Предшествующий материал был посвящён соседним губерниям Диярбакыр и Батман (в составе которого древний подводный город Хасанкейф).
Ну а этот Мардинский край изобилует древними церквями. В основном, ассирийского происхождения (хотя, есть и армянские). Ассирийские в этих местах немного ещё действуют, но далеко не все. Ибо, сейчас тут осталось очень мало ассирийцев. А уж среди местных армянских древних церквей, кажется, ни одна не действует.
До гражданской войны (но турки это называют войной за независимость) на территории этой губернии обитало множество армян, ассирийцев и даже курдов-езидов (особенно в древних городах Мардин и Мидят).
Однако, в результате кровавых разборок почти всем им прошлось покинуть эти земли (а многие ещё просто погибли). А теперь тут живут в основном курды (заменившие ушедших), и чуток арабы. И нынче первые из них сами являются большой проблемой для турецких властей, поскольку требуют для себя повышения прав и желательно независимости.
И по сему, такое необычное название для этой статьи я выбрал специально по вышеописанным причинам. Раньше тут преобладали ассирийцы, теперь же курды, но в составе Турции.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Город Мардин.
- Древний город Дара.
- Ассирийский монастырь Дейр ул-Зафара.
- Город Мидят.
- Интересности в окрестностях Мидята.
- Монастырь Мор Габриель.
- Район Нусайбин (Nusaybin).
Город Мардин
(Mardin). Столица провинции Мардин. Город очень интересный и, можно сказать, для Турции уникальный в плане архитектуры. Дома с необычными узорами, хотя, в целомобщий облик старинных домов отчасти схож с обликом домов в других регионах Турции. Одно влияние чувствуется… Однако, религиозные сооружения (как мечети, так и церкви) тут достаточно отличаются от центральных областей этой державы. Причём, церквей невероятно много для города в Турции. По сему показателю, наверно, Мардин вне конкуренции в этой стране (но в большинстве случаев эти церкви маленькие).
Итак, в самом городе Мардин около 15 старинных церквей. Около трёх из них — действующие. И все они — ассирийские. И ещё раз добавлю, что по провинции разбросано ещё около 2-3 сотен церквей (порой 2-5 веков), но многие — в руинах.
Над городом на скале (и это самая высокая точка Мардина) стоит эффектная крепость, попасть в кою нельзя по причине занятости её армией турецкой. То бишь, она используется по первичному своему назначению, что в Турции бывает крайне редко. Обычно крепости открыты для граждан и туристов (хотя, порой это бывает за плату). Кстати, вот мой рейтинг интересности крепостей Турции (там же и про города).
Поскольку в интернете никто не отозвался на призыв о помощи в Мардине, то ночь провёл в интернет-кафе на стульях. Хозяин разрешил. На следующую ночь решил не оставаться тут, а вернуться через несколько дней. За это время посетил некоторые места, о чём будет рассказано чуть ниже.
По возвращению в Мардин ночевать устроился в дом к девушкам Тубе и Айлин (Туба отозвалась в интернет-клубе гостеприимства), кои живут в соседнем городке Kızıltepe (Кызылтепе), что в 20 км на ю-з от Мардина… В итоге провёл в ихнем доме 4 ночи совместно с колумбийцем Хосе, коий тоже сюда попал через тот же сайт.
В один из дней пребывания (а это было воскресенье, у этих девушек выходной) мы все вместе выехали с утра на учения… Поехали автостопом (девушки хотели попробовать этот вид передвижения, и заодно посмотреть старинное место, про которое я им поведал). Все вчетвером сразу и погнали. Хотя сначала предполагалось, что надо будет разделиться на пары (ибо сразу вчетвером крайне редко кто возьмёт). Это были у всех их троих первые автостопные учения, прошедшие довольно успешно.
Девушки впервые в жизни оказались в кабине грузовика. И довольно быстро поменяв 3 машины, мы за час добрались до…
Древний город Дара
(Dara Harabaleri = Dara antik kenti). Находится в селе Дара (от центров Мардина и Кызылтепе это на восток 36 км). Хотя, официально это считается не городом, а крепостью, построенной в 5-6 веках на месте деревни. И по факту это в древности стало небольшим городом с большим военным гарнизоном.
За крепость Дара велись ожесточённые сражения в 6-7 веках между византийскими и персидскими войсками, и несколько раз она переходила из одних рук в другие. А в последний раз была завоёвана арабами в середине 7 века, после чего утратила своё стратегическое значение и пришла в запустение.
Сейчас там на достаточно большой территории сохранилось много выдолбленных в скалах пещер, церквей, жилищ (все эти выдолбленности очень похожи на Каппадокийские), и много чего другого интересного. Например, мосты, подземная тюрьма, уникальные подземные резервуары для воды («цистерны»).
Также в наличии обобщающий очерк о древних городах Турции.
От Мардина на ю-в 6-7 км…
Ассирийский монастырь Дейр ул-Зафара
(Deyr ul-Zafaran, он же Mor Hananyo Monastery). Христианский монастырь. Построен в 5 веке на месте храма Солнца… Большой комплекс, ныне действующий. Это один из самых больших христианских комплексов в Турции. Когда-то тут была епархия ассирийской церкви.
Много туристов посещает сие христианское место. В день — по сотне и более человек. Продают даже билеты за вход — около 2-3$, что для действующего монастыря совсем не хило. Правда, деньги, кажется, собирает государство, ибо оно реставрировало сей комплекс. Но странника пропустили легко. Видимо, как паломника.
На восток 66 км…
Город Мидят
(Midyat). Городок сильно похож на Мардин по архитектуре, только в меньшем масштабе. Проведён был тут целый день. Старый город тут базируется на восточной окраине Мидята.
Тут тоже много церквей, причём в старой части города их, наверно, больше, чем мечетей. Самым большим является, пожалуй, монастырский комплекс святого Абрахама (Mor Hobil — Mor Abrohom Manastır).
В Мидяте долго не находился ночлег. Все мечети были закрыты. Наконец-то на окраине Мидята нашлась одна мечеть, не запертая, где и улёгся. Рано утром пришедшие на молитву мусульмане спросили странного лежачего человека, не беженец ли он из какой соседней страны. Получи в ответ, что из России, то оставили в покое.
Интересности в окрестностях Мидята
Монастырь Мор Габриель (Mor Gabriel manastırı), находится в 22 км к ю-з от Мидята… Большой монастырь 4 века. До сих пор действующий — один из немногих в этих краях (и пожалуй, самый главный монастырь в этом Мидятском районе). Сюда тоже заезжают туристы и паломники. Разрешили спать в монастыре ночь.
А если продвинуться от Мор Габриэль ещё на пару км восточнее, то в деревне Гюнгёрен (Güngören, а по-сирийски это Кафарбе) можно обнаружить церковь Мор Эстефанос весьма большого размера, хорошо отреставрирована и скорее похожа на крепость. Правда, я не посещал сие место, а сужу по фотографиям.
- Нижеследующие описанные объекты мне не удалось посетить, но я знаю информацию о них из достоверных источников.
В деревне Барыштепе дислоцируется древний монастырь Мор Якуп, то бишь, святого Иакова (Barıştepe Köyü Mor Yakup Manastırı), несколько лет назад сей ансамбль отреставрировали.
В селении Избырак (İzbırak), находящемся от Мидят в 21 км к с-в, есть десяток интересных старинных построек, в том числе монастырь Заз (вроде бы, уцелевший, но ныне недействующий и обычно запертый) и ещё, кажется, церковь.
Если двигаться из Мидят в Нусайбин, то согласно некоторым источникам, где-то дислоцируется большой древний монастырь Мор Малке (т.е., имени какого-то Малке, также внесённого в список ассирийских святых).
Район Нусайбин (Nusaybin)
Этот город находится уже на границе с Сирией. Поскольку горы остаются к северу от Нусайбин, а южнее только равнина (иногда с холмами), то это можно назвать северным краем древней области Месопотамия.
Если продолжить двигаться из Мидят в Нусайбин, то не доезжая до последнего 7-8 км будет селение Калечик (Kalecik), дома в коем стоят на скале и под ней. Смотрится достаточно эффектно.
Вообще, турецкое слово Kalecik можно перевести как «Крепостишко». И с таким названием я видел немало поселений, в коих есть крепость.
В самом же Нусайбине на южной его окраине (буквально близ сирийской границы) есть старинная церковь Мор Якуп (Mor Yakup Kilise). Это значит имени святого Иакова. Несмотря на близость границы, в церковь обычно пускают (разумеется, днём), там есть смотритель. Где-то поблизости должны быть ещё остатки древней школы.
К востоку от Мардинского ила расположен ил по имени Ширнак (Şırnak), тоже преимущественно курдский.
Это был один из выпусков про остатки Османской империи.