Вторжение путешественника в Цунтинский район

Сюда в основную (или скажем так — титульную) часть района я пришёл из Бежтинского участка, который хоть и считается частью сего района, но всё-таки, это очень автономная территория, и скорее (де факто) является отдельным районом, чем частью Цунтинского (правда, последний вариант это де юре). В той предыдущей статье я и объяснил причины этих парадоксов. Ну что ж, переходим к «титульной» части Цунтинского района.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • От Генухского перевала по Богосскому хребту к вершине Балакури.
  • Особенности Цунтинского района.
  • Старинная архитектура в Цунтинском районе.
  • Столичная долина Цунтинского района.

От Генухского перевала по Богосскому хребту к вершине Балакури

Генухский перевал дислоцируется на высоте 2470 метров, и наречён так по имени ближайшего к нему аула Генух (он, кстати, особенный, о нём ниже в «столичном» параграфе. Близ перевала я провёл две ночи в пустом домике, являющимся перевалочной базой чабанов, уходящих отсюда с продуктами и животными дальше в горы.

А днём сгонял по Богосскому хребту (также я встречал ещё одно название у сего хребта — Аддала) на северо-восток в направлении пика Балакури (вымахавшего до роста 3736 метров), до коего, всё-таки, не смог добраться, поскольку последние 1,5 км были в снегу. Смог дойти до промежуточной вершины Малый Балакури (высота 3513), но если бы оказался на две-три недели позже, то скорее всего, снег бы уже растаял… Большая Балакури находится тут: 42.2099140N, 46.1153794E

 выход на Богосский хребет с Генухского перевала

Это в начале выхода на Богосский хребет с Генухского перевала. Далее иду вперёд около 5 км по этому хребту, в основном потихоньку наверх, но иногда чуток спускаясь или просто горизонтально.

Сюда также можно залезть и из сёл Бежта и Шаитли (находящиеся по разные стороны от хребта), просто подъём будет тяжелее. Но зато топать всегда вверх, а не с перепадами вверх-вниз, как в моём случае от перевала. Но эти перепады уже на высотах от 3000 и выше… Тропа (или некое подобие тропы) почти всегда идёт по хребту (по Богосскому), иногда чуть ниже его гребня. Местами там по бокам тоже встречались снежные пятна, а в одном случае даже озерцо, но оно, скорее всего, в августе исчезнет, поскольку растают питающие его снега… А был я второго июля.

На протяжении всего пути хорошо проглядываются территории и Бежтинского участка, и Цунтинского района. В некоторых местах можно спускаться (если склон не очень крутой) в ближайшие селения по обе стороны от хребта, правда, это займёт не один час.

Вид на Бежтинский участок с Богосского хребта

Вид на Бежтинский участок с Богосского хребта. Примерно в середине кадра виднеется часть посёлка Бежта.

Самые красивые пейзажи на пройденном отрезке Богосского хребта, конечно, ближе к Балакури. Там уже и снегов вокруг побольше, и горы поскалистее.
Фотографиями с того хребта я и украшу остальные абзацы оного доклада. Кстати, эта прогулка по хребту у меня была самой высокогорной в районе, и после этого высоко в горы тут уже не поднимался, чему виной были два фактора: часто стояла пасмурная или многооблачная погода (а на верхах гор пасмурность ещё больше, значит) и своеобразная пограничная ситуация в районе.

Ну и вот видео с того участка Богосского хребта:

Особенности Цунтинского района

Первая важнейшая характеристика: нет асфальта нигде в районе! Это единственный район в Дагестане без асфальта вообще (на 2023 год). В нескольких районах есть хотя бы в райцентре или частично на главной дороге. А тут вообще ни метра асфальта! Даже в райцентре, хоть и маленький он. Безасфальтность это одна из визитных карточек района. Даже в Бежта (которая де юре в подчинении Цунтинскому, а по факту не совсем так) асфальт есть хотя бы в главном селе.

Из-за этой безасфальтности многие машины (в основном те, что живут в сёлах Кедиро, Генух, Цунта, Гутатли) едут в Махачкалу в объезд через Бежта (то бишь, через перевал!), а не напрямую по главной дороге вдоль Андийского койсу, ибо в последнем варианте ехать словно по стиральной доске!

Ну и как вы уже поняли, через Цунтинский район можно проложить туристический маршрут по горному Дагестану на своём автомобиле так, что заехать с одного края, а выехать с другого. В таком случае вы увидите две самые красивые дороги Дагестана (правда, для посещения самых интересных сёл на этом пути придётся отъезжать в перпендикулярные ущелья).

с Богосского хребта на вершину Балакури и село Шаитли

Вид с Богосского хребта на вершину Балакури (справа), к ней я и иду. И село Шаитли слева внизу.

По моим наблюдениям, народ тут чуть реже зовёт в гости (но в основном я заметил это лишь в некоторых сёлах Цунтинского района, далеко не во всех мною посещённых), чем в других горных дагестанских районах.
Некоторые люди даже немного косо на меня смотрели и/или очень сухо отвечали на мои вопросы (словно не хотели общаться), что можно объяснить тем, что тут у людей остались какие-то обиды то ли на государство, то ли ещё на что-то (ну например, за отсутствие асфальта и очень пыльные дороги).

В общем, немного напоминает дагестанские сёла Согратль и Нижний Батлух в других районах. Причём, в Батлух живут суфии, и там, всё-таки была немного другая история.

с Богосского хребта в сторону Генухского перевала

Вид с Богосского хребта в сторону Генухского перевала (а за спиной вершина Балакури). Нахожусь на высоте 3460 метров… Пора уже идти обратно на перевал, ибо скоро закат солнца, и может повлечь трудности при спуске в темноте.

И вот есть такой факт: в Цунтинском районе (но тут я не имею ввиду Бежтинский участок) почти все жители это представители суннизма без добавления суфизма (вообще, почти все суфии считают себя также и суннитами, только у них уклон чуть больше в сторону мистицизма)… И в своих путешествиях (и не только) я обнаружил у суфиев (если брать в среднем) гораздо более лояльное отношение к другим верованиям, чем у просто суннитов (хотя у последних тоже бывают свои течения внутри). И с суфиями мне обычно приятнее общаться, когда речь заходит про духовные и религиозные темы. Например, соседний Тляратинский район тому пример.

 между Цибари и Терутли "Слава Аллаху!"

Иду по дороге между цунтинскими аулами Цибари и Терутли. Надпись на плакате (альхамдуллилах) переводится примерно как «Слава Аллаху!» и «Благодаря Аллаху!»… Хотя такие надписи сейчас можно встретить во всех районах Дагестана, как суфийских, так и несуфисйких.

Также, согласно некоторым источникам (тут я просто передаю информацию, полученную из других источников), примерно 300-500 мужчин из Цунтинского района ушли воевать в Сирию на стороне ИГИЛ, и многие до сих пор не вернулись (ибо по возвращении их ждёт, скорее всего, тюрьма). Короче говоря, цифра для одного высокогорного района очень большая. В дагестанских районах с преобладающим суфийским населением такие цифры вообще немыслимы.
И кстати, насколько я понимаю, во всех соседних дагестанских районах преобладают, наоборот, суфийские течения.

 озеро на Богосском хребте

Временное озеро на Богосском хребте на высоте 3180 метров. Через месяц примерно оно исчезнет, скорее всего, поскольку снега растают.

Почти все жители Цунтинского и Цумадинского районов считают себя дидойцами (цезами), но никак не аварцами. Они даже немного обижаются, что их когда-то (примерно в середине 20 века) причислили к аварцам, и так это закрепилось. Языки аварский и цезский очень разные (и в них почти нет схожих слов), хоть и принадлежат к одной нахско-дагестанской группе.

Причём, в самом Цунтинском районе, как я понял, почти нет (окромя уникального села Генух) больших различий между диалектами цезского (дидойского) языка, да и самих диалектов далеко не так много, как сёл. То ли дело в соседних Бежтинском участке или в Цумадинском районе, где чуть ли не в каждом ауле либо другой диалект, либо даже свой отдельный язык!

Кроме Цунтинского района на дидойских языках ещё говорят в аулах Хварши, Хонох и Инхоквари Цумадинского района.
Кстати, как я понимаю, диалектов аварского языка тоже очень много самых разных, иногда тоже мало схожих друг с другом.

Вид с Богосского хребта на вершину Балакури

Вид с Богосского хребта на вершину Балакури (её высота 3736). Нахожусь на высоте 3513 на пике Малый Балакури.

Старинная архитектура в Цунтинском районе

Вот с этим тут совсем не густо (если сравнивать с прочими горными районами Дагестана)… Интересных архитектурных экземпляров достаточно мало, я был даже немного удивлён такому факту. Но потом понял, что едва ли не главная причина этого заключается в том, что в 1944 году почти всех жителей района выселили в Чечню, так как всех чеченцев чуть ранее депортировали в Казахстан и Сибирь (из-за мало обоснованных подозрений в пособничестве фашистам), и те опустевшие чеченские территории надо было кем-то заселить.

Дома тех цунтинцев/дидойцев, не желавших покидать свои дома, могли даже поджечь, чтобы у домочадцев не оставалось выбора и они вынуждены были переселяться в дома чеченского народа. И даже если потом дидойцы вернулись в свои сёла (соответственно, после возвращения чеченцев в Чечню), зачастую своих домов они могли уже либо не застать, либо в очень обветшалом состоянии, так что большого смысла продолжать в них жить уже особо не было.

И так было не только с дидойцами, но и с некоторыми другими районами Дагестана. Получается, это тоже своего рода депортация или как минимум ссылка.

Дома в Сагада

Жилые дома в селе Сагада.

Большим исключением в интересном старинном архитектурном плане Цунтинского района является село Сагада, это самое близкое к следующему Цумадинскому району (возможно, потому оно таким интересным и осталось, что является самым крайним). Сагада однозначно самое интересное село в районе.
Ещё могло бы быть достаточно интересным селом Мокок, но в 2014 году его старая часть почти полностью выгорела в результате пожара.

 Дом с туннелем над ущельем в Цунтинском районе

Сагада. Дом с туннелем высоко над ущельем. В доме и сейчас проживают люди.

Столичная долина Цунтинского района

Так я называю самую населённую местность в районе, где в один ряд вдоль реки расположились пять селений. Из них два уже побывали административным центром района. Село Цунта и раньше им бывал два раза (попеременно обмениваясь этим званием с Бежта), а потом (наверное, в начале 1990-х годов) должность отдали селу Кедиро. Правда, недавно начался обратный процесс (интересно было бы узнать причины), и на 2023 год большинство административных офисов снова перенесли в Цунта, именем коего изначально в 1930 году и был наречён район.

Генух (иногда пишут Гинух). Это самое крайнее село и максимально близкое к перевалу и выходу в открытый космос Бежтинский участок и далее в Тляратинский район и прочие аварские. Одно из тех уникальных сёл Дагестана (всего их порядка 15-20, наверно), где есть только свой язык, употребляемый лишь в этом селе (ну может быть, некоторыми генухцами ещё в Махачкале или в других местах на равнине).

Хотя, сей Генухский язык и является родственником главному цезскому, но жители ближайшего села Кедиро мне говорили, что совсем не понимают гинухцев, и сравнивают их язык с немецким, дескать, настолько он труден для понимания и переваривания. В Генух я не останавливался, поскольку попутка завезла сразу в Кедиро.
В общем, это остаётся загадкой, как генухцы сюда попали и/или как у них так сложился свой особенный язык, при этом в 1 км в другом ауле говорят на совсем другом языке. Самые верхние дома в Генух расположены на высоте ровно 2000 метров, а все следующие по долине сёла довольствуются более низкими высотами.

 Богосский хребет

В правом краю снимка видна часть села, которое как раз в той «столичной» долине. Кадр сделан в начале выхода на Богосский хребет, с высоты примерно 3000 метров.

Село Кедиро. Стоит буквально в 1 км от Генух (а вообще-то, сейчас граница проходит уже в 10 метрах от крайних домов обоих сёл). В местном центре культуры есть мини-музей (но его могут перенести в Цунта, уж коли туда все административные офисы переезжают).

Я прошёлся по Кедиро и обнаружил несколько малоэффектных архитектурных экземпляров. Даже удалил сделанные пару фотографий, поскольку, на мой многое повидавший взгляд, не очень впечатляет. Да простят меня за это кедиринцы и цунтинцы. Впрочем, сами местные жители мне и сказали, что выдающихся старинных (или новых) строений у них в селе и во всей этой долине нет. Я им поверил, и следующие два села — Зехида и Цунта — прошёл пешком просто по главной дороге, никуда с неё не сворачивая, а дальше вниз уехав на попутке. Кстати, путь вниз (вдоль ущелья Рехю) местами оказался весьма симпатичным (где дорога идёт высоко над дном речки), но фотки сделать не успел.

В следующий раз переедем в другие места района: в том числе, в самый центр района (сёла Мокок и Цибари) и доберёмся до западной окраины и башней-призраков в Махалотли.

Остальные мои труды по Дагестану и всему северному Кавказу можно взять почитать на этой полке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *