Предыдущая серия повествовала о дальних окрестностях Екатеринбурга (юг Свердловской области). В этом выпуске расскажу о паре интересных мест к северу от «Уральской столицы» — Невьянске, старообрядцах области и о «Семи братьях» (так называется одна симпатичная скала).
Содержание:
- Невьянск и его наклонная башня.
- Старообрядцы в Свердловской области.
- Скала «7 братьев» (югу от Невьянска).
Невьянск и его наклонная башня
Невьянск — это один из самых интересных городов Свердловской области, и заслужил это звание в основном благодаря уникальной башне, стоящей под наклоном. Это аналог Пизанской башни в Италии, самой известной высотной наклонницы на этой планете.
А вот Невьянская наклонная башня, пожалуй, может носить титул самой известной уникальной башни в России, и официально признана самым известным строением на Урале. Она была построена в 1721-25 годах во время закладки местного железоделательного завода. Ещё во время строительства башня начала клониться (там, видимо, фундамент в одном углу начал проваливаться), но её не стали разрушать, а так и достроили, тем самым сделав её знаменитой.
Ныне в башне проводятся экскурсии (причём, весьма интересные) длительностью около 50 минут. Мне довелось побывать на такой прекрасной экскурсии, когда группу провели сначала снаружи, а затем по всем этажам внутри башни до самой колокольни наверху (там симпатичные виды вокруг), а попутно экскурсовод интересно рассказывала… Но без экскурсии попасть внутрь башни нельзя.
Также, близ башни стоит здание музея средней интересности (посвящено тоже башне). И буквально в 50 метрах ещё и церковь (а точнее Спасо-Преображенский собор) 1826 года.
Окромя этих объектов, в Невьянске (а все они расположены очень близко друг к другу) имеется ещё так называемый «Музей Невьянской иконы». Но на самом деле он не столько музей, сколько магазин по продаже икон, изготовленных в этом же помещении, ну и можно иногда посмотреть на сам процесс росписи икон (как бы мастер-класс).
И ещё есть «Невьянский историко-архитектурный музей», в коем во время моего визита была выставка старообрядческих аксессуаров. Выставки в нём периодически меняются.
Старообрядцы в Свердловской области
Этих старообрядцев с конца 17 по 19 век ссылали (а некоторые и сами уезжали в знак протеста) в разные отдалённые уголки Российской империи (за несогласие с нововведениями в церковных обрядах и правилах), и многие из них, в том числе, поселились за Уралом. Старообрядцы и поныне живут тут в Свердловской области (в разных её городах и районах), хотя в небольшом количестве. Лично мне пару раз попадались даже на улицах городов этой области.
Как гласит историческая справка, в Невьянске проживали староверы различных согласий — поморы (с севера России), «кержаки» (с реки Керженец), и даже «австрийцы» (приверженцы белокриницкого согласия, сформировавшегося в Австрии во второй половине 19 века)… Из оных согласий часовенное в Невьянске было наиболее многочисленным и живучим.
Основные различия между старообрядцами и «новообрядцами» заключаются в ритуалах (например, крестный ход у них проходит в разные стороны, старообрядцы крестятся двумя перстами, а не тремя, как ныне, и другие небольшие различия)… Да и имя нашего ихнего спасителя по-старообрядски писалось и пишется Исус (с одной буквой И). На прилагающейся таблице подробнее:
Среди старообрядческих атрибутов есть так называемая «лестовка», которая используется как чётки или для закладок в книги. Слово «лестовка» означает «Лестницу духовного восхождения от земли на небо, а также образ вечной и регулярной молитвы». Так было сказано в одном из описаний к лестовке в музее.
Впрочем, мне и в других музеях по Свердловской области попадались старообрядческие экспонаты — лестовки, библии и другие старообрядческие книги, и некоторые прочие причиндалы старообрядцев.
Кстати, у меня есть также пара статей про чуток других русских, сосланных на Кавказ: это молокане в сёлах Лермонтово и Фиолетово в Армении (и вообще на севере Армении), а также про молоканское село Ивановка в Азербайджане… В обоих случаях там речь идёт о молоканах, которые в абсолютном большинстве являются даже не старообрядцами, а почти баптистами или протестантами. Это такая разновидность ссыльных русских христиан.
Подручник в старообрядчестве — это квадратный коврик (в виде тонкой подушки) для рук и головы при совершении земных поклонов у этих самых старообрядцев. Размер стороны сего квадрата обычно в 30-40 см. Подручник условно делится на три части: лицевую (внешнюю), тыльную (нижнюю) и внутреннюю (среднюю). На лицевую часть пришивается религиозная символика в виде геометрических фигур неярких цветов, число коих обладает сакральным значением. Однако крест на подручниках обычно не изображают.
Скала «7 братьев»
Она дислоцируется в км 25-30 к югу от Невьянска, если двигать по трассе на Екатеринбург, и от неё ещё около 4-5 км топать пешком (ну или на джипе-вездеходе).
Скалы эти вертикально стоящие, общая длина их около 100 метров, высота самой высокой скалы =25 метров. В целом, мне кажется, чуток уступают скалам «Чёртово городище», которые дислоцируются намного ближе к Екатеринбургу и описаны в статье о ближайших интересностях к Уральской столице.
В 50 км к северу находится промышленный город Нижний Тагил, в коем имеется несколько крупных заводов, на территории некоторых из коих дислоцируется музей данного предприятия. И в 80 км на ю-в находится уникальное геологическое село Мурзинка с интереснейшим музеем, о коем рассказано также в докладе про Тагил.
Ну и также имеется список всех других статей про Свердловскую область и Российскую федерацию.