Основные принципы автостопа

Это одна из статей моего сборника «Советы путешественникам (особенно, начинающим)».

Автостоп, некоторыми знаемое как «Езда на попутках» — это метод передвижения на попутных машинах, едущих в нужном Вам направлении, и он существует примерно столько же времени, сколько и сам транспорт.
Не обязательно, чтобы авто ехало до нужной Вам точки, но если оно подбросит ваше тело на энное количество км, то это уже будет неплохо, ибо далее можно будет поймать ещё одну попутку, а потом ещё одну, пока в итоге не попадётся машина, едущая в нужный вам город и взявшая Вас на свой борт. Бывает, что попадается нужное авто с первого раза.

В свои первые два путешествия по СНГ (в 2004-05 годах) мне раза 3-4 приходилось ждать машину по 2-3 часа. Но потом с опытом время ожидания стало меньше. Нынче же редко доходит до 30 минут (имеется в виду — на магистральных трассах с хорошим потоком машин). В среднем 15-20 минут — правда, это в светлое время суток (даже в сумерках машины останавливаются чуть реже — но о «ночном стопе» смотрите ниже).

При этом средняя скорость — 55-60 км/ч (по магистральной трассе с большим количеством машин, как и у всех опытных автостопщиков) — то бишь, примерно равна скорости поезда. Конечно, иногда оно доходит и до 80-90 км/ч и даже больше — при условии хорошего качества дороги и скорости самой машины.

Ниже будут упомянуты следующие правила и нюансы (которые выработались за годы работы занятий автостопом и проверились на опытах, и коими стал пользоваться регулярно, хотя это закрепилось не с первых дней автостопа):

  • Позиция для автостопа должна быть в том месте, где машины едут медленно (или хотя бы НЕ быстро).
  • Каждый метр может иметь значение.
  • По возможности иметь визуальный контакт с водителем.
  • Цвет одеяния желательно иметь светлый — белый, жёлтый, оранжевый.
  • Позитивный настрой… Если машины не стопятся, значит так надо.
  • Ночью машины останавливаются пореже раза в 2-3 (при прочих равных условиях).
  • Ночью лучше стопить на освещённой позиции.
  • Из любого большого города выбираться в пункты меньшего размера обычно труднее и дольше, чем в обратном направлении.
  • Намного лучше стопить после развилки, чем до неё.
  • Таблички для автостопа.
  • Обычно водители сажают попутчика для общения. По сему, желательно немного общаться.
  • В самом низу страницы — ссылки на подобные полезные тексты моих коллег.

Ниже — подробнее обо всё этом.

Позиция для автостопа

Она должна быть в том месте, где машины едут медленно (или хотя бы НЕ быстро). Чем медленнее, тем лучше — ибо, водителю требуется некоторое время для осмысления увиденной картины со голосующим человеком на обочине. Обычно такими хорошими позициями являются:
— Около 50-100 метров после поста ДПС (ГАИ).
— Около 50 метров после круга, где авто разворачивается и выруливает на прямую дорогу, где стоит голосующий.
— Около 50 метров после поворота (чем круче поворот, тем медленнее будут ехать машины).

Каждый метр может иметь значение. Если на этом месте машины не останавливаются в течение 3-5 минут, то смещаюсь на метр или 2-3-10. И т.д… Сейчас на загруженных трассах (например, идущих из/от Москвы) стараюсь уехать в первые 5 минут. Очень редко доходит до 30 минут. В среднем 15-20 минут — правда, это днём.

Визуальный контакт с водителем

По возможности иметь визуальный контакт с водителем. Если поток машин большой, то по возможности бросать взгляд на каждого.
По возможности надо смотреть именно на водителя, если пытаешься его остановить, а не просто на машину. Именно такой контакт «глаза в глаза» несколько увеличивает шансы (но это лишь одна из составляющих успеха).
Но и не просто смотреть на водителя, а пытаться с ним общаться. То есть, мысленно спрашивать его «может быть, подвезёте??»

Но при этом не жалостливо выглядеть, будто просится подаяние. Шофёр это чувствует.
Хотя, некоторые подберут и из-за жалости. Некоторые шофера так и говорят «Подбираю всех, ибо стараюсь помогать людям». Разумеется, такие «всех подбирающие» исполняют свой сердечный долг только в случае свободного места в машине. Бывает и такое, что места нет. Помните об этом!

Цвет одеяния желательно иметь светлый

На мой взгляд, самые лучшие варианты это — белый, жёлтый, оранжевый. Светлый цвет у людей ассоциируется с добром и позитивом, и коли водители имеют человеческую природу, то они тоже имеют подобные ассоциации и чуть чаще останавливаются в таком случае.

Позитивный настрой

Искусственно улыбаться совсем не стоит, дабы не посчитали за дурачка, а достаточно просто внутри чувствовать позитив. Главное — внутренняя улыбка и иметь позитивный настрой (чтобы не происходило) и это будет передаваться водителям.
И желательно ещё держать мысль в голове примерно такую «Мне надо уехать. Как можно быстрее. Но при любом раскладе всё будет хорошо».

Если машины не стопятся, значит так надо. Главное — принять это и в итоге всё должно быть пучком… Либо машина вскоре остановится и подвозящие люди пригласят на ночлег, либо на следующий день какой-нить человек, ну например, подарит чего-нибудь, либо ещё что-то позитивное неожиданно произойдёт (возможно, на следующий день).
Я сам точно не знаю (хотя, примерно представляю), как это работает :))), но это работает. И не только в путешествиях, но и вообще в жизни (и в жизни автора случалось много раз).

Ночной автостоп

Ночью машины останавливаются пореже раза в 2-3 (ибо, водители слегка побаиваются — темнота у современных людей ассоциируется с криминалом). В темноте я почти не занимаюсь автостопом, а ночью ездил лишь 10-15 раз за все годы (не считая случаев, когда в темноте ехал в уже застопленной машине), ибо редко бывает так, что мне надо за раз переместится на тысячу км и больше.

Однако, в тёмное время суток при занятиях автостопом рекомендую одевать что-то отражающее (а некоторые используют «светоотражающие комбинезоны») на свою одежду и/или надевать светящийся фонарь на лоб (но лучше, если он будет светить в небо). Особенно хорошо, если он будет мигать.
А также будет намного лучше, если позиция будет освещённой ближайшими фонарными столбами или чем угодно, дабы водитель видел ваше лицо. Это также сильно увеличивает шансы.

Из большого города в село и обратно

Думаю, что почти всегда из любого большого города выбираться в пункты меньшего размера труднее и дольше, чем в обратном направлении (чем больше разница в размерах оных объектов, тем ощутимее может быть разница). Ибо большой город засасывает, а при отчаливании от него едет много машин на маленькое расстояние.

Лучше стопить после развилки

Если вы стопите машины недалеко перед какой-то большой развилкой, то практически всегда лучше пройти до развилки эти метры (особенно если их не больше 500), и встать на позицию за развилкой. Ибо водители обычно в таком случае предполагают, что вы можете направляться не в ту сторону, в какую едут они сами. И останавливаться из-за этих 500 метров им будет обидно. К тому же, отсеяться те машины, которые сворачивают на развилке в другую сторону, а также добавятся машины с того же направления.

Впрочем, даже если вблизи вас развилка маленькая и не очень важная (например, дорога вправо уходит в село или даже поле), то всё равно, лучше пройти за неё и встать за ней.

Таблички для автостопа

Некоторые автостопщики используют эту технологию. На этих табличках можно писать название желаемого пункта назначения. Или же какой-нибудь важный тразнитный пункт. На мой взгляд, в России при езде в Москву табличка не так поможет (ибо, многие машины и так едут в Москву, поскольку сей город очень большой), как при обратном направлении из Москвы в более мелкий город.

Однако, я никогда не пользовался табличками, ибо не хочется их с собой таскать (а размер желательно около 30-40 на 50-60 см) и постоянно писать там новые названия, это и так отнимет время. Опыт мне позволяет обходится без них.

Попутчик водителю для общения

Примерно в 60-80% случаев (особенно при подвозе на большие расстояния) водители сажают попутчика для общения с ним. Им ведь (особенно дальнобойщикам) скучно ездить туда-сюда, радио и музыка надоедает, хочется живого общения. Расклад может быть и так, что если попутчик будет слишком молчалив, то водитель придумает повод для его десантирования на каком-нибудь месте.
Однако, водители — люди разные, и некоторые не особо болтливы. Не раз бывало и такое, что сразу же говорили «Сиди, слушай музыку». Так что, как повезёт.

Ссылки на полезные ресурсы по теме

Также много интересной информации на сию тему можно почерпнуть в Разделе «Автостоп» «Практики Вольных Путешествий» («АВП «).

Люди из АВП также причастны к русскоязычной версии специализированного международного сайта http://hitchwiki.org/, где есть множество полезной инфы для автостопщиков (например, интерактивная карта с указанными там позициями для автостопа и их описанием, но почти все они на английском языке).

Также хорошая информация для начинающих ездить автостопом есть на этих двух ресурсах — Материал из Викиучебника про Автостоп и 10 правил при путешествии автостопом.

А также, в этой теме — шикарный списочек автостопных групп по регионам РФ и даже странам бывшего СССР, а также региональные отделения каучсёрферов в России (в группах можно также находить ночлег через соответствующие темы, список самых популярных из коих находится внизу страницы про поиск ночлега).

 ***   ***   ***

Также есть моя статья на смежную тему «Термины «автостоп» и «на попутках» — это чуток разные вещи или 100% одинаковые?» — она не столько в качестве совета начинающим автостопщикам, сколько размышлизмы по поводу оных понятий, что в принципе применимо к практике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *