Термины «автостоп» и «на попутках» — это чуток разные вещи или 100% одинаковые?

Эта статья не столько в качестве совета начинающим автостопщикам (поскольку расположена в сборнике «Советы путешественникам»), сколько размышлизмы по поводу понятий, что в принципе применимо к практике.

Согласно представлениям одних людей, «автостоп» и «на попутках» — это несколько разные понятия. А по мнению других, никакой разницы между ними нет. Ниже я попробую высказать свою точку зрения. Сразу скажу, что она ближе к первому варианту (что небольшие различия в понятиях есть-таки).

Термин «автостоп» — это в подавляющем большинстве случаев более солидное знание нюансов данного предмета (причём, у некоторых «задвинутых стопщиков» туда же входит и поиск ночлега, и прочее «ориентирование на местности»), а «на попутках» — у большинства русско-язычных людей нынче, как мне кажется, ассоциируется с неким перемещением между сёлами, или же на расстояние максимум 100-200 км.

Приведу аналогию с телефоном… 50 лет назад были телефоны только с проводами, и людям трудно было представить, что в будущем появятся телефоны мобильные, без всяких проводов, и пользоваться коими можно будет везде, где установлена передающая/принимающая антенна-вышка (а теперь ещё и через спутник можно).

Нынче же в русском языке есть чёткое различие между словом «домашний/городской телефон» и «мобильный телефон». Возможности их разные, но общее предназначение одно — общаться с человеком, расположенном очень далеко от тебя… Только по мобильнику ты общаешься, находясь везде (на работе, дома, на улице, в машине), а вот по проводному/городскому телефону получится только там, где подведён к нему провод.

Слово «телефон» — объединяет эти два понятия, а возможности использования оных предметов — несколько разные. Примерно то же самое с «автостопом» и «на попутках» (вроде бы, смысл слов схож примерно на 99,1509%)… Подчёркиваю, что это только аналогия. Впрочем, аналогия применяется практически в любом размышлении о любых вещах (или скажем так, в любом более-менее сложном размышлении).

До 2003 года я знал, что можно ездить на попутках (именно «на попутках», а слово «автостоп» в моём лексиконе практически отсутствовало, а может быть, я даже и не знал значения его слова), и несколько раз даже ездил в сельские районы за 100-200 км, ибо опаздывал на рейсовый транспорт или на служебный в командировку.

Но я не мог представить себе, что много людей таким способом ездят не только по всей России, но даже и по другим странам. Как впоследствии я понял, они же реально путешествуют, только с гораздо меньшими финансовыми затратами, чем обычно считается!!!

И вот в 2003 случайно встретился с человеком, проехавшим автостопом (он мне так и сказал — «автостопом») по нескольким городам/областям центральной России, затратив на это меньше своего среднестатистического расхода в обычной жизни.
Меня это очень заинтересовало, и следующим летом решил попробовать, надо было только морально и информационно подготовиться. Однако, кроме самой техники автостопа не меньше волновали вопросы ночлега и питания.

И летом 2004 я в первый раз выехал в путешествие, и в итоге меня слегка занесло — вместо планируемых 2-3 месяцев домой вернулся ровно через 100 дней уже в середине октября, причём, мог бы и подольше, если бы не наступающие холода. Так я стал стопщиком.

Наверняка, если бы знал раньше про возможность путешествовать автостопом, то начал бы и раньше лет на 10, ибо с детства тянуло к изучению географии, расположению всяких объектов на картах, к геополитическим вещам, различным культурам и биологическим формам жизни. Да и в детстве любил один бродить и кататься на велосипеде по всему своему городу Уфа.
Впрочем, не вижу повода печалиться по поводу «позднего своего созревания».

Ну так вернёмся к нашим баранам обсуждаемым понятиям.
В первые 2 года (а точнее, лета) странствий я много раз вписывался (что со слэнга автостопщиков переводится как «находил приют») в церквях/монастырях, часто говоря, что паломник (что вообще-то было правдой — я действительно посещал много святых православных мест, хотя и никогда НЕ был христианином, однако, старался избегать прямого вопроса «Ты христианин?», ибо не люблю врать, но тут мы опустим этим детали).

Общаясь со священниками/монахами и простыми верующими людьми, я заметил, что термин «ездить на попутках» у них как-то намного ближе к образу православного малоденежного/бедного паломника, нежели термин «ездить автостопом».

И автостопщики в глазах верующих и священников ассоциируются именно со всякими путешественниками, перемещающимися на попутных машинах, и коих развелось немеряно, ибо модно. Так уж мне показалось из общения с ними. И я предпочитал говорить, что передвигаюсь на попутках.
Но в беседах с более приземлёнными менее верующими людьми я обычно гордо говорил, что езжу автостопом, а не то, что на каких-то там «попутках», ибо это деревенщина какая-то, непродвинутое понятие.

Вдобавок

Есть забавная статья «Десять километров за копейку. Автостоп в СССР» (об автостопе в Советском Союзе 60-70-х годов, там в статье даже видео есть), одну из первых фраз из коей мы предлагаем вам ниже:

Одними из первых для жителей СССР автостоп «открыли» Ильф и Петров, описав явление в своей книге «Одноэтажная Америка». Интересно, что спустя три десятка лет после выхода книги в Союзе решили развивать автостоп на государственном уровне — с членскими билетами, атрибутами и конкурсами передовиков.

Ещё весьма шуточная статья про автостоп на сайте Луркоморе, написанная в качестве описания сути автостопа, но с огромной долей сарказма, иронии и шуток..

 

Вообще, думаю, что почти каждый, кто не мало поездил стопом, имел опыт передвижения на всяких тракторах и драндулетах. Особенно много шансов покататься на странного образа драндулетах (и очень громко тарахтящих) в таких «высокоразвитых» странах, как Лаос, Вьетнам, Индия (где даже не обязательно заезжать в сельскую местность, чтобы застопить какой-нибудь драндулет). У меня такой опыт езды на тракторах и им подобных механизмах был не один десяток раз (на вскидку так порядка сотни).

Также с подвозом на живой силе

В бедноватых странах имеется больше шансов подвезтись на каком-нить осле, ишаке, лошади, верблюде.
На ослах-ишаках мне доводилось раза 3 гонять (на короткие расстояния, но всегда это было при крутом подъёме на гору, куда шёл сей животный, гружённый оседлавшим его хозяином, а вниз с горы ишак будет загружен молочными продуктами, или ещё чем, выращиваемым там на верху).
Практически всегда хозяин живности по своей инициативе предлагал подвезти, сам спрыгивал с ишака, садил пешего с рюкзаком, а сам шёл впереди, ведя эту повозку на поводке (водить животных я не умею).
На лошади тоже было раза 3. На телегах, запряжёнными лошадьми или коровами/быками, раз 10-20 катался.
В горах Карачаево-Черкессии в 2012 году хозяин сего коня сам предложил проскакать на нём вверх в гору. Снимок сделан уже в самом конце пути на высоте около 2400 метров.

В горах Карачаево-Черкессии в 2012 году хозяин сего коня сам предложил проскакать на нём вверх в гору. Снимок сделан уже в самом конце пути на высоте около 2400 метров.

Ну и об этом снимке, сделанном в горах Карачаево-Черкессии в 2012 году при подъёме на перевал высотой метров около 2800. Снимок же с высоты 2300-2400.

При выходе из села Даут и в самом начале подъёма нагнал всадник, едущий наверх на перевал Ыбчик. Он ехал позвонить девушке, ездит так каждые 4-5 дней (там наверху связь есть, а в селе Даут нету — это ныне единственное село в том ущелье, и состоит всего из 6 домов).

После 3 минут нашего разговора он предложил путнику ехать верхом, а сам он пойдёт пешком перед конём и держа узду в руках. Уже недалеко до перевала (когда закончился лес) слез с коня, и пошёл пешком — с того места, где данный снимок сделан услужливым хозяином коня.


А есть ещё другая моя статья «Основные принципы автостопа» — она больше о практике этой езды на попутном транспорте, и там уже есть советы по сему поводу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *