Прежний выпуск был посвящён приключениям с полицией (и достопримечательностям) в другой курдской провинции Илам, находящейся южнее. Остан Керманшах является как бы срединным курдским субъектом (находясь меж двумя другими основными курдскими останами.
В Иране имеется ещё одна похожая по названию губерния Керман (то бишь, без окончания Шах), но только курдов там практически нет, а абсолютное большинство жителей — это персы.
-
СОДЕРЖАНИЕ:
- Город Керманшах и его интересности.
- Рельефы Бисотун.
- Курды-зороастрийцы.
- Дервиши-суфии в Иране.
- И ещё раз о религиях в Иране.
- Пещера Кури Кале.
Город Керманшах
(Kermanshah). Столица одноимённой провинции, населённой курдами на 90%. Город с населением 850 тыс чел. Имеется несколько интересных старинных мест и музеев. Пожалуй, самый привлекательный объект в городе — это Текке Моувен Ал Молк (Tekiye Moaven Al Molk).
Текке — это такое заведение, где суфии молятся или просто собираются для каких-то бесед. А иногда ещё и живут. Но в Иране суфизм нынче не в почёте, и некоторые текке просто закрыты или не функционируют в своём первичном назначении. Как например, и вот это текке, в котором сейчас музей. Экспонатов в нём, правда, очень мало, но зато очень интересные узоры на стенах и потолках этого комплекса.
На восточной окраине города есть место Taq-e Bostan, где в скале выбиты рельефы, датируемые примерно 500 годом до нашей эры.
Там же и парк у подножия скалистой горы, на которой потом было проведено следующие 5 часов.
Также в 30 км к востоку было посещено ещё одно подобное «рельефное место»:
Рельефы Бисотун
(Bistoon). Это поинтереснее, более разнообразно в плане рельефов, выбитых в скалах близ деревни Бисотун. Тут есть галерея в скале, где 2500 лет назад выкалывали из скальные блоки для строительства храмов и дворцов. Длина галереи — 130 метров, а высота около 40 м.
Курды-зороастрийцы
Потом вернулся в город Керманшах, где в сумме провёл 4 ночи в доме у местного человека. Его семья (родители и пять сестёр) не только не являются муслимами, но и никогда ими не были, как они поведали.
Как и многие их родственники (с коими повидался вечерами) они и многие их предки издревле являются почти зороастрийцами (огнепоклонниками), хотя, тоже сейчас уже не так сильно соблюдают традиции и верования. Самой зороастрийской губернией в Иране считается Язд (что в центральном Иране), но и в курдских провинциях на Иранском западе это ещё имеет место быть. Вообще, курдский народ является родственным персам (чуть ли не ближайшим родственником), и языки их схожи, и традиции, и менталитет.
Однако, ситуация в Иране такова, что режим достаточно строгий и свободы выражать свои религиозные предпочтения почти нету. Многие люди в Иране мне говорили, что если человек в регистрационных данных (и местных идентификационных карточках) записан как «муслим», то почти невозможно поменять в этой графе что-то. Подразделения на шиитов и суннитов в графах нет.
И если твои родители муслимы, а ты вдруг решил стать христианином, то это совсем не понравится режиму, и могут наказать. Многие люди говорят, что много людей сидит в тюрьмах лишь за любовь к свободе слова и мысли. Говорят, что некоторые дервиши (суфии) тоже сидят.
Дервиши-суфии в Иране
Кстати, забыл рассказать в предыдущем докладе, что мне в Иране довелось дважды побывать на собраниях дервишей. Сейчас навёрстываю и упомяну про один такой случай.
Это было в городе Dezful (Дезфул) в «иранском Арабистане». Туда привёл тот самый парень Эхсан, коий показал интересные места в городе и потом устроил в отель, где работает его дядя.
Снимки в этом заведении сделать не решился, показалось, что дервишам это не очень понравится. Как мне сказали, в Дезфуле есть 2-3 дома для собрания дервишей. В каждом разные группы (тарикаты), немного отличающиеся друг от друга по философии.
Дервиши пришли вечером на собрание, потом началась обычная мусульманская молитва (намаз) строго по обычному расписанию. Потом была церемония. Мы там долго не сидели. В сумме около часа. Пообщались с дервишами. Попили чаю. Эхсан был переводчиком.
Видимо, правительство в целом лояльно относится к дервишам. Хотя, и не сильно одобряет их выбор (или с их точки зрения, скорее недобор). Оно одобряет только шиитский вариант веры, который главенствует в Иране. Причём, арабы, азербайджанцы и курды тут в большинстве своём тоже шииты.
И ещё раз о религиях в Иране
Как поведали хозяева того дома в Керманшахе, где гостил 4 дня/ночи, они воспитаны были не в традициях мусульманства, а в традициях зороастризма и лояльного отношения к другим традициям и верованиям.
Но вот нынешнее иранское правительство не хочет воспринимать никакие другие варианты религий, окромя ислама, зороастризма, христианства и иудаизма (только они в Иране признаны официально). Две последних религии очень похожи на ислам, и по мнению мусульман, священные книги оных двух «путей к Богу» являются предшествующими исламу, но искажёнными.
В Иране запрещены другие храмы окромя оных четырёх религий — ислама, зороастризма, христианства и иудаизма. Тем паче, что все они тут существуют более тысячи лет. А зороастризм — это, вообще, самая древняя религия из всех указанных.
Один зороастриец поведал, что в Иране их 12 тысяч. Видимо, это только официально. На самом деле, похоже, что больше. Правда, многие из них, видимо, не строгие зороастрийцы. Все остальные религии и верования в Иране официально не допустимы. Хотя, конечно, турист имеет право на свои взгляды и верования, но создавать свой храм и, тем более, пропагандировать свою религию не позволено.
Храмы религии бахаи в Иране, вроде бы, как официально запрещены. Хотя, последователи бахаи в Иране имеются точно. Ведь, именно из Ирана пошла по миру в 19 веке эта религия.
Также в наличии досье об общих современно-персидских нюансах (там, в том числе, немного затронута тема и о местных религиях, и об этнографической составляющей).
Итак, после 4 дней пребывания в Керманшахе отправляемся на с-з 95 км…
Пещера Кури Кале
(Quri Qale cave). Считается очень длинной — 11 км, но для посетителей открыто лишь 500 метров в русле речки, текущей сквозь пещеру. Сталактитов мало, по сему, я провёл в пещере всего лишь час и 20 минут. А вот при большем количестве натёчных образований (которые для меня являются самой красивой составляющей пещер) мог бы провести в 2-3 раза больше.
На ю-в 40 км до Ravansar, от коего потом на с-в км 110 км до Санандаж, столицу следующей курдской провинции, на сей раз имеющей титульное название Кордестан (так на местном языке звучит слово Курдистан).
Список остальных иранских досье находится в соответствующем сборнике.