы сматывали удочки и валили отсюда, а лучше бы не заходили вовсе.
В общем и целом, я отделался относительно лёгким испугом от встречи с туристо-ненавистниками и насладился брожением по старинному селу (хотя, по эффектности оно немного уступает аулу Телетль, который я осматривал на 1,5 дня раньше и в целом подольше). И ни в коем случае не жалею о случившемся, хороший опыт, я считаю. В конце концов, жизнь не может состоять только из белых полос, это было бы не очень интересно.
В Нижнем Батлух я обнаружил около 20 туннелей и много красивых видов на окрестности, зачастую прямо на выходе из туннелей, поскольку селение (точнее, его самая старая и интересная часть) стоит на скалистом хребте/мысе с крутыми (порой вертикальными) стенами.
Моё обращение к нижнебатлухцам
Я рекомендую вам поставить на развилке в ваше село плакат с надписью, где будет дано понять, что вы в своём селе не хотите видеть туристов. Дабы они знали заранее. Либо хотя бы написать на плакате, что нужно одеваться прилично согласно вашим критериям. Или нарисовать схематично, какие майки и штаны можно надевать, а какие нельзя. И что провоз алкоголя и сигарет тоже запрещён (хотя, тут смотрите следующий абзац).
Есть такая пословица «Хочешь изменить мир, начни с себя». Если вы, уважаемые нижнебатлухцы, за праведный образ жизни (по шариату или, скажем так, по исламским традициям), то рекомендую вам начать со своих же сельчан, которые курят и оставляют бычки от сигарет на главном майдане (да ещё близ центральной мечети!), а на это смотрят дети. Не порядок!
И конечно, я верю, что в целом вы, уважаемые нижнебатлухцы, люди хорошие и понимающие, поэтому, прошу меня понять. Поскольку я получил несколько эмоциональных всплесков в вашем селе и ещё на подъезде к нему, то вынужден про это рассказывать. Но вообще-то, я не очень эмоциональный человек.
По этому, мне не очень понятно, если политикой вашего села является нелюбовь к туристам, то почему в то же время вы были не согласны с этим тезисом, который я привёл в своём ролике в ютубе?
Тем же нижнебатлухцам, которые меня позвали в гости, я очень благодарен за гостеприимство! И также благодарю тех, кто всё-таки подвозил (вверх и вниз) и днём угощал едой. Спасибо ещё раз!
Кстати, по иронии судьбы (или точнее, по воле Аллаха), спустя почти 2 месяца уже в другом дагестанском районе (Ахвахском) я ночевал в медресе, где преподавателями работали (и наверно, работают и поныне) молодые люди из Нижнего Батлух! И они раньше уже знали про моё вторжение в ваше село, и какой переполох вызвал мой ролик в ютубе среди сельчан. Вот это был прикол! Мы потом ещё часа 2 общались за столом и обсуждали перепитии тех событий и обсудили другие глобальные темы.
Туннели в туристолюбивом селе Верхний Батлух
Дислоцируется оно в 3 км дальше и выше по ущелью, и оказалось тоже достаточно интересным, но в два раза меньше произвело на меня эффект (и времени на осмотр тоже в два раза меньше ушло — это 1,5-2 часа без перерыва), поскольку туннелей и прочих эффектных старинных моментов меньше в те же самые раза в два. Жителей тоже раза в два меньше по сравнению с Нижним Батлух.
И кстати, жители тут более нормальные в плане восприятия пришельцев. В Верхнем Батлух ни разу мне ничего не сказали против моего присутствия и фотографирования (как впрочем, в Дагестане вообще народ очень гостеприимный и туристолюбивый).
Как мне потом сказали два разных человека, в этих сёлах немного разный народ живёт, и даже диалекты их немного отличаются (несмотря на то, что всего лишь 3 км разделяет два села и нет хребта меж ними, а следовательно коммуницировать им не сложно совсем)… И может быть, даже предки Верхнего Батлуха пришли сюда с других мест, чем предки нижнебатлухцев. Хотя, сомневаюсь, что вернебатлухцы менее религиозны, нежели их соседи с Нижнего. И во время моего визита в центре села местные мужики строили новую большую мечеть.
Вообще, этот контраст Верхнего Батлуха и Нижнего мне напоминает аналогичный контраст между двумя другими соседними аварскими селениями: Чох и Согратль (его я в начале статьи уже упоминал), они в Гунибском районе. Если первое село почти всегда было лояльным к российским властям, то второе — полностью наоборот. И этот контраст я там тоже почувствовал на себе (мне даже в комментариях к моему ролику в ютубе про Согратль согратлинцы могут чего-нибудь эдакое написать).
Желаю всех благ жителям Верхнего Батлух и, конечно, Нижнего! До встречи))
А вообще, из Верхнего Батлух можно уйти на запад в Ахвахский район и там будут первые два села Изано и Кудиябросо, в коих язык сильно отличается от аварского.
А теперь видеоролики про описанные выше селения Нижний и Верхний Батлух:
Далее мы направимся в Хебда, откуда потом на ю-з в Келебский сельсовет (во главе селом Ругельда), про который и будет следующий рассказ. Там в наличии три достаточно интересных старинных села (два из них с многочисленными туннелями, а одно с древней башней, и всё это описано в докладе) и ещё рассказано про путь на вершину Темиргох (или поближе к ней, если дело происходит в начале лета, как в моём случае).
Ссылки на прочие мои проДагестанские выпуски и про весь северный Кавказ хранятся в соответствующем разделе.