Бесплатный ночлег в христианских/православных монастырях и церквях

С этой статьи начинается трилогия о возможных вариантах бесплатного ночлега в монастырях и прочих христианских религиозных заведениях, а также о других видах помощи, которые иногда с Божьей помощью можно получить в них. Ссылка на следующую часть трилогии по законам жанра лежит в конце оной записи.

Автор в предыдущую дюжину лет под видом путешественника и паломника посетил много религиозных мест, храмов, монастырей и прочих ашрамов (также есть отдельные статьи про ночлег в мечетях (там из двух статей) и в буддистских монастырях/храмах — преимущественно Таиланда.. Спал в них, кушал, иногда помогал по хозяйству (переводя дух от перемещений в пространстве), в итоге накопив никому не нужный опыт, которым решил поделиться.

Если сказать вкратце, то шансы на принятие пришельца сильно зависят от следующих важнейших нюансов:
1. Просящийся должен выглядеть (и одеждой, и лицом, и даже жестами) как приверженец этой же религии или приближенно к этому. У меня это обычно естественным путём получается (зачастую они даже не спрашивают какой я веры), ибо я сам по себе аскет и не атеист.
Впрочем, в некоторых монастырях их устав не позволяет брать на борт никаких пришельцев.

2. Мужской иль женский монастырь. У представителя противоположного пола шансов раза в 3-4 меньше, но тоже иногда вписывают. Например, в женских монастырях (или буквально за забором) могут жить мужчины, которые там выполняют мужскую работу.
Ну и в некоторых монастырях бывают спец приёмники (читай: кельи или помещения) для паломников, то есть, даже в женских монастырях принимают мужчин, и наоборот.

3. Чем дальше монастырь удалён от города и туристических мест, тем больше шансов. Ну тут такой же принцип, как и со вписками у местного населения.

Теперь более подробно:

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Введение в христианские понятия.
  • Описание христианских терминов (тоже о понятиях)… (Эти первые два пункта с достаточно философским уклоном, и их можно пропустить, перейдя к следующему пункту).
  • Что увеличивает шансы на предоставление ночлега в христианских заведениях.
    • Если вы другой веры или неверующий.
    • Как следует быть одетым.
    • Спрашивают ли паспорт.
  • Обязательно стоит отметить в этом списке и комментарий от читательницы Екатерины, он вышел очень большим и информативным.
Свечкоставляние в церкви Квирике (12 века) во время праздника Квирикоба.

Свечкоставляние в церкви Квирике (12 века) во время праздника Квирикоба, что происходит в Верхней Сванетии (Грузия) каждый год 28 июля. Сюда в этот день стекается очень много народу.

Введение в христианские понятия

Как многие знают, с повсеместным развитием капитализма многие священники и прочие верующие стараются не упустить шанса заработать на паломниках и организуют платные ночлежки и даже гостиницы при монастырях (особенно вблизи Москвы, Санкт-Петербурга). Ну что же, они имеют на это право, а судить нас всех будет сами знаете Кто.
Ну а в данном трёх-серийном романе речь пойдёт о способах бесплатного ночлега в христианских заведениях (в основном, в православных), а также о других видах помощи (кою могут оказать в оных организациях), но о них — в последней части сей трилогии.

Нельзя сказать, что я верую в Бога (равно как далеко и не супротив сей идеи и её приверженцев). Лучше уж сказать так, что скорее доверяю Богу, нежели верю в него.
В общем, отношусь ко всем религиям и их представителям достаточно лояльно и с уважением. Ну разве что, к воинствующим вахаббитам и прочим радикалам и воякам от религии отношение несколько иное.

Следовательно, по вопросам, касаемым христианства (и в частности православия и сопутствующих факторов), позиция автора сего текста достаточно нейтральна (как автору кажется, разумеется)… Тем паче, что он считает, что вера в какие-либо высшие силы обычно идёт на пользу и самому верующему (особенно в плане его психики), и обществу.

Распятый Спаситель на воротах в католическую церковь

Узнали Нашего Спасителя, во имя Кого воздвигаются многочисленные церкви и монастыри? Это на воротах в католическую церковь в стране Босния. Современное искусство к католикам несколько ближе, чем к православным. По крайней мере, это заметно на Балканах.

Возможно, что благодаря прочтению этих статей (или одной из них) кто-то действительно будет чаще проситься в эти заведения особого режима, и возможно, осядет в монастыре и/или примет христианскую веру. Ну а коли не примет, ну значит на то воля Всевышнего.

Также мне не раз встречались люди (совсем не бомжи, а имеющие работу и прочие статусы нормального гражданина), что хотели бы пожить в монастыре какое-то время (неделя-месяц), и спрашивали у меня, что там да как… Наверно, и кому-то из таких вот, желающих просто пожить или поработать в хорошем/необычном месте, будет полезен сей трактат… Но в любом случае, неисповедимы пути Господни.

 церковь помогает животным

Иногда церковь помогает не только человеку, но и животным. Например, этим овцам, зашедшим спрятаться в оную старинную полуразрушенную часовню (где иногда люди ставят свечи). Это близ села Енокаван в армянской провинции Тавуш.

В каком-то смысле этот труд ориентирован на читателя мужского пола, но не потому, что слово «человек» мужского рода. А потому, что сей труд написан с точки зрения и опыта мужчины (поимевшего опыт множества ночёвок в мужских монастырях).

Наверное, опыт женщины в данном вопросе был бы несколько иным. Ибо, женщин обычно не пущают в мужской монастырь на постой хотя бы на 1 ночь… Исключения обычно лишь в каких-нибудь известных и часто посещаемых монастырях, имеющих некие «помещения для размещения паломников». (А уж женский опыт ночлега в мечетях, тем более, был бы иным).
Однако, милым дамам тоже сей трактат может сгодиться, благо что правила в мужских и женских монастырях (особенно православных) достаточно схожи, на взгляд автора.

На хорватском празднике при католической церкви

На хорватском празднике при хорватской католической церкви в городке Чаплина в стране Босния и Герцеговина. В этом городке 90% жителей хорваты и в тот день был праздник с танцами, угощеньями… Ну а священник церкви дал мне приют на два дня, за что ему большое спасибо, как и всем остальным помогавшим.

Описание христианских терминов

  • Термин «православный» в этом тексте будет трактоваться в общепринятом смысле, как его обычно понимают большинство русско-язычных людей. Просто некоторые (например, представители и почитатели русского ведизма и/или язычества) трактуют сие слово как «правильный славянин» или что-то в этом роде (причём, не в контексте христианства, а в контексте их языческой или ведической философии, что вполне имеет смысл).
    Однако, РПЦ (Русская Православная Церковь) трактует сей термин как «правильно славящий». На международной арене православных христиан называют ортодоксами=ortodox (и сами греки себя так называют).

Когда в тексте будет написано «православные» или «верующие в ту или иную религию» или «приверженцы той или иной религии», то будут иметься в виду действительно верующие в их религию люди и совершающие какие-то молитвы и т.д., а НЕ этнические православные, мусульмане или представители других течений.

 необычный католический кафедральный собор

Такой вот необычный католический кафедральный собор в городе Баня Лука (страна Босния и Герцеговина).

  • Словосочетание «этнические верующие» будет употребляться (не только в этом тексте, но и вообще в текстах этого автора) в том случае, если говорится о том, кто является лишь представителем того народа, который на протяжении последних нескольких веков исповедует ту или иную религию. Однако сей представитель по факту не является таковым истинно верующим и соблюдающим сопутствующие обряды, а лишь автоматически записан как христианин, мусульманин, и т.д… (а некоторые даже совсем другую религию принимают, и от этого факта могут перевернуться в гробу их предки).

Например, я (родившись слявянином) автоматически учтён как «православный». И ещё 100 млн (или 120) славян, живущих в Российской Федерации, записаны как «православные». На самом же деле, как мы знаем, далеко не все являются таковыми, а по бОльшей части ишь этническими православными… Думаю, что в Беларуси и Украине подобная ситуация, а вот, например, в Грузии уже явно больше действительно верующих (в процентном отношении на душу населения).

Церковнослужители таких «этнических православных» считают НЕвоцерковлёнными. То бишь, неприученными к церкви и прочим религиозным ноухау. А те, кто ходит в церковь и соблюдает обряды, тот воцерковлённый православный, то есть, нормальный.

Ночлег в мужском монастыре

Вид с угловой башни Спасо-Яковлевского монастыря в городке Ростов Великий Ярославской области.

  • «Благословили что-то делать» или как вариант «Дали благословение на какое-либо действие» (в том числе, оставаться на ночлег, копать картошку, драить туалет) — может означать два варианта — «разрешили это делать» и «сказали, что надо это делать».
    А чаще означает нечто среднее между двумя этими значениями, ибо слово священника является святым (не зря он был посвящён в священники) и этот приказ редко подлежит обсуждению… А уж осудить его могут только более высшие церковные чины из епархии, коей принадлежит сей монастырь.
 коптский православный монастырь в Египте

Малая часть коптского православного монастыря Святого Антония в Египте. Для русского глаза такой пейзаж подле православного монастыря весьма необычен.

Примерно половина православных христиан — это довольно ревнивые люди насчёт их веры (например, по сравнению с буддистами, да даже и с индуистами). Как и большинство представителей других авраамических религий и их деноминаций, зачастую они не рады видеть на их территории человека, не разделяющего их взгляды. Вне их территории, разумеется, тоже не очень рады видеть, но «дома» ещё ярче это проявляется по моим многочисленным наблюдениям.

Особенно, если пришедший в православное заведение человек является русским/славянином, и по умолчанию «должен быть» православным и следовать религии своих предков (последних нескольких веков), но по факту не является таковым. И монастырские могут расценить это как «предательство своей исконной веры» (тут я, пожалуй, не буду углубляться в детали и расширять ваш и без того широкий кругозор).

Да, автор не является православным христианином, но периодически ночует в православных монастырях, церквях (не внутри церквей, а на их территории), церковных школах и т.д…
Не только в православных, но и в католических, протестантских, баптистских, и прочих христианских церквях. И не только в России, но и в других странах доводилось много раз ночевать в оных организациях. Равно как и в зданиях прочих религиозных течений.

"Скоропослушница" - это приход во имя иконы Божьей матери в Нижнем Тагиле.

«Скоропослушница» — это приход во имя иконы Божьей матери в Нижнем Тагиле на Урале, оккупировавший одну из квартир на первом этаже жилого дома. В этом маленьком приходе путника вряд ли поселят на ночь, но могут оказать скорую психологическую помощь (оттого он и назван «Скоропослушница»), указать на истинный путь к счастью.

Что увеличивает шансы на предоставление ночлега в христианских заведениях

Впрочем, многие описанные аспекты будут касаться и ночлега в учреждениях других религий и учений.

  • Просящийся на постой человек должен быть достаточно скромен. В смысле «скромный, благостный», а НЕ в смысле «бедно одет» (хотя, и одеяние имеет некоторое значение). Люди могут прочувствовать эту вашу скромность или её отсутствие, настоящую или показную/вымышленную. И в итоге могут просто не пустить, даже если места будут. В общем, важно быть скромным в своём поведении.

Разумеется, при определённом раскладе в каком-нибудь монастыре на ночлег пустят почти любого (из «любви к ближнему», так сказать). Но это лишь редчайшее исключение из правил.
Также, в данном случае в понятие «скромность» я вкладываю «НЕвысокий уровень эго»… Чем меньше проявляется (по крайней мере, при прошении на ночлег) в вас эгоизма (например, включая гордыню), тем лучше для достижения результата. При этом выглядеть жалостливо (например, умоляя о помощи) — тоже не самый лучший вариант.

Остаться на ночёвку в монастыре

Монастырь Моцамета (9 века) близ Кутаиси в Грузии.

  • Согласно моему опыту, при настрое на тезис «На всё воля Божья» (Вселенной, Абсолюта, или чего там ещё — нужное подчеркнуть) шансы сильно увеличиваются (причём, не только в поиске ночлега, но и вообще чуть ли не во всех экстренных ситуациях).

Это не означает, что не надо ничего предпринимать для решения своей проблемы (надеясь только на некую Высшую Силу). Это означает, что предпринимать стоит, но не следует раздувать значимость проблемы до космических масштабов.
Если что-то идёт не так, как тебе хочется, то наверно, можно предположить, что не только ты один достоин исполнения своих желаний.

И кстати, если бы Вселенная захотела, она раздавила бы тебя в два счёта. Так что, прими предложенное ею развитие событий и не ропщи.
(Вместо слова «Вселенная» можно подставить …., …., ну ты уже понял)

В церкви монастыря Алаверди в Грузии.

В церкви монастыря Алаверди в Грузии. На стенах видны остатки древних фресок/рисунков. В левом нижнем углу — трон для всегрузинского патриарха (и только для него), навещающего периодически многие важнейшие грузинские церкви.

Если вы другой веры или неверующий?

Если вы не православный гражданин (наверно даже если вы просто христианин, но какой-нибудь баптист), и вас не спросили о вашей религии/философии (а при устройстве на ночь спросить могут легко, если вы никак ещё не показали вашу православность), то лучше не говорить, что вы не являетесь их братом/сестрой по разуму, дабы не травмировать окружающих в сей момент вас людей.

При определённых раскладах могут дать приют НЕправославному (конечно, при условии, что он не будет агитировать принимать его веру или отсутствие оной, а будет скромен), но это как правило вдали от часто посещаемых мест, где местные не избалованы частыми наездами туристов или паломников.

Да и вообще зависит от устава монастыря и от его настоятеля. Или от священника городской/сельской церкви, куда вы припёрлись в надежде поспать.
Церковные люди бывают как достаточно фанатичные и ревнивые к своей вере, так и более-менее либеральные (но почти в любом случае считающие свою веру наиболее единственно правильной)… Но обычно попадались представители первого варианта, с которыми сложно что-то обсуждать на религиозную тему (да и не только на неё), не совпадающее с их давно установленным видением.

Заночевать в церкви монастыря??

В одной из церквей в монастыре Святого Антония (4 века) в Египте (кстати, вот отдельно про коптов-христиан в Египте). Поскольку монастырь древний, то и детали его сооружений ассимметричные и подчёркивающие древность.

  • Если вы выглядите как истинно православный христианин, то шансы на принятие в православное заведение увеличиваются (например, у мужчин приветствуется борода, у женщин ещё больше приветствуется подобающий строгий платок на голове, причём, не только при заходе в церковь, но и вообще на территории всего комплекса, включая каюты паломников, если вас туда определят).

Как следует быть одетым

  • Также крайне желательна скромная одежда (в смысле — не яркая и не вызывающая каких-то эмоций или сексуальных мыслей).
    У мужчин майки, как минимум полностью покрывающие плечи, и нормальные длинные брюки (если зайдёте в шортах выше колен, то даже в мужской монастырь могут не пустить вообще, а вот в церковь обычно пускают).
 в церкви монастыря в Ушгули

На входе в главную (но маленькую) молебную комнату в церкви монастыря в Ушгули (это в самом прекрасном грузинском регионе Верхняя Сванетия). Дверной косяк со старинной резьбой. Внутри комнаты старинные фрески. Женщины, как видите, все в платках.

У женщин обязательны юбки и чтобы блузка/майка/кофта были без декольте (по крайней мере, в монастырь вас в таком виде могут не пустить, а в церковь будет попроще пройти, Но на декольте могут очень косо смотреть). Брюки у женщин не приветствуются (на входе в церковь или монастырь часто висят юбки, которые можно одевать прямо поверх брюк, но потом надо бы обратно класть).

Сей пункт про одеяние намного меньше относится к другим христианским ветвям окромя православия (ибо православные традиции построже, нежели у католиков и протестантов/баптистов). Но почти в равной степени данный абзац относится и к поведению в мусульманских заведениях и прочих местах.

про обретение ночлега в христианских монастырях и церквях

Снимок сделан в Грузии.

  • Если вы на глазах у кого-то из служителей или сотрудников церкви или монастыря покреститесь и поклонитесь в нужную сторону, а ещё и приложитесь к святым иконам, мощам, крестам и прочим святостям (прикладываются губами и иногда лбом), то ваши шансы сильно повышаются.
  • Ношение крестика на теле под майкой (актуально в летнее время, когда на теле не висит много одежды, заслоняя верёвку) также будет говорить о том, что вы православный христианин. Иногда могут спросить «А крестик же вы носите?».
Что нужно для ночлега в церкви

В грузинском храме Джвари 4 века (это около Мцхеты) идёт процессия венчания.. Молодожёнам (хотя, они не кажутся молодыми) надели на головы по короне, и они стали как бы временно королями. Ну таковы уж их грузинские традиции… При определённом раскладе вас также могут попросить постоять на какой-то службе.

Насколько знаю понятия православных, даже если человек не их веры, то всё равно они считают, что будет лучше, если у сего иноверца будет крестик. Это будет беречь его, и впоследствии, дай Бог, подсобит на пути принятия истинной веры.
То же самое и в вышеупомянутом пункте с целованием икон и прочих святынь. Любая святыня сильнее любых демонических сил (как говорили мне некоторые священники). И следовательно, даже неверующий грешник путём прикладывания своих губ к святости несколько очищает себя. Вот.

  • Также какую-нибудь маленькую икону можно носить с собой в рюкзаке (типа открытки). У путников самый популярный святой — это Николай Чудотворец, у коего в числе прочих благодетелей ещё и покровительство путешественников (об этом мне иногда напоминают в церквях). В церквях мне часто икону Николая предлагали.
Различные мощи святых в одном ящике

А это технологическая новинка последних лет. В одном ящике собраны мощи (даже частицы мощей) разных святых из разных стран. Все мощи подписаны табличками… Некоторые паломники не только целуют сей ящик, но и фотографируют на память (возможно, будут целовать фотографию?, но наверно, всё-таки нет, а скорее на память). Также в наличии материал (в основном фотографический) о забавных могилах и кладбищах на Кавказе.

Спрашивают ли паспорт

Да, бывает и такое. Иногда просто на него смотрят (а порой ещё и записывают данные из него), а иногда и могут взять до утра. Это для надёжности, а то вдруг чего не так пойдёт, и «паломник» вздумает что-то украсть (например).
Впрочем, такое (что могут спросить паспорт и даже до утра) бывает не только в христианских или каких-то других религиозных заведениях, но и вообще при попытке устроиться на ночлег в какие-либо общественные или частные заведения/дома/сараи. Но разумеется, не всегда.

Также стоит обратить на 13-ый по счёту комментарий от Екатерины, которая написала очень много и совершенно по делу, поскольку (по её словам) раньше часто паломничала по святым местам. Находится её комментарий тут (должно открыться).

***

Следующую часть этой монастырско-церковной темы смотрите в статье об устройстве и уставе монастыря, об иерархии его жителей (от настоятеля до трудников), обрядах и об обязательных и не очень обязательных утренних/вечерних молитвах.

Также есть общий сборник ссылок на трактаты автора о различных способах малобюджетных паломничеств и путешествий (в том числе, о других вариантах ночлега)… В той же когорте дислоцируется и статья про автостоп (обычно сей метод передвижения используется далеко не богатыми путниками, периодически ищущими бесплатный ночлег).

15 комментариев

    1. Здравствуйте, хорошая мысль)) Одобряю, но разрешение дать не могу, поскольку не заведую ни одним монастырём))) Разрешение на это надо спрашивать у монастырского начальства.

  1. Без дома, с деньгами и работой проблема, хотела бы остановиться на ночлег, пару дней хотя бы.

    1. Попробуйте в женском монастыре. Возможно,вас оставят на большой срок, если будете выполнять какую-то работу. Да и чуток заработать можно в монастыре, если ваши навыки там нужны.

  2. Что ж вы, автор, такой злобный к православным, а на халяву пожить у них — не прочь?!)))
    Моветон, знаете ли…

    1. Елена, я совсем без какой-либо злобы отношусь к православным (или каким-то представителям других конфессий). У меня просто такое чувство юмора. Извините, если ввёл вас в заблуждение или чем-то обидел.

  3. Доброе утро!
    У меня сейчас не простая ситуация.
    У нас самоизоляция,а от моих соседей идет химический запах.Я открываю окна,на всю мощность включаю освежитель воздуха ,но мне это не помогает.Дышать дома не чем да и сердце ходуном ходит.Боюсь что на долго меня не хватит.Я каждый день дышу этой химией.
    Хотела бы пожить в монастыре для меня это сейчас единственный вариант.
    Я хожу в церковь ,прошу Бога помочь мне,читаю библию и жду чего хочет Бог.
    Я понимаю,что от меня сейчас ничего не зависит.Всю свою жизнь отдаю в его руки.
    Если есть такая возможность,дайте пожалуйста обратную связь.
    Что мне делать и где я могу обрести свое спокойствие,в каком храме или монастыре.
    И слава Богу за все,я знаю он свотх не оставляет.

    1. Здравствуйте!
      В это «пандемийное» время, думаю, будет трудновато попроситься в монастырь на постой. Поскольку церковные власти России в своих церквях и монастырях ввели примерно такую же самоизоляцию, как и по всей России, то и в религиозных организациях, скорее всего, откажут в вашей просьбе, так как они не ходят подвергать риску своих монахов и послушников (ведь, никто не даст гарантии, что вот такой-то человек на улице НЕ заражён вирусом).

      Попробуйте обратиться за советом в церковь (если такая сейчас где-то открыта, я не знаю) или найти телефоны священников или каких-то церковных или монастырских служб, позвонить им и узнать о ваших шансах.
      Желаю удачи и здоровья!

    2. Ионна Богословский монастырь находится в Рязани…

  4. Было бы хорошо если в статье была хоть какая-то информация. А так получается что каждый получит информацию во время своего жизненного опыта. Поверхностной информации (которую и так все знают) в интернете полным полно. Подобную статью можно написать. Не выходя из дому. Надеюсь меня поймут почему об этом пишу. Люди очень много тратят времени на прочтение статей, в надежде что статья всё-таки даст практическую информацию. Вот например я вместо того чтобы читать статью. И высказывать свои мысли. Лучше бы поспал. Утром выдвигаться в путь. За долгие годы я так и не понял. Как определять те места где пускают на ночлег., По этой причине решил узнать что пишут об этом в интернете

    1. Николай, вы хотите, чтобы я сам за вас пошёл и попросился на ночлег? Или мне надо было написать варианты фраз, с которыми обращаться к настоятелю церкви?
      Давайте уж, пожалуйста, сами попробуйте это сделать.

      Впрочем, вдогонку к своим первым словам и фразам в этом комментарии вы ещё добавили это:
      «За долгие годы я так и не понял. Как определять те места где пускают на ночлег.»
      Это весьма характерно в данном случае, как мне кажется.

  5. Иоанно Богословский мужской монастырь находится в Рязани. Я на этой недели поеду…если хотите можем встретиться…

  6. Как бывшая православная поломница не могу не дополнить по России.
    Вышло развёрнуто, но можно и не читать.
    Во-первых, прикидываться паломником, верующим, религиозным, кажется не хорошим делом, так как врать не хорошо(прям особенно не хорошо в церкви, это точно там никому не понравится).

    Так как проживание как правило заведено именно специально для паломников, то есть верующих, и это не ночлежка, то впрашиваться вписаться честно может оказаться сложнее, нежели временно стать паломником, хотя может быть достаточно просто проявить реальный интерес к этому месту, что может стать удачным компромиссом.

    Плюс явного непосвященного может быть в том, что не нужно в обязательном порядке участвовать во всех обрядах и мероприятиях. Тем более, что в некоторых из них это может быть запрещено. Но нужно обязательно выяснить, изьявить намерение соблюдать и действительно соблюдать те правила, которые именно для вас вам укажут в каждом конкретном месте, возможно, со своими нюансами и именно для вас(возможно, что в виде исключения). Например, на какие мероприятия обязательно ходить в вашем случае. Вцелом точно потребуется соблюдать общие правила проживания для всех паломником, а посещение богослужения всегда будет желательным, но не обязательным. Любой вопрос можно если что прояснить.

    Во многих, особенно крупных монастырях, размещением занимаются специальные службы, или специальный человек, гостиничный(ая). А вот настоятель там скорее всего никогда и не узнает, что вы у них побывали. Поэтому благословение настоятеля(настоятельницы) или их условных заместителей(такой должности нет) , этого добиваться как правило, в общем случае, не нужно. Разве что случай экстренный, а мест или возможности поселить нет. Хотя везде хоть чуть, но по-разному.

    Однажды для меня специально спрашивали благословения (разрешения) о ночлеге меня у настоятельницы потому, что я пришла уже после закрытия обители(вечером)(стопом ехала, не зная о расписании), потому привратник не знал, можно ли меня таки впустить(по режиму нельзя). Он сходил, спросил гостиничную, та решилась побеспокоить настоятельницу(хотя поздно) , и она(не видя меня и ничего не узнавая про меня) , разрешила.

    А было и такое, что за полночь зимой в другом монастыре гостиничная самовольно из жалости впустила меня, а это было не положено и я тоже не рассчитывала, собираясь дожидаться утра, а постучала так, на всякий случай, увидев свет. Она так и сказала, что сменщица её мне бы не открыла, мол тебе повезло. Очень добрая, чудесная была женщина, как потом оказалось.

    Так как везде немного свои порядки, достаточное условие:следовать местным правилам. Ну и по вопросу вписки, если она затруднена, я бы посоветовала обращаться к насельникам(ежели монастырь) например, к священникам, ну или простым монахам, либо монахиням. Они, если имеют расположение и время, лучше всего знают как и с помощью Кого лучше решить данный вопрос(тут нужно рассказать о себе, если есть проблема).

    Были случаи, когда за нас, добрые отцы(так называют священников) просили, после чего без ночлега не оставались. Так, в 2004 году удалось вписаться переночевать на Новый Афон, ребятам (неверующим) в самом монастыре, а девушкам — в паломнической гостице, хотя вначале был отказ, что монастырь никого вообще не принимает. Если священник имеет вес, или насеЕльник(тот кто живёт в обители, в любом чине, может не самом главном) вероятность что он что-нибудь придумает и договорится, Если Захочет, велика.

    Крестные ходы, богослужения, молебные и молитвенные правила на просто ночующих как обязательные как правило не распространяются. А чтобы пожить — уже нужно прояснять в каком качестве по каким правилам и на каких условиях именно для вас вообще это возможно.

    На врать тут о православности скорее всего в принципе не получится и вредно. И есть ещё престольные(в честь чего посвящён храм) или большие общецерковные праздники либо многодневные Крестные ходы, заходящие по пути в монастыри. В такие дни случается большой наплыв паломников, среди которых можно затесаться, можно сказать, не заметно.

    В такие дни, если возможности обители позволяют, паломников могут размещать скопом на ночлег на полу, (например в храме или трапезной), могут быть вкусные трапезы для вся и всех, и как правило не занимают на работах(послушаниях), хотя помощь в это время особенно ценна, нужна и приветствуется, именно как раз из-за обилия паломников.

    Вообще предложить одноразовую помощь вполне принято. Есть такие обители, где полагается освобождение от трудов в первый день по прибытии, или в первые три дня, и если дней жить один (или три) то можно ничего не делать. Но одноразовая помощь по собственному желанию всегда приветствуется и здорово окупается налаженными отношениями, а также это очень познавательно и не занудно.

    Если человек все равно завтра уезжает, скорее всего ему с радостью найдут необязательное дело,с радостью послав просто кому-то на помощь. Но конечно, может быть и эксклюзив, если прибыл специалист, коих всегда мало, или ловкий и сильный, или, например такой, кого можно отправить в город, потому что всем некогда, с простым поручением,попросив что-то купить, в качестве свободного от режима или предрассудков даже. (так мне доверяли купить блок сигарет для курящего трудника-водителя, помогающего женскому монастырю на таких вот условиях, или ощипать кур на подворье(естественно если я согласна) чего монахиням делать неприятно, но вот вдруг понадобилось), или сделать то, что всем надоело или никто не в состоянии(например с лестницы отмыть форточку у старушки, снять паутину с потолка на трех метрах высоты, и тд и тп, в общем самые благодарные в смысле, что за них очень люди благодарны оказываются, дела, как именно Помощь.

    В наше время индустрия паломничества сильно развилась. Не знаю, сохранилась ли практика повального размещения в наши дни в больших монастырях (раньше точно это было и в Оптиной Пустыни и в Троице-Сергиевой Лавре), так как типичным паломникам теперь настоятельно рекомендуют узнавать заранее по телефону или, наверное, через сайт, о наличии мест в бесплатных паломнических гостиницах, а возможно и заранее бронировать. И на этом основании могут жёстко отказать, если нагрянуть не спросясь — плюсы (или наоборот издержки) цивилизации.

    Тем более, что развилось полно платных паломнических гостиниц около знаменитых мест, куда и предложат отправиться, где в не праздничные дни места как правило есть. Но это может быть как недорогой хостел, что вполне удобно, так как религией там лично особо никого не загрузят (хотя сокамерники могут), лишь правилами поведения.

    Целование.. Вконце богослужения принято целовать крест(называется приложиться, что и нужно делать, а не целоваться с ним)), который священник специально выносит из алтаря и Вместе с тем, после, и к руке священника, которой он крест держит. Верующие выстраиваются в очередь и с почтением подходят приложиться к этому кресту, благоговейно целуя (прикладываясь) его и руку священника тоже.

    Такое же целование происходит и в другой момент службы, руки священника, после того как он помазывает всех освящённым маслом (не на каждой службе это). В быту также принято целовать руку священнику, после того как он человека благословляет.
    Принимаешь, в общем, в том или ином виде благословение и как бы благодаришь. Исходя из этого неверующему не то что руку, но и Подходить крест целовать, думаю, не обязательно, разве что очень хочется…? тоже касается и прикладывания к иконам, мощам, святыням прочим, это вообще по желанию, как знак прочтения, благоговения и желание получить благодать,прикоснувшись к святыне.

    Принято приложится к самым главным святыням, и как минимум поклониться им. Но есть таковые особо благоговейные люди, которые со всеми иконами пока не поцелуются, из храма не уйдут. Есть, кто ограничится поклоном, особенно ежели некогда.

    Принято кланяться и перед входом в храм(перекрестясь, конечно), и перед вратами в монастырь, перед тем как войти, или войдя или как выйдти или уже выйдя. Однако, если человек зайдёт и посмотрит на богослужении не крестясь и не кланяюсь, будучи не верующим, как турист, то ничего такого страшного в этом нет.

    Однако точно не стоит бродить по храму, разговаривать, постоянно входить и выходить без нужды Во Время богослужения, молебнов, проповедей — это неуважение. Хотя сами верующие нередко этим грешат, суетясь и решая свои вопросы, с них не нужно тут брать пример. Ну и также не всюду можно ходить как в храмах, так и на территории. Всегда все можно спросить, прежде чем с любопытством лезть.

    Если за «свечным ящиком» — это где принимают записки и продают свечки — есть человек,продавец или дежурный, то можно смело к нему обращаться как в справочную для начала. Однако не всегда все в рамках одного монастыря могут правильно ответить на тот или иной вопрос, бывают попадаются столь часТные мнения.., что не стоит и такому удивляться. Разьяснять спорное лучше именно у священника, или другого «старшего», как впрочем всегда и везде в обычной, светской жизни.

    Ну и нормальные, грамотные верующие всегда толерантны к пришлым как раз потому что понимают, что те не понимают и это нормально. Существовало такое явление, «церковные бабки», когда ревнители — суть Ревнивые! «бросались» на всех подряд кто казался им иным. Кто 10 лет в храм ходил и на него тоже «бросались» и священник их умирял с трудом.

    Поэтому с прихожанами надо вежливо, среди них весь спектр разнообразия людей как и всюду среди людей вообще и нельзя строить уверенных ожиданий, тем более что это открытый мир,меняющийся и состоящий практически можно сказать из нас. Тут более всего роль играет с обеих сторон воспитание обычное, больше ничего не нужно.

    Прихожане бывают как при обычном храме так и при монастыре, и попадаются сложные личности и сумасшедшие, которых знающие терпят, а новичкам могут запросто шокировать. Такие личности прибиваются в храм в первую очередь, так как это может быть единственное место, где их терпят. Поэтому встретить их частое явление, надо иметь ввиду.

    1. Екатерина, спасибо большое вам за столь подробный комментарий! Это пожалуй, самый большой комментарий их всех, что были опубликованы на моём сайте. Он даже сгодился бы на целую хорошую статью! Я даже ссылку именно на ваш комментарий оставлю в конце доклада.

      А вообще, соглашусь с вами почти во всём.
      Разве что текст ваш я отредактировал, но лишь разделил его на абзацы, поскольку глазам тяжело читать большой текст без выделения абзацев (это как по скользкой глине ходить в обуви с гладкой подошвой, а легче было бы с рефлёной).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *