В Лакские районы я заходил и выходил два раза. Сначала из Агульского района (на том переходе даже одолел гору Алахундаг высотой 3800, стоящую на границе меж районами), и потом транзитом через горный хребет ушёл в Чародинский, а затем спустя месяц из Гунибского района ворвался в главный лакский посёлок Кумух.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Особенности лакского народа.
- Интересное старьё в Кулинском районе и музей в Вачи.
Особенности лакского народа
Лакцы мне показались людьми с самым тонким чувством юмора среди всех народностей Дагестана (возможно, мне это лишь показалось, но вот по ощущениям именно у лакцев я заметил такие признаки чувства юмора). В сумме в двух Лакских районах я пробыл 10 дней. Но не все ночи у них ночевал, это было лишь 5 ночей, когда я каждую ночь проводил в их домах или рядом с лакцами.
Также было 3 ночи в Лакских районах, но у чабанов, представляющих другие (соседние) горные народности Дагестана (они периодически кочуют туда-сюда в связи с их работой). И ещё две ночи спал в горах в пустой пастушеской палатке на пути к вершине Пабаку.
В плане религиозности лакцы, как мне показалось, не являются очень строго соблюдающими исламские законы (в большинстве своём). Многие выпивают алкоголь, хотя при этом, могут и молиться. В этом парадоксальном для ислама компоненте они схожи с даргинцами и агульцами. С одной стороны, традиции предков и возрождающаяся мода на ислам тянут к себе, а с другой, советское и светское воспитание школы и партии тоже сильно повлияли.
Лакцы издревле живут в Лакском и Кулинском районах (ну то есть, на оных землях). В обоих практически такие же лакцы, ну разве что диалектом немного отличающиеся друг от друга. Ну и сёла в Кулинском районе в среднем несколько выше (метров на 200). А вообще, лет 50 назад был лишь один всеобщий их район, называвшийся Казикумухский (по имени главного селения Кумух), но его разделили надвое.
Ещё больше лакцев (50-70 тысяч) проживают в Махачкале и прочих прибрежных городах, а также в Новолакском районе на равнине (тот район был заселён лакцами в 1944 году исключительно по велению властей, выселивших с оных территорий чеченцев, ну тогда были выселены вообще почти все чеченцы и ещё другие четыре народа с Кавказа в Среднюю Азию из-за надуманных подозрений), сейчас там лакцы составляют 46% от всех жителей.
А ещё отдельные лакские аулы имеются в нескольких районах других национальностей горного Дагестана. Например, Аракул и Верхний Катрух в северо-западных верховьях Рутульского района (его край виден на следующей фотографии, и это ближе как раз к Кулинскому району), три села во главе с Балхар в Акушинском районе… Кажется, что-то ещё есть, но сейчас не вспомню. Ну тут я не считаю кутаны (изначально это были спец поселения для скотоводов в дагестанской степи вдали от гор), они имеются практически у всех горных народов Дагестана.
Всего лакцев насчитывается в РФ 160 тысяч человек, из них в Дагестане 140-145.
Интересное старьё в Кулинском районе и музей в Вачи
Основано поселение Вачи в 457 году, но очень старых интересных домов тут почти нема. Высота центра 1750 метров. В Вачи около 1000 человек проживает. В райцентре очень мало интересных старых домов. Да практически нету ничего интересного окромя музея.
Однако, музей тут в Вачи оказался достаточно интересным для столь небольшого райцентра, рассказывает о каждом селе района. Немало в нём старинных экспонатов, почти все из которых принесены в музей жителями района. Я с удовольствием провёл тут больше часа.
Как мне говорили некоторые жители района, в селе Кули (по имени коего назван район, ибо раньше центр был в этом Кули) есть немало такого интересного старья, но я в нём не задержался вообще, когда проезжал его на попутной машине.
Также в двух других аулах сего района — Цовкра-2 и Вихли — имеется много такого старинного добра, по словам осведомивших меня жителей разных сёл. Но я в них поленился ехать, ибо дислоцируются они вдали от главной трассы… И вот ещё мой каталог с фотографиями наиболее интересных селений всего Дагестана.
А вот селение Цовкра-1 славится тем, что из него вышло (и до сих пор выходит, знаете ли) много цирковых артистов, а именно канатоходцев. А символом (гербом) села является человек, идущий по канату над пропастью. И на самом деле, там и сейчас натянут трос над ущельем. Видимо, периодически на нём тренируются… Кстати, из Цовкра-1 можно перейти или переехать по плохой грунтовке в соседний даргинский район.
После Вачи я перешёл-переехал в другой лакский район — он так и называется Лакский (ибо основной лакский, уж простите за тавтологию), направившись к известной и частенько посещаемой красивой высокой горе по имени Пабаку, а затем из аула Бурши к перевалу в Чародинский район.
Всё описанное мной про Дагестан хранится в сейфе под названием северный Кавказ, и вот ключ от него.