Основные принципы автостопа

Это одна из статей моего сборника «Советы путешественникам (особенно, начинающим)».

Автостоп, некоторыми знаемое как «Езда на попутках» — это метод передвижения на попутных машинах, едущих в нужном Вам направлении, и он существует примерно столько же времени, сколько и сам транспорт.
Не обязательно, чтобы авто ехало до нужной Вам точки, но если оно подбросит ваше тело на энное количество км, то это уже будет неплохо, ибо далее можно будет поймать ещё одну попутку, а потом ещё одну, пока в итоге не попадётся машина, едущая в нужный вам город и взявшая Вас на свой борт. Бывает, что попадается нужное авто с первого раза.

В свои первые два путешествия по СНГ (в 2004-05 годах) мне раза 3-4 приходилось ждать машину по 2-3 часа. Но потом с опытом время ожидания стало меньше. Нынче же редко доходит до 30 минут (имеется в виду — на магистральных трассах с хорошим потоком машин). В среднем 15-20 минут — правда, это в светлое время суток (даже в сумерках машины останавливаются чуть реже — но о «ночном стопе» смотрите ниже).

При этом, средняя скорость передвижения более-менее опытного автостопщика по российским трассам — 55-60 км/ч (по магистральной трассе с большим количеством машин, как и у всех опытных автостопщиков) — то бишь, примерно равна скорости пассажирского поезда. Конечно, иногда оно доходит и до 80-90 км/ч и даже больше — при условии хорошего качества дороги и высокой скорости самой машины.

Однако, в России вообще едва ли не самая высокая скорость при перемещении автостопом. И такие рекордные километражи по России можно, наверно, объяснить тем, что между городами очень длинные расстояния, сёл по трассе почти нет (а сейчас уже почти везде объездные понастроили).
Ну и равнина кругом повсюду, гор и даже холмов мало очень. Соответственно, машина гонит вовсю, почти без спусков и подъёмов, и с минимальным количеством поворотов и зигзагов, часто встречаемых на горных и холмистых дорогах.

Почти то же самое относится и к другим развитым и развивающимся странам. Например, к автостопу в Турции.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Позиция для автостопа должна быть в том месте, где машины едут медленно (или хотя бы НЕ быстро).
  • Каждый метр может иметь значение.
  • По возможности иметь визуальный контакт с водителем.
  • Цвет одеяния желательно иметь светлый — белый, жёлтый, оранжевый.
  • Позитивный настрой… Если машины не стопятся, значит так надо.
  • Ночью машины останавливаются пореже раза в 2-3 (при прочих равных условиях).
  • Ночью лучше стопить на освещённой позиции.
  • Из любого большого города выбираться в пункты меньшего размера обычно труднее и дольше, чем в обратном направлении.
  • Намного лучше стопить после развилки, чем до неё.
  • Где не стоит заниматься автостопом.
  • Таблички для автостопа.
  • Поиск водителей на заправке, стоянке или в кафе.
  • Часто ли в автостопе водители спрашивают деньги.
  • Обычно водители сажают попутчика для общения. По сему, желательно немного общаться.
  • Мотостоп.
  • В самом низу страницы — ссылки на подобные полезные тексты моих коллег.
"стрела в сердце" на дороге

Данный участок дороги не очень хорош для автостопа (ибо, на нём почти нет обочины, а имеются либо возвышенности, либо кусты), по сему я прошёл его пешком до более хорошей позиции. Но зато на асфальте нарисован забавный для автодороги знак — «стрела в сердце» со словом LOVE (любовь).

Позиция для автостопа

Она должна быть в том месте, где машины едут медленно (или хотя бы НЕ быстро). Чем медленнее, тем лучше — ибо, водителю требуется некоторое время для осмысления увиденной картины с голосующим человеком на обочине. Обычно такими хорошими позициями являются:

— Около 50-100 метров после поста ДПС (ГАИ), но не на самок посту (ибо гаишники неправильно поймут конкурента).
— Около 50 метров после круга, где авто разворачивается и выруливает на прямую дорогу, где стоит голосующий.
— Около 50 метров после поворота (чем круче поворот, тем медленнее будут ехать машины).

Каждый метр может иметь значение. Если на этом месте машины не останавливаются в течение 3-5 минут, то смещаюсь на метр или 2-3-10. И т.д… Сейчас на загруженных трассах (например, идущих из/от Москвы) стараюсь уехать в первые 5 минут. Очень редко доходит до 30 минут. В среднем 15-20 минут — правда, это днём.

автостопщик повёрнут задом к водителю

Хотя, данный метод голосования я считаю не очень хорошим и даже не очень тактичным. Ибо, автостопщик повёрнут задом к водителю. Я сам периодически во время ходьбы по трассе пытаюсь останавливать машины, но делаю это только повернувшись лицом (и всем передом) к водителям, а по трассе идя спиной вперёд.

Визуальный контакт с водителем

По возможности иметь визуальный контакт с водителем. Если поток машин большой, то по возможности бросать взгляд на каждого.
По возможности надо смотреть именно на водителя, если пытаешься его остановить, а не просто на машину. Именно такой контакт «глаза в глаза» несколько увеличивает шансы (но это лишь одна из составляющих успеха).
Но и не просто смотреть на водителя, а пытаться с ним общаться. То есть, мысленно спрашивать его «может быть, подвезёте??»

Но при этом не жалостливо выглядеть, будто просится подаяние. Шофёр это чувствует.
Хотя, некоторые подберут и из-за жалости. Некоторые шофера так и говорят «Подбираю всех, ибо стараюсь помогать людям». Разумеется, такие «всех подбирающие» исполняют свой сердечный долг только в случае свободного места в машине. Бывает и такое, что места нет. Помните об этом!

Автостоп по красивым дорогам

Но некоторые дороги очень симпатичны своими пейзажами, и по ним не очень хочется ехать, а только идти. Как например, вот по этой асфальтовой дороге на окраине шикарных гор Качкар в Турции.

Также, в наличии доклад о наиболее красивых дорогах в Турции.

Цвет одеяния желательно иметь светлый

На мой взгляд, самые лучшие варианты это — белый, жёлтый, оранжевый. Светлый цвет у людей ассоциируется с добром и позитивом, и коли водители имеют человеческую природу, то они тоже имеют подобные ассоциации и чуть чаще останавливаются в таком случае.

Белое одеяние в автостопе

Ну вы наверно, уже догадались, где тут стоит автор статьи. Фото сделано в Черногории около развилки, на которой мы все вчетвером повстречались — я, местный православный монах и двое байкеров и Австрии, пожелавших с нами сфотографироваться. Ну и я не упустил случая это запечатлеть… Монах, кстати, тоже в этот момент занимался автостопом.

Позитивный настрой

Искусственно улыбаться совсем не стоит, дабы не посчитали за дурачка, а достаточно просто внутри чувствовать позитив. Главное — внутренняя улыбка и иметь позитивный настрой (чтобы не происходило) и это будет передаваться водителям.
И желательно ещё держать мысль в голове примерно такую «Мне надо уехать. Как можно быстрее. Но при любом раскладе всё будет хорошо».

Если машины не стопятся, значит так надо. Главное — принять это и в итоге всё должно быть пучком… Либо машина вскоре остановится и подвозящие люди пригласят на ночлег, либо на следующий день какой-нить человек, ну например, подарит чего-нибудь, либо ещё что-то позитивное неожиданно произойдёт (возможно, на следующий день).
Я сам точно не знаю (хотя, примерно представляю), как это работает :))), но это работает. И не только в путешествиях, но и вообще в жизни (и в жизни автора случалось много раз).

баскетбольное поле на дороге

На некоторых сельских дорогах (даже если там асфальт) бывает так мало проезжающих машин, что на них ставят что-нибудь совсем не дорожное. Как например, в данном случае — баскетбольное поле. Снято в горах Черногории на высоте 1500 метров.

Ночной автостоп

Ночью машины останавливаются пореже раза в 3-4 (ибо, водители слегка побаиваются — темнота у современных людей ассоциируется с криминалом). В темноте я почти не занимаюсь автостопом, а ночью ездил лишь 10-15 раз за все годы (не считая случаев, когда в темноте ехал в машине, застопленной засветло), ибо редко бывает так, что мне надо за раз переместится на тысячу км и больше.

Однако, в тёмное время суток при занятиях автостопом рекомендую одевать что-то отражающее (а некоторые используют «светоотражающие комбинезоны») на свою одежду и/или надевать светящийся фонарь на лоб (но лучше, если он будет светить в небо). Особенно хорошо, если он будет мигать.
А также будет намного лучше, если позиция будет освещённой ближайшими фонарными столбами или чем угодно, дабы водитель видел ваше лицо. Это также сильно увеличивает шансы.

Из большого города в село и обратно

Думаю, что почти всегда из любого большого города выбираться в пункты меньшего размера труднее и дольше, чем в обратном направлении (чем больше разница в размерах оных объектов, тем ощутимее может быть разница). Ибо большой город засасывает, а при отчаливании от него едет много машин на маленькое расстояние.

плохой знак для автостопщика

Это плохой знак не только для водителя машины, но и для автостопщика, ибо знак показывает, что в данном месте (на протяжении стольки то метров) останавливаться машине нельзя. Снимок сделан в Черногории, и под знаком на сербском языке написано, что и на тротуаре тоже нельзя парковаться!

Лучше стопить после развилки

Если вы стопите машины недалеко перед какой-то большой развилкой, то практически всегда лучше пройти до развилки эти метры (особенно если их не больше 500), и встать на позицию за развилкой. Ибо водители обычно в таком случае предполагают, что вы можете направляться не в ту сторону, в какую едут они сами. И останавливаться из-за этих 500 метров им будет обидно. К тому же, отсеяться те машины, которые сворачивают на развилке в другую сторону, а также добавятся машины с того же направления.

Впрочем, даже если вблизи вас развилка маленькая и не очень важная (например, дорога вправо уходит в село или даже поле), то всё равно, лучше пройти за неё и встать за ней.

Автостопом на драндулете?

Ну такие драндулеты далеко не едут, да и совсем не быстро, но если нужно продвинуться на несколько км, то я бы не побрезговал. Этот уникум встретился мне на окраине прекраснейшего города Сафранболу (в Турции). Парень сам смастерил сей драндулет и ездит на нём по окрестностям. Работает лишь от электрических аккумуляторов.

Где не стоит заниматься автостопом

Такие места тоже есть. Это не разрешено делать на автобанах в большинстве стран этой планеты. На входе на автобан зачастую висит табличка, что пешком заходить запрещено.

Не стоит это делать на мосту, поскольку на мосту нельзя останавливаться машинам (ну если только она не сломалась внезапно) и обочины на мосту нет. Точнее, шансы небольшие есть, что водитель остановится для вас, но это очень маленькие шансы (водители боятся наказания). Лучше пройдите мост, и занимайтесь автостопом после моста.

Мост и водопад

Мост и водопад в горах Дагестана.

Также мало шансов остановить машину при крутом подъёме (несмотря на то, что тут машины обычно едут с маленькой скоростью). Особенно, вряд ли на таком участке остановится грузовик (ибо ему потом трудно будет подниматься вверх).

Таблички для автостопа

Некоторые автостопщики используют эту технологию. На этих табличках можно писать название желаемого пункта назначения. Или же какой-нибудь важный транзитный пункт. На мой взгляд, в России при езде в Москву табличка не так поможет (ибо, многие машины и так едут в Москву, поскольку сей город очень большой), как при обратном направлении из Москвы в более мелкий город.

Однако, я никогда не пользовался табличками, ибо не хочется их с собой таскать (а размер желательно около 30-40 на 50-60 см) и постоянно писать там новые названия, это и так отнимет время. Опыт мне позволяет обходится без них.

Поиск водителей на заправке, стоянке, в кафе

Это тоже неплохой способ. Особенно хорош в дождливую погоду или тёмное время суток, когда машины очень плохо останавливаются.
Суть в том, что с водителем стоящей машины можно быстрее договориться, нежели пытаться остановить мчащееся авто на дороге. Водитель вас видит и может проникнуться к вам некоей симпатией, и согласиться подвезти. Но не стоит надоедать людям со свое просьбой вас подвезти.

Крышка сундука грузовика как обеденный стол водителя

Стоянка грузовиков в Иордании (в этой стране имеется уникальнейший скальный заповедник Вади Рам). Грузовики имеют вот такие сундуки по бокам. Крышка сундука открывается, и там кухня водителя… Крышку можно использовать как сиденье, лежанку, но чаще всего она служит в качестве стола, на который ставятся стаканы, кружки, чайник, газовая горелка, и т.д, и водитель трапезничает (а то и в компании своих коллег). Вот тут-то можно и брать их тёпленькими (а точнее, сытыми) и использовать шанс для договора с ними о подвозе.

Часто ли в автостопе водители спрашивают деньги

Это в зависимости от страны, и даже в каждой стране есть регионы, где ситуация по этому моменту разная. Если в абсолютном большинстве случаев водитель в России, Турции, Таиланде и некоторых других странах не спрашивает и даже не ожидает гонорар за проезд в его авто, то есть такие страны, где такое явление весьма часто встречается. Например, в Индии очень часто шофера спрашивают деньги (даже порой водители грузовиков). Правда, в той же Индии мотостоп очень хорош и сильно контрастирует с автостопом.

Если в местах, где часты водители-деньгопросы, при остановке машины не говорить водителю об отсутствии финансов при посадке в машину и последующей в ней езде, то надо аккуратно это делать. Чревато разбирательством с водителем, ожидающим мзду от пассажира. А если ещё он и повезёт уже не по своему пути, а по нужному автостопщику адресу, да ещё надеясь на гонорар, то разборка в том или ином виде точно будет.
У меня было так пару-тройку раз как минимум (в азиатских странах). Я порой на грани веду себя, в зависимости от ситуации. НО черту крайне редко переступаю.

По этому, если деньгопросы среди водителей часты в конкретном регионе, то я сначала стараюсь сесть в машину, а потом уже по ходу движения намекнуть или прямо сказать, что денег нема. Иногда приходится говорить несколько раз, чтобы дошло до автовладельца.

Попутчик водителю нужен для общения

Примерно в 60-80% случаев (особенно при подвозе на большие расстояния) водители сажают попутчика для общения с ним. Им ведь (особенно дальнобойщикам) скучно ездить туда-сюда, радио и музыка надоедает, хочется живого общения. Расклад может быть и таким, что если попутчик будет слишком молчалив, то водитель придумает повод для его десантирования на каком-нибудь месте.
Однако, водители — люди разные, и некоторые не особо болтливы. Не раз бывало и такое, что сразу же говорили «Сиди, слушай музыку». Так что, как повезёт.

занятие групповым автостопом в грузовике

Снято в марте 2013 года в Турции. В те дни я гостил у этих трёх людей (две турецкие девушки обнимают колумбийца) и предложил им заняться групповым автостопом (девушки раньше никаким не занимались). У нас получилось. Слева — водитель грузовика.

Мотостоп

Этот подвид тоже имеет место быть. Особенно он хорош в странах юго-восточной Азии и Индии, где повсюду мотоциклов очень много, и даже побольше их, нежели автомашин. Причём, в Индии при мотостопе водители почти никогда не спрашивали денег у меня, а вот автомобилисты в половине случаев пытались содрать хоть что-то.
Как правило, чем беднее азиатская страна, тем большее соотношение мотоциклов к числу автомобилей. Также мото больше к востоку Азии, чем к её западу.

На относительно короткие расстояния (до 50-100 км) на двухколёсном коне пассажиру с рюкзаком нормально ехать (только если он не гонит с бешеной скоростью, отчего у многих мотостопщиков ёкает сердце).
Также мотостоп крайне полезен на сельских дорогах, где машин не очень много. По сему, я в таких случаях почти всегда торможу этих лихих всадников.

Ссылки на полезные ресурсы по теме

Также много интересной информации на сию тему можно почерпнуть в Разделе «Автостоп» «Практики Вольных Путешествий» (АВП).

Люди из АВП также причастны к русскоязычной версии специализированного международного сайта http://hitchwiki.org/, где есть множество полезной инфы для автостопщиков (например, интерактивная карта с указанными там позициями для автостопа и их описанием, но почти все они на английском языке).

Также хорошая информация для начинающих ездить автостопом есть на этих двух ресурсах — Материал из Викиучебника про Автостоп и 10 правил при путешествии автостопом.

А также, в этой теме — шикарный списочек автостопных групп по регионам РФ и даже странам бывшего СССР, а также региональные отделения каучсёрферов в России (в группах можно также находить ночлег через соответствующие темы, список самых популярных из коих находится внизу статьи про поиск ночлега).

 ***   ***   ***

Также есть моя статья на смежную тему Термины «автостоп» и «на попутках» — это чуток разные вещи или 100% одинаковые? — она не столько в качестве совета начинающим автостопщикам, сколько размышлизмы по поводу оных понятий, что в принципе применимо к практике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *