Это одна из самых животрепещущих тем в Турции за последние как минимум 40 лет. Хотя, курды стали активно бороться за свою независимость ещё со времён Ататюрка (100 лет назад), лидера турецкой революции, провозгласившего светскую власть в республике, но именно в последние лет 40 это обрело массовый характер.
В оной статье информация о культурных особенностях курдов часто будет перемешиваться с описанием весьма щекотливых ситуаций, связанных именно с желанием курдов получить как можно больше прав.
В дальнейшем если в данном тексте (да и вообще, на оном сайте) упоминается слово «турки/турок», то это относится к народности турки. А выражение «граждане/жители Турции» означает вообще всех живущих в этой стране людей.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Общее о курдах.
- Курдское гостеприимство.
- Курдские языки и диалекты.
- Курды — потомки зороастрийцев и родня иранцев.
- Празднование Новруза курдами в Турции.
- Ущемление курдов.
- РПК (Рабочая партия Курдистана).
- Самое неспокойное в Турции место.
Общее о курдах
В западном мире считается, что курды являются самым большим народом на планете, не имеющим своей государственности (то бишь, своей страны, названной по имени этого народа).
Однако, это не совсем так. Несколько народов Индии не имеют своей государственности, а просто живут в составе Индии. Но этих индийцев, видимо, не вносят сюда лишь потому, что живётся им вполне вольготно в соседстве с прочими народностями, исповедующими индуизм, а вот курды желают обрести своё государство.
Всего численность курдов на планете оценивается в 40-45 млн чел. Из коих больше всего (18-20 миллионов) обитает в самой Турции, примерно 10 миллионов в Иране, около 7-8 в Ираке и порядка 3 млн чел в Сирии (и именно в оных четырёх государствах курды обитали последние множество веков, и можно сказать, давно застолбили за собой сии территории).
В остальных странах курдов живёт значительно меньше, и они являются там недавно «понаехавшими» (за последние лет 100).
Правда, есть ещё курды-езиды. Обитают они, в том числе, и в закавказских государствах (в Грузии, Армении и Азербайджане) и достаточно давно (несколько веков), и в какой-то степени уже кавказцы. В Армении, например, их больше всего в губернии Арагоцотн. Езидизм — это нечто наподобие зороастризма, поклонение огню и солнцу.
На этой карте хорошо видно, где курдов живёт больше всего и показаны соотношения их числа к количеству населения в данной местности/провинции (чем темнее зелёный цвет, тем значит, курдов там больше относительно общего числа населения)… Как видно по карте, в восточной и юго-восточной Турции курдов очень много (и во многих местах даже выше 90%), а максимальная их концентрация находится примерно на стыке ю-в Турции и Иракского Курдистана и вплотную к Иранской границе.
Курдское гостеприимство
Поскольку я провёл немало времени и в Турции, и в Персии, то уверенно могу сказать, что курды в оных государствах зарекомендовали себя как самые гостеприимные люди, примерно раза в 2-3 превышающие сей показатель среди остальных народностей Турции и Ирана.
Даже те курды, что живут не в своих курдских провинциях (диаспорами или поодиночке), но встречавшиеся мне в них, оказывались более радушными по отношению к иностранному пришельцу, нежели исконные аборигены.
Курдские языки и диалекты
Есть несколько курдских языков (хотя, некоторые лингвисты считают их лишь диалектами). Самый известный и распространённый — это диалект Курманджи, на коем говорят «северные курды» (почти все турецкие курды и чуток в Иране и Ираке).
Остальные курдские языки/диалекты намного менее распространены (хотя, в сумме они примерно равны диалекту курманджи). Среди них есть, например, и язык Зазаки, на коем глаголит народность заза, обитающая в восточной Турции (в основном провинции Тунджели и Бингёль). Численность заза примерно 2-3 млн чел.
В целом по культуре заза почти ничем не отличаются от своих ближайших братьев — курманджи. И тоже не очень терпимы к турецким властям.
И эти две губернии Тунджели и Бингёль (во второй в основном северная часть) являются одними из самых партизанских и горячих в Турции в плане стычек с турецкими силовиками. Армия очень часто перекрывает трассы, ведущие из этих провинций на север. И на них стоят усиленные блок-посты. Я слышал о паре случаев, когда туристам, пытавшихся прорваться автостопом по этим дорогам, запрещали это делать, разворачивая их на блок-постах.
Но на эту щекотливую армейско-полицейскую тему в Турции будет постепенно рассказано в следующих параграфах. А ещё есть и спец досье в целом о силовых структурах в этой стране.
Курды — потомки зороастрийцев и родня иранцев
Это выражено в некоторых аспектах (про курдов-езидов сказал уже чуть выше). Курды намного больше, чем турки, почитают праздник Новруз (то есть, Новый Год по персидскому календарю)… Ибо, курды — это родственный персам народ. А Новруз — произошёл из Ирана, как минимум половина жителей коего являются персами. Отмечается Новруз 21 марта, то бишь, в последний день перед весенним равноденствием.
Новруз для персов и курдов — начало Нового Года… Кстати, в Иране (несмотря на законы Шариата) Новруз — это вообще большущий и самый главный праздник в году. Ну окромя, особо религиозных мусульман, которым верования и традиции огнепоклонников (зороастрийцев) по барабану.
В Иране ещё есть один интереснейший фестиваль — это дни Ашура (тоже отмечаемы с размахом), но это дни памяти о погибшем имаме Али Хуссейне — основателя шиитской мусульманской ветви.
И в Иране, кстати, даже свой традиционный календарь, где Новый Год официально начинается с 22 марта!
Так уже давно сложилось тут. Даже победившая исламская революция и новый режим не смеют убрать этот, по их мнению, пережиток огнепоклонников-зорорастрийцев.
В Иране почти во всех офисах и конторах есть календарь, показывающий одновременно григорианский стиль и персидский/зороастрийский стиль. Но большинство иранцев настолько привыкли к своему календарю, что им порой трудно прикинуть в уме, какой ныне день по григорианскому календарю. С таким я сталкивался часто.
Празднование Новруза курдами в Турции
Однажды я застал Новруз в городке Кызылтепе (провинция Мардин). Проходило это на огромной площади, которую оцепили забором, понаставили кучу полицейских внутри и по периметру (и даже военные спецмашины типа БМП), а на входе проверяли всех входящих. Также на входе проход был только через металло-детектор.
Я зашёл с полупустым рюкзаком, так стражники проверили на всякий случай и его, и мой паспорт, и ещё задали несколько вопросов для профилактики (всё-таки, появление иностранца на таком мероприятии не совсем ординарное событие). Потом пропустили.
На площади было около нескольких тысяч человек. Праздник длился 3-4 часа. Сначала на трибуне (а точнее, концертной площадке) пели песни на курдском и турецком языках (причём, на курдском больше).
И все курды (коих там на площади, видимо, было 98%) часто показывали знак из двух вытянутых пальцев (указательный и средний) в виде буквы V. Это означает, если вы уже догадались, Victory = победу (a в случае с курдами победу в борьбе за их независимость).
Этот знак курды часто показывают при общении или прощании со мной, намекая о желании свободы. В целом, весь этот курдский антураж на этом празднике немного удивил.
После пары часов песен и речей, несущихся с трибуны, в центре площади разожгли костёр из дров на постаменте. Центр внимания переместился туда. И там тоже почти все присутствующие выкидывали в воздух букву V… И просили иностранца делать тоже. Однако, рисковать временем (проведённым за очередным полицейским разбирательством) не хотелось, ибо силовики вполне могли наблюдать.
И (что больше всего удивило) власти позволили курдам размахивать флагами Курдистана, который (по мнению турков) не существует и не должен существовать. На этой площади было полно курдских флагов.
С трибуны также летели речи о намёках на предоставление курдам большего уважения. Это было крайне неожиданно увидеть, ведь турецкие власти стараются всячески пресекать любые попытки подобных возгласов.
И ещё один аспект весьма удивил и позабавил. На той концертной площадке красовался плакат с изображением Абдуллы Оджалана, который с конца 1970-х годов является лидером курдского движения за независимость. И даже несмотря на то, что Абдулла отбывает пожизненный срок в особой турецкой тюрьме уже лет 20, всё равно, курды его считают своим лидером и символом борьбы.
Поскольку это курдское движение наиболее активно в Турции (с применением оружия и убийствами), то именно у турецкого правительства имеются особые проблемы с курдами.
Ущемление курдов
Конечно, нельзя сказать, что в Турции к курдам относятся, как в гитлеровской Германии относились к евреям… Однако, даже в музеях в тех провинциях, где 90% населения — курды, там не упоминаются слова «курд» или «курдские». А вместо этого, например, при описании традиционной повседневной одежды местных курдов пишут «Традиционная одежда местного населения». Ну и так далее… В общем, ни разу не видел в музеях слова «курд». Почти в любой другой стране мира в музеях есть упоминания о местных народностях, а в Турции иначе.
Разумеется, при такой дискриминации курды тоже невысокого мнения о турках и правительстве. И такое ощущение, что около 90% курдов (в этой стране) желают обрести независимость от Турции… Представители этой народности часто при встрече с иностранным туристом дают ему об этом знать или намёком, или прямо. И часто показывают гордость, что они курды.
Ещё в середине 20 века турки называли курдов «горными турками», не желая вообще упоминать слово «курды». Потом это отпало, но, как говорили мне множество и курдов, и турков, примерно до начала 2000-х годов было чуть ли не запрещено разговаривать на курдском языке в общественных местах. Сейчас такие предрассудки тоже ушли в прошлое.
Но тем не менее, курдский язык никак не изучается в школе (даже в качестве «Родного языка»), хотя в университетах (или в только в одном из них) его преподают, но в очень малых дозах. А ещё в Турции сейчас есть 5-6 ТВ-каналов (а некоторые говорят, что и десяток) на курдском языке.
Даже многие турки мне говорили, что солидарны с курдами в их стремлении обрести больше прав и свобод. Особенно те турки, которые имеют либеральные, социалистические или коммунистические взгляды.
РПК (Рабочая партия Курдистана)
Однажды я вторгся в город Диярбакыр (неофициально считающийся столицей «турецкого Курдистана»). И весьма символично, что мой приезд сюда совпал с годовщиной поимки того самого Абдуллы Оджаллана, основателя РПК (Рабочей партии Курдистана, признанной террористической не только в Турции, но и во многих других развитых странах). Пленили его 15 февраля 1999 года.
Оная партия существует и ныне (конечно же, в Турции подпольно!), и борется за свободу курдов от Турецкого владычества или хотя бы за предоставление курдам каких-то прав (например, изучать свой язык в школе).
До попадания в Диярбакыр я был в неведении о той дате. И вот тут, в первый час-два ходя по улицам города, показалось, что он какой-то странный. Во-первых, полно броневиков (жандармерия) разъезжает по улицам.. Во-вторых, большинство контор и магазинов закрыты. Только продовольственные магазины открыты (и то не все), ибо важны для населения. Пришлось уже спросить, что же случилось. Вот тут и открылась тайна.
Госконторы, конечно, работали (ибо, государство турецкое), но частники все закрылись. В знак памяти лидера и, видимо, протеста супротив власти. Демонстраций, правда, не было, вроде бы (возможно, по причине запрета властей на демонстрации)… Но в целом всё весьма мирно было. Никаких вспышек я не видел и не слышал, хотя гулял по очень интересной старой части города.
Даже в тех турецких провинциях, где курдов почти не живёт (окромя мелких диаспор из числа «понаехавших»), иногда случаются какие-то волнения то ли из-за активности отдельных курдских боевиков, то ли ещё по какой причине.
Почти все члены РПК исповедуют коммунистические взгляды (либо похожие), а вовсе не исламские. Хотя, среди самих курдов достаточно высокий процент строгих мусульман, соблюдающих шариат (всё-таки, это восток Турции, а не западная её часть, где процент религиозных людей невелик). И как мне говорил один курд, большинство таких реальных мусульман на выборах голосуют за правящую партию Эрдогана, а не за свою курдскую, наверное, наполовину состоящую из приверженцев левых взглядов.
Двойные стандарты турков в отношении курдов
Турецкое правительство поддерживает прочие тюркские народности в других странах, и в том числе, являющиеся нацменьшинствами в них (например, татар, башкир и прочих в России). Однако, не желает сделать то же самое с народом, живущим в их стране и являющимся нацменьшинством. Ну и в таком случае понятно стремление сего меньшинства исправить это положение.
Турки в большинстве своём не хотят ничего слышать про «Турецкий Курдистан». Хотя, им нравится, когда в других странах есть тюркские названия автономных республик (например, Татарстан, Башкортостан, Иранский Азербайджан) и турки это очень даже приветствуют. Опять двойные стандарты.
Самое неспокойное в Турции место
Ну а самой неспокойной курдской губернией считается Хаккари, зажатая в крайнем юго-восточном углу Турции. Последние лет 30 иностранцам (а возможно, и простым гражданам Турции) обычно не так просто попасть в эту провинцию. По главной трассе с западной стороны (из Ширнак) почти никогда не пускали любопытных пришельцев, а с восточной (из Ван), вроде бы, пускали более охотно, но всё равно, обычно хорошо шмонают.
Считается, что именно в Хаккари обычно попадает всякое оружие (а потом распространяется по всей Турции) из соседнего Иракского Курдистана, в коий меня, кстати, не пустили в том 2013 году. На границе иракские офицеры сказали, что нужна полноценная Иракская виза для попадания в Ирак, а не просто виза Курдистана, являющегося автономным субъектом в составе Ирка.
И вообще, до 1915 года тут в Хаккари жили в основном ассирийцы-христиане. И видимо, когда произошла война турков с греками и армянами и сопутствующая этому этническая чистка, то турки всех христиан старались выгнать (дабы те не качали права), а на их место заселили курдов. Но те впоследствии тоже стали качать права, и до сих пор это делают.
Другие мои труды об остатках Османской империи базируются в этом каталоге.