Курды-сунниты в Иране и провинция Курдистан (Кордестан)

Предыдущий отчёт повествовал о другой курдской губернии (остане) Керманшах. А сейчас переправляемся далее на север к немного другим курдам (но тоже иранским) в остан Курдистан (но по-местному и вообще по-ирански пишется и произносится Кордестан).

  • СОДЕРЖАНИЕ:

  • Город Санандаж.
  • Отношения курдов с персами. Впрочем, об этих курдско-персидских взаимоотношениях и религиозности иранцев я также рассказывал в двух прежних выпусках о курдских провинциях.
  • Демонстрация в честь дня Независимости Ирана.
  • Попытка внедрения в Иракский Курдистан из Ирана.

Город Санандаж — столица Кордестана

(Sanandaj). Столица провинции Курдистан. Интересных исторических объектов тут в Санандаж буквально несколько, и в целом не очень интересно. Но имеется «Дом курдов» (как музей) в старинном особняке. То есть, в Иране власть больше признаёт нац меньшинства, нежели в Турции, где такое название (будь то курды, а тем более Курдистан) пока кажется маловероятным.

Город меньше Керманшаха почти в 2,5 раза (340 тыс против 820 тыс чел). В обоих провинциях около 80% жителей — это курды. А в обоих столичных городах оных губерний курды составляют даже более 90% жителей (правда, это по рассказам местных, самих же курдов).
На эти две провинции приходится основная доля курдского населения в Иране. В двух других соседних провинциях Ирана, также прилегающих к Ираку, курды тоже имеются, но в более скромном количестве.

Почему же именно провинция с столицей Санандаж стала в Иране называться Курдистан, а не губерния с городом Керманшах? Политика иранского государства в этом плане нам осталась не известна. Возможно, наименовали так по той причине (хотя, может, это лишь одна из причин и вовсе не главная), что в этой провинции Кордестан почти все мусульмане — это представители суннитской ветви ислама, а вовсе не шииты (которые составляют около 80% населения в Иране).

А вот в Керманшахе муслимы в большинстве своём — шииты. Вот правительство, видимо, и обособило курдов-суннитов, дав им «титульное» курдское название, говорящее о том, что основное население остана — это курды.

Так охотятся в курдских краях

В музее одной из курдских провинций. Макет охотника. Так охотятся (или по крайней мере, охотились ещё лет 50 назад) в этих курдских краях. Подобные цветные щиты используются для маскировки, чтобы птицы и звери не заподозрили опасность.

Отношения курдов с персами

И как раз в остане Кордестан случаются иногда террористические акты. Говорят, что причиной тому являются радикальные муслимские группы (суннитского тoлка), не желающие жить в стране шиитов, но хотящие отделиться (впрочем, я тоже придерживаюсь этой версии).
Напомним, что в Турции проблема турецко-курдских трений куда существеннее, ибо курдов там раза в три больше.

Однако, в Турецкой республике почти все курдские сепаратисты (separate с английского переводится как «разделять») чуть ли не официально под крылом РПК (рабочая партия Курдистана), кои позиционируют себя как приверженцев коммунизма (а, значит, и атеизма, то бишь, они не за ислам).
То есть, персидско-курдские проблемы, кажется, не имеют особого отношения к турецко-курдским (кроме как самого желания отделения от страны). Возможно, так и есть.

В городе Санандаж провёл в итоге 3 ночи в доме у человека по имени Халед (хотя, можно произнести Калид, на самом деле правильное произношение — как бы усреднённое между ними). Это тот самый Халед, коий помог с ночлегом в городе Ахваз (что в
иранском «Арабистане»), где ночевал у его друга Мохаммада, а он на следующий день возил по интересным местам в провинции совершенно бесплатно.

На базаре в городе Санандаж

На базаре в городе Санандаж. Мужики колют сахар из белых заготовок, и тут же его продают.

И вот в Санандаже мы впервые встретились с Халедом. Он легко разрешил и у него погостить. И это длилось 3 ночи. За все 3 вечера постоянно встречался с его родственниками (дома коих буквально рядом), и они тоже сильно помогли кое в чём. С одним родственником мы наиболее сильно общались и ходили на гору близ города (вместе с его другом).

Ребята оказались сильно увлечёнными духовными делами. Особенно, интересуются учением Саи Бабы и «путешествиями души». и по их словам, уже есть успехи в тех путешествиях. Естественно, они о своих увлечениях особо не рассказывают никому, ибо, лучше будет, если представители власти не узнают об этом.

Да и вообще, почти все родственники Халеда не соблюдают шариат (мусульманские законы), кроме сестры, ибо, она замужем за серьёзным муслимом. Но тем не менее, это не мешает им всем вместе постоянно встречаться. За те 3 вечера был на всех трёх их родственных застольных встречах (в разных домах), ибо это были выходные дни плюс праздник (день Независимости).

И все они говорят, что не любят правительство. В Иране почти все те, кто не настоящий муслим, не любят правительство. А в курдских землях ещё добавляются этнические вопросы. И многие курды в Иране мне об этом говорили. Правда, в Турции сей меж-этнический вопрос стоит немного поострее.

Игра в некую игру на тротуаре в городе Санандаж.

Игра в некую игру (типа иранских или курдских шашек?) на тротуаре в городе Санандаж.

Демонстрация в честь дня Независимости Ирана

В один из дней в Санандаж застал сей праздник, и во время него прошёлся по главным улицам, наполненными демонстрантами. Как некоторые люди мне по секрету сказали, большинство этих демонстрантов вынуждены участвовать в этом мероприятии в добровольно-принудительном порядке, ибо являются гос-служащими и студентами в гос университетах. Даже дети были в рядах шествующих.

Фотографий праздника на всякий случай решил не делать, поскольку на тротуарах всех этих «демонстрационных» улиц стояло очень много полицейских, большинство с автоматами. Наверно, в этот день в Иране ни один полицай не отдыхал без особо уважительной причины. И при определённом раскладе у них могла появиться мысль, что фотограф (а по его лицу видно, что это иностранец с европейским лицом) является не туристом, а шпионом или журналистом (а в Иран въезд иностранным журналистам запрещён или как минимум нежелателен, и при запрашивании визы надо об этом помнить).

Даже на крышах домов стояли снайперы и другие полицаи. Особенно много их было вблизи трибуны, на которой собрались духовные и политические лидеры города и провинции Курдистан. Демонстрация упёрлась в эту трибуну, с которой понеслись речи.

Старинный курдский дом

Старинный дом в одном из курдских городов.

Также в наличии досье об общих современно-персидских нюансах.

От Санандаж двигаем на запад 140 км на границу с другим Курдистаном, на сей раз Иракским…

Попытка внедрения в Иракский Курдистан из Ирана

Граница с Иракским Курдистаном (15 км к западу от города Мариван). Иракский Курдистан является полу-автономным краем в составе Ирака лет как 10-15. И как я надеялся, можно пройти в этот Курдистан без «нормальной» Иракской визы, но с отдельной визой Курдистана. По крайней мере, такая возможность перехода со стороны Турции как-то практиковалась лет 10 (до войны с ИГИЛ), и виза выдавалась там на границе.

И была надежда, что и на этой границе дадут визу. Однако, тут не дают её иностранцам. А вот иранцы проходят в Иракский Курдистан без проблем, и, как говорят, бесплатно.

До истечения трёх-месячного срока пребывания в Иране (это после двух продлений виз) оставался в запасе лишь день, за который я успел доехать к северу до города Урмия (Урумийе), откуда уже рванул в Турцию.

Есть и прочие иранские секретные материалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *