Данная статья из рубрики «Советы начинающим путешественникам». Хотя, в каком-то смысле она ещё повествует о некоторых аспектах буддизма и структуре монастырей сего религиозно-философского направления, которое мне достаточно близко, и отчасти я высказался об этом в докладе «Выживание ума и тела в современных условиях».
А ещё у меня есть статьи про ночлег в православных монастырях и в мечетях — ссылки на них находятся внизу данной статьи.
Поскольку в буддистских монастырях и храмах Таиланда я провёл больше времени, чем в буддистских заведениях в других странах (по объективным причинам, которые опишу ниже), то буду в основном рассказывать именно о Таиланде… Буддизм в оной стране именуется Тхеравада (китайцы и тибетцы называют его хинаяна = «малая колесница», что для тхеравадистов может быть несколько обидным выражением).
Буддизм тхеравады также является очень популярным среди жителей Мьянмы (Бирмы), Лаоса, Камбоджи, Шри Ланки — в оных странах его исповедуют абсолютное большинство населения. Китайцы же (да и вьетнамцы) свой буддизм называют махаяна («большая колесница»), и он отличается от Тхеравады, хотя есть ещё такой вид буддизма, как Дзен, достаточно распространённый в Японии (по-китайски «чань-буддизм») и давно уже популярный в Европе и США.
В Таиланде я пробродяжничал в сумме 8 месяцев за 2007-09 годы, каждый раз по одному месяцу (в те годы там можно было находится без визы 1 месяц). Почти все ночёвки в Таиланде у меня были в буддистских монастырях (на тайском называется ват, что можно перевести и как храм, и как монастырь) — это более 200 ночей. При этом, в других странах в буддистских заведениях я гостил лишь около 100 раз суммарно.
Смело утверждаю, что за все эти прошедшие с тех пор годы информация (особенно по Таиланду) практически не изменилось (ибо, до сих пор периодически почитываю форумы путешественников и там даётся такая же информация по сему вопросу, что описал в данной статье и я).
Почти все приложенные в статье фотографии позаимствованы из интернета (в том числе, из википедии и особенно из фэйсбука), ибо, в годы странствий по Таиланду и прочим буддистским местам я не возил с собой никакого фотоаппарата.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Предисловие.
- Женщины в монастырях, и существуют ли монашки в буддизме.
- Как вести себя в монастыре.
- Сцены из ада в некоторых монастырях Таиланда.
- Как и когда нужно приходить в монастырь для прошения о ночлеге.
- Встать с палаткой на территории монастыря.
- Собаки в монастырях.
- Комары в монастырях и москитная сетка.
- Поход монахов за
трофеямиедой (могут и вас позвать, так что готовьтесь).- Трапеза в буддистских монастырях.
- В буддистских монастырях других стран Ю-В Азии (Лаос, Камбоджа, Бирма и других).
- В китайских монастырях.
- А также общие нюансы по поиску бесплатного/дешёвого ночлега.
- Гомосексуалисты в монастырях.
Предисловие о буддистских монастырях
На Кавказе и в Средней Азии (где проживают мусульмане) кто-то обычно поможет с ночлегом и либо пригласят домой путника, либо посоветуют куда-то обратиться, либо можно постучаться в дом, и с немаленькой долей вероятности пришельца как-то приютят. А вот в тех местах, где имеются буддистские монастыри, обычно нет таких великих традиций зазывать в гости иноземцев.
В первую неделю-две моего первого вторжения в Таиланде я неоднократно пытался обратиться к местным простолюдинам по поводу ночёвки, но они в абсолютном большинстве случаев отсылали меня в буддистский монастырь (а пару раз даже отвозили туда на своих мотоциклах). То есть, тайцы не очень гостеприимные люди (примерно как русские), но в целом очень добрые (доброта — это не совсем одно и то же с гостеприимностью). С тех пор я уже не пытался искать ночлег у тайцев в их домах, а просто узнавал, где дислоцируется монастырь, и направлялся туда.
Хотя, в последующие месяцы моих гастролей по Таиланду меня и приглашали несколько раз к себе домой местные люди (причём, пару-тройку раз это были не тайцы, а живущие там иностранцы, коих очень много в Таиланде), но я особо на это не рассчитывал. Ибо знал, что в абсолютном большинстве монастырей/храмов мне позволят заночевать… Надо лишь вести себя прилично и скромно, ну и соблюдать правила.
Также неоднократно я видел в монастырях и простых тайцев, ночующих там по причине отсутствия денег на гостиницу. Или студентов, приехавших в данный город учиться в местное заведение, но не имеющих жилья. И монастыри помогают таким небогатым людям.
Чуть посложнее обстоит дело в буддистских монастырях других стран (особенно в Китае, ибо чем строже режим, тем посложнее как правило), но всё-таки тенденция примерно такая же. Про обстановку в данном вопросе по остальным странам описано ниже в оной статье.
В буддизме Тхеравады считается, что каждый мужчина хоть раз в жизни должен пожить в буддистском монастыре (год или более) и попрактиковать практику медитации. Иногда в некоторых монастырях Таиланда можно увидеть много детей, живущих там, но при этом регулярно посещающих школу… Монастырей в Таиланде очень много, и их концентрация составляет примерно 10-20 монастырей на городок с населением в 100 тысяч человек (ориентировочно).
Женщины в монастырях, и монашки в буддизме
Тут ещё сразу же стоит упомянуть, что в буддизме Тхеравады монахами являются только мужчины. Монашек нет и, соответственно, женских монастырей тоже нет. Ибо, согласно постулатам Тхеравады, женщина имеет совсем другой склад ума в отличие от мужчины, и не может достичь просветления. И ей надо ждать реинкарнации в мужском теле.
Но есть центры для практики медитаций и випассаны, куда приезжают все желающие, вот там женщины и могут оторваться в просветляющих практиках по нескольку дней подряд и даже недель.
Следовательно, в монастырях Тхеравады (в Таиланде и других странах с этим видом буддизма) просящимся на ночлег женщинам далеко не везде позволят останавливаться на ночь (как и в Китайских мужских монастырях). Это будет зависеть от монастыря и его устава. А порой и от настроения настоятеля… Но вообще, мне пару-тройку раз доводилось слышать о таких случаях, когда путешествующая дама останавливалась в тайском монастыре
А вот в Китайском буддизме женские монастыри существуют и численно распространены примерно так же, как и мужские (или чуть меньше). И монашки так же стригутся налысо, как и мужчины-монахи. И вот я не помню, чтобы меня в китайских женских монастырях принимали на ночь. Может быть, один-два раза было , но вряд ли более того. А вот женщинам будет намного проще туда вписаться (что на жаргоне малобюджетных путешественников означает «попроситься на ночлег»).
Как вести себя в монастыре
Как и в любом обществе (где уже есть свои устоявшиеся традиции), в религиозных заведениях также рекомендуется вести себя прилично, уважая местные обряды, устои и правила, и не спорить с тем, что вам дают (или наоборот — не дают). По возможности благодарить за всё вам предоставляемое, и если что-то не устраивает, то не надо требовать что-то взамен, а следует очень скромно спросить про другой вариант, добавив нечто типа «но если не будет оного, то ничего страшного, и на том спасибо!»
При уходе из помогшего вам монастыря/храма обязательно следует поблагодарить предоставивших вам помощь, дабы оставить хорошее впечатление о себе, и чтобы на будущее в данном монастыре не закрывали двери для других малоимущих… Эту благодарность можно выразить, в том числе, и путём поклона по-буддистки (сложив ладони друг к другу), и это будет самой верной благодарностью (в знак уважения их традиций).
Причём, ежели в буддизме Тхеравады монахи вам не будут кланяться в ответ (ибо, согласно их понятиям — они на более высокой ступени), то монахи китайского буддизма запросто могут в ответ и поклониться таким же макаром своему гостю (разные типы буддизма имеют разные традиции).
Сцены из ада в некоторых монастырях
А следующие два кадра рассказывают о том, что может быть с теми, кто неправильно себя ведёт в жизни вообще. И за эти деяние попадает в ад, в котором его и ожидают такие вот пытки изображённые на следующих двух кадрах… Конечно, в буддизме понятия «ада» и «рая» несколько другие, чем в исламе или христианстве, но тем не менее.
Подобные сцены можно периодически увидеть в разных монастырях Таиланда (а точнее, на территории монастырей), но всё-таки в меньшинстве монастырей. Где-то показано очень много сцен (где грешников режут, пилят, раздавливают, и т.д…), а где-то лишь две-три сцены, намекающих о существовании жёстких (но справедливых) судов в потустороннем мире.
Как и когда нужно приходить в монастырь
В монастырях Тхеравады (впрочем, почти как и в китайских монастырях) монахи начинают ложиться спать в 21.30-22.00 (хотя, иногда могут и попозже — около 23-24.00). По сему, крайне желательно заявиться в монастырь до 21.00… Лучше всего до 20.00, дабы не беспокоить монахов своими движениями (ибо, вам же ещё желательно помыться в душе, и может быть, что-то постирать).
Если надо успеть что-то сделать до прихода в храм, то наиболее оптимальным временем считаю интервал 19.30-20.30 (в 21.00 уже может быть поздновато и даже рискованно, ибо в случае отказа в данном монастыре потребуется время для добирания до другого монастыря). Хотя, конечно, ежели вам больше нечего делать вне монастыря, то можете приходить хоть после обеда.
В китайских монастырях временные рамки для желательного прихода примерно такие же.
Встать с палаткой на территории монастыря
Это вполне реально сделать и без разрешения монахов и настоятеля, ибо в тайских монастырях заборы если и есть, то обычно низкие, и дверей в «воротах» либо нет, либо они не заперты (хотя, в Бангкоке ворота могут быть заперты, ибо это большой город с большой плотностью населения со всеми вытекающими). Однако, едва ли сей вариант с палаткой лучше опции поставить палатку за территорией.
Тогда уж лучше найти ещё более укромное местечко, где вас никто не увидит, и собак будет меньше или почти не будет (а про этих гавкающих написано чуть ниже).
Китайские же монастыри обычно более огорожены от внешнего мира.
Собаки в буддистских монастырях
В абсолютном большинстве тайских монастырей (особенно, если это не в глухой деревне) есть собаки (обычно не менее 5-10), коих там держат, видимо, в качестве охранников.
Собаки могут быть злые. Особенно, злые к незваным гостям, пришедшим в тёмное время (а в тех местах темнеет уже в 18-19.00). По сему, думаю, что очень мало шансов, что так просто удастся завалиться ночью и поставить палатку. Если сможете поставить, то собаки свою территорию периодически патрулируют, и скорее всего, обнаружат пришельцев. С соответствующими последствиями.
Впрочем, ежели вы припёрлись в тайский буддистский монастырь просить чего-нибудь (а не ставить там палатку), то не стоит очень боятся собак (ибо обычно они не очень крупные). Скорее, надо уважать их охранное предназначение.
Но желательно быть внимательным (собаки могут внезапно напасть сзади) и иметь палку для отпугивания, поскольку собаки боятся палку и камень в руке. Впрочем, даже если просто показать собаке, что «вот сейчас нагнусь и возьму камень с земли», то собака побоится подходить близко (если она не размером с волкодава, такие почти ничего не боятся, но и в тайских монастырях такие не водятся). Ибо хорошо знает, что камень может летать. И уж тем более, если камень будет уже в руке.
Но вообще, я также опубликовал материал о пастушеских собаках и их свирепости.
Комары в монастырях и москитная сетка
Однако, не меньшую проблему могут вызвать другие живые существа. Это комары… Они в странах Ю-В Азии (а также в Китае в близких к морю районах) водятся в огромной концентрации на квадратный километр. И даже в сухой сезон едва ли вам будет вольготно спать, если вы как-то не огорожены от этих летающих кровопийц. В храмах Таиланда зачастую на окнах спальных комнат стоят сетки, не пропускающие комаров. Но даже их наличие не всегда полностью спасает (ибо, они залетают через периодически открывающиеся двери).
По сему, при путешествии по Таиланду и остальной Ю-В Азии я очень рекомендую возить с собой москитную сетку, которую можно вешать над собой во время сна. Если человек раньше не видел такую сетку, то ему обычно трудно представить, что она из себя представляет.
Оная сетка должна крепиться за четыре угла (как показано на кадре выше) и быть таким образом подвешена над спящим примерно на 70-120 сантиметров (близкое к телу нахождение мало спасёт, ибо кровопийцы постоянно жужжат над жертвой, беспокоя своим шумом). Длина сетки обычно составляет 180-200 см, а ширина те же 70-120 см… Впрочем, если у вас нет с собой сетки, то в монастыре вам могут её дать на ночь, ибо запасные сетки обычно там есть.
Есть вариант пользоваться репеллентами, которые надо намазывать на тело или брызгаться. Но мне это очень не по нраву, ибо не люблю я химические вещи, да и хватает их зачастую лишь на пол-ночи (выветривается и стирается), а потом надо вставать и мазаться-брызгаться вновь.
Где спать в храме/монастыре
Если вам не дадут отдельную комнату, то могут положить в самом молебном зале со статуями Будды, алтарями. В этом случае для крепления сетки могут понадобиться длинные верёвки (ибо зал обычно очень просторный). Поутру в этом молебном зале вас могут разбудить молитвы (но это зависит от храма и его расписания).
Практически всегда в тайском буддистском монастыре место для сна будет на полу. Дадут коврик или циновку, на которых и придётся ложиться. Однако, пол почти никогда не бывает холодным, а иногда даже жарковато бывает, если помещение не проветривается, ибо в Таиланде климат весьма жаркий.
Также мне иногда давали место для сна в различных помещениях и даже на стоящих в них столах (если все другие комнаты заняты). Например, в очень крупном городе Бангкоке (где огромная плотность населения) в храмах также большая плотность живущих там монахов и прочих парней. И по сему, свободные места в монастырях далеко не всегда можно обнаружить.
Поход монахов за трофеями едой
В буддизме Тхеравады есть такая традиция, что утром (в районе 6.00) монахи идут за едой. Причём, обычно делают это босыми ногами без обуви… Могут и гостю предложить составить им компанию. Мне самому монахи неоднократно предлагали, и я тоже шёл. Сам процесс таких монашеских походов за едой можно регулярно увидеть в Таиланде и других странах с буддизмом Тхеравада (Лаос, Камбоджа, Мьянма, Шри Ланка)… Напоминает это именно поход за трофеями, по сему, я и хотел было назвать это так.
Итак, монахи идут по магазинам, рынкам (а если монастырь находится в какой-нибудь деревне, то подходят и к местным домам), и видящий это народ выходит на улицу (а некоторые специально ждут оного момента) и подаёт им еду, обычно уже заранее подготовленную.
Зачастую простолюдины после поднесения жертвы еды встают перед монахами на колени (ибо монахи считаются как бы «находящимися на более высокой ступени» по причине практики медитаций и лучшего понимания вещей), а монах за это подаяние читает молитву перед преклонившимся… Это можно расценивать как своеобразное разделение труда — каждый выполняет свою работу и делает свою услугу (как говорится — «кто на что учился»). И такая традиция существует уже веками.
Главный инструмент для сбора — это большой чугунный котелок, в который складывается всё съестное. А то, что не вмещается (а бывает и такое в наш изобильный век), то может складываться в дополнительную сумку, носимую монахом через плечо.
Ходят за едой монахи лишь раз в день по утру, но набирают сразу на завтрак и обед. Ужина у монахов буддизма Тхеравады не бывает. Хотя, им и не запрещено кушать вечером, но крайне не желательно, ибо, организм должен быть максимально отдохнувшим и выспавшимся перед медитацией, которая обычно происходит ранним утром ещё до рассвета (чем меньше в теле будет еды, тем лучше и быстрее оно отдохнёт за ночь).
Согласно буддизму Тхеравады, монах должен максимум времени посвятить успокоению своего ума. Следовательно, ему крайне нежелательно работать и даже водить любое транспортное средство (кроме велосипеда, кажется, но и то, насколько помню, двухколёсный друг мною был замечен лишь у монахов в бедных Лаосе и Камбодже)… И по сему, они не утруждают себя приготовлению пищи, а доверяют это простолюдинам. Которым весьма полезно сделать подношение монахам, встать на колени и выслушать молитву сего монаха.
Одно из редких занятий, допустимых для монаха Тхеравады, это подметание территории своего монастыря, ну и поддержание чистоты в помещениях. За более существенными деяниями я тайских монахов практически не видел.
Однако, в китайских, вьетнамских и тибетских монастырях монахи не шастают по улицам в поисках добычи. Там они сами себе её делают и варят (хотя, на продукты деньги у них имеются от пожертвований от простолюдинов), а в крупных и средних монастырях обычно даже специальные кухонные работники (и повара) готовят кушанье. Конечно, им за это платят деньги.
И упомяну мою статью про (Вкусную) и здоровую пищу (там про многие аспекты еды и воды).
Трапеза в буддистских монастырях
Завтрак монахов в тайских монастырях стартует чаще всего в 7.30. И заканчивают они трапезу до 8.00… Обед — обычно с 11.00 до 11.30… Перед началом трапезы и по её окончании монахи молятся.
Сначала всегда едят монахи, и только потом все остальные — живущие там студенты, работники и зашедшие на огонёк путники. Они как бы доедают оставшееся (не с тарелок монахов, а с подносов) — этот порядок существует почти во всех храмах Таиланда. В более бедных Лаосе и Камбодже (видимо, постепенно возвращающихся к своим традициям после правления атеистическо-коммунистических режимов) иногда все вместе кушают.
Как выше было сказано, у монахов тхеварадистского буддизма ужина не бывает. Даже фрукты не желательно потреблять, и они почти никогда не делают этого (по крайней мере, я практически не видел, окромя одного-двух раз, может быть).
Однако, заявившемуся в монастырь пришельцу монахи обычно легко предлагают имеющиеся у них в наличии съестные трофеи (добытые в процессе утренних завоевательных походов или же принесённые кем-то из прихожан, периодически посещающих храм и монахов и задающих им вопросы о смысле жизни и прочем возвышенном).
Почти всегда меня по пришествию в монастырь монахи спрашивали, голоден ли я, и в любом случае (даже если отвечал отрицательно) одаривали имеющимися у них фруктами, соками, печеньями, рисом и прочей трофейной едой. И думаю, что даже сыроед вряд ли останется голодным в тайском буддистском монастыре.
В буддистских монастырях других стран
В соседних с Таиландом государствах также есть буддистские монастыри такого же стиля тхеравада — это в Лаосе, Камбодже, Бирме (Мьянме) и Шри Ланке (хотя, последняя дислоцируется чуть дальше). В Малайзии монастырей тхеравада мало (в основном лишь на севере Малайзии, где компактно проживают тайцы).
Легче всего из оных стран (хотя, точно не легче Таиланда) вписаться в монастырь в Малайзии и Камбодже (окромя города Сием Рап, где очень много туристов, и наверно, многих из них бедных и также жаждущих бесплатного ночлега).
Чуть посложнее в Лаосе и Бирме. В первой из этих стран ещё правит коммунистический режим, и свободы не так много, в храмах могут ссылаться на полицию, запрещающую ночевать иностранцу (ибо, турист должен быть в более надёжном месте, и самое главное — зарегистрирован, что делается обычно в отеле).
В Бирме дело обстоит подобным образом, только там у власти военная хунта, тоже любящая закручивать гайки (справедливости ради следует заметить, что в Бирме с каждым пятилетием ситуация несколько улучшается, и нынче в целом там уже намного свободнее, чем 10 лет назад).
На Шри Ланке я не был, но думаю, что там тоже не так легко впроситься на постой в буддистский монастырь, как в Таиланде. Скорее всего, чуть сложнее — в силу специфики менталитета аборигенов, которые очень схожи с индийцами (по описаниям бывавших на Шри Ланке людей).
В китайских монастырях
В буддистских заведениях Китая и Малайзии (где 30% населения — китайцы) мне не очень часто доводилось вписываться. В самом Китае так сложилось в силу правящего режима и проводимой им политики. Которая гласит (как я понял при общении с полицейскими и монахами), что просто так иностранцу жить/ночевать в монастыре не желательно (а в некоторых трактовках было слово «запрещено»), ибо он должен быть зарегистрирован, что делается в гостиницах (примерно такая же формулировка, как и в других режимных странах).
Хотя, источники говорят, что в Китае отменили уже сей закон об обязательном проживании иностранца в отелях, но тем не менее, монахи могут до сих пор по привычке побаиваться полицию.
Всего же за 2006-10 годы около 50 раз я ночевал в китайских монастырях (буддистских и даосских, которые несколько близки друг другу по философии). Было несколько раз так, что когда в Китае я приходил в монастырь, монахи вызывали полицию, и те чаще всего не разрешали ночевать в храме. Иногда приехавшая полиция устраивала меня в гостиницу бесплатно (обычно чуть ли приказывая начальству, что надо поселить сего уважаемого иностранца, оказавшегося в беде).
Однако, это чревато потерей времени (правда, в любом случае интересно для опыта), и даже может закончиться высылкой из страны, как это случилось со мной в 2010 году… По сему, не советую сильно увлекаться доведением дел до полиции.
Также несколько раз монахи разрешали мне у них остановиться, не спрашивая разрешения у полиции (то ли на свой страх и риск, то ли они не знали установленных режимом правил). Но всё же это было редкое исключение из правил.
А в китайских храмах Малайзии (где 1/3 жителей — китайского происхождения) мне буквально раз 15-20 удавалось заночевать (несмотря на 7 проведённых там месяцев).
Общие нюансы по поиску ночлега
- Ночлег в селе проще найти, нежели в городе (в том числе, касается и монастырей в сёлах и городах).
- На окраине населённого пункта проще, чем в его центре (и эти два правила работают вообще почти во всех странах).
- Но это при прочих равных условиях! И исключения, конечно, тоже бывают.
Гомосексуалисты в монастырях
Да, как почти в любом сообществе, в буддистских обителях иногда попадаются и такие нестандартные элементы. Около десятка раз мне в тайских монастырях (и несколько раз в других странах) попадались представители этих меньшинств… Хотя, непосредственных контактов с ними у меня не было (спасибо Будде), но узнавались они по поведению и порой даже по подглядыванию за тем, как я справляю нужду в туалете или принимаю душ… Один раз (а может быть, дважды) посреди ночи меня также будил монах и предлагал сделать мне массаж (посреди ночи!).
Конечно, такое поведение в религиозных заведениях меня несколько удивляло (а кого-то запросто может ввести в шоковое состояние), ибо в монастырь же не идут по чьему-то принуждению, а добровольно (что подразумевает следование традициям, к которым никак не относится подглядывание за обнажённым телом, секс, а тем более с представителем того же пола).
В христианских монастырях и даже мусульманских мечетях такое тоже встречалось, но в гораздо меньшей концентрации, ибо в буддистских странах (особенно в Таиланде) гомосексуализм не так гоним и порицаем, как в упомянутых авраамических религиях (в некоторых исламских странах за это даже предусмотрено очень жестокое наказание).
И кстати, думаю, что только в Таиланде можно встретить такой огромный процент трансвеститов и прочих представителей нетрадиционной сексуальной ориентации (поскольку в Таиланде почти не бывает никаких гонений на них). По крайней мере, Таиланд в моих глазах является чемпионом по оному показателю, чему я не очень-то и рад, честно говоря, ибо мне приятнее видеть более здоровое поведение. Хотя, и не ратую за то, чтобы их всех (героев последних трёх абзацев) уничтожить. Тут в первую очередь надо лечить само общество, таково моё скромное мнение.
На этой ноте позвольте завершить повествование о буддистских монастырях и ночлеге в них.
Также у меня есть статьи про ночлег в православных монастырях (в трёх сериях) и в мечетях (там из двух серий)… В той же когорте находится и статья про автостоп (обычно оный метод передвижения используется далеко не богатыми путниками, периодически ищущими бесплатный ночлег).
Спасибо за интересный пост
Почему вы решили, что тайское общество нужно лечить? Все люди имеют право на самоопределение, самовыражение. Я рада, что в Таиланде люди не такие узколобые, и каждый человек тут может жить в гармонии с собой.
Татьяна, а где я написал, что «тайское общество нужно лечить»?
Я наоборот сторонник других ваших слов «Все люди имеют право на самоопределение, самовыражение»…. Хотя, практически все люди так или иначе хотят кому-то чем-то помочь, посоветовать и т.д… По сему, это очередная палка о двух концах.
Цитирую вас же: «Хотя, и не ратую за то, чтобы их всех […] уничтожить. Тут в первую очередь надо лечить само общество»
Да, действительно, я это написал))) Но добавил к этому такие слова «таково моё скромное мнение», что подразумевает, что не настаиваю на своём
Я вообще, достаточно либерален во взглядах на большинство окружающих нас вещей. И моя философия и отношение к жизни очень близка к буддистам. И думаю, что даже монахи стараются улучшить (то бишь, «подлечить») наше сообщество. Они же проводят лекции, рассказывают, молятся за мирян. То есть, вносят некий вклад в развитие общества, а не в деградацию.
И смею предположить, что большинство из тайских монахов со мной согласятся, что общество способно быть лучше. Что будет для всех лучше, если в обществе будет меньше потребляться алкоголь, табак и прочие дурманы, и т.д…
Но опять-таки, не настаиваю.
Уникальный опыт! Спасибо за такой подробный и интересный рассказ!
Высылка из страны за просьбу переночевать в храме? Неожиданный поворот!
А как Вы общаетесь с монахами? Жестами? Или осваиваете минимальный набор слов на местном языке?
Зачастую оба способа — и жестяной, и словесный (причём, относится к любой стране, где у меня с местным населением нет другого общего языка окромя ихнего), но когда уже достаточно долго нахожусь в какой-то стране (от месяца и дольше), то вербальный способ уже хорошо рулит.
Я всегда осваиваю минимальный набор слов на местном языке (на местном официальном в первую очередь, а так ещё бывают и другие местные языки в отдельных провинциях).
Ну в той истории с высылкой нельзя сказать, что власти были не правы. Это их страна и их законы (один из коих предписывает иностранцу путешествовать с деньгами и оставлять их в местной казне). И это надо уважать. Я почти в любых гостях веду себя как дома (почти без стеснения и проявляя много инициативы), но всегда помню, что я всё же в чужом доме, и тут есть свои правила.
Как все не просто 🙂
Хотя наверное я не стала бы ночевать там. Да и задерживаться в местах культа не очень хочется.
С практической точки зрения эта информация мне вряд ли пригодится, но вот почитать было интересно!
Да, конечно, я стараюсь не только для тех, кто может воспользоваться моими методами, но и вообще предполагаю, что прочим читателям также будет интересно.
У вас как всегда интересный и необычный опыт)
Я ни разу не ночевала в буддийских монастырях, но после Вашего опыта очень захотелось. В Ча Аме меня удивил один монастырь — там голова Будды лежала на траве, а монахи особо не ухаживали за территорией и курили. Это место оттолкнуло. Хочется остаться на ночлег там, где будет ощущение сакральности.
Я вас понимаю))) У меня чуток другой подход к жизни. Я считаю, что сакральность может быть абсолютно в любом месте. Ибо, если мир (предположим) сотворён Богом, то всё Божественно. И каждое место Божественно.
А если всё произошло (допустим) благодаря Большому Взрыву, то все элементы произошли из одной субстанции. И все они являются друг другу братьями и сёстрами. Но вот появляющийся эгоизм отделяет нас от ощущения единства (или от Нирваны).
Спасибо большое, очень интересный опыт!