В Чародинский район я перешёл через Шалибский хребет и вершину Метико из Лакского района со стороны села Бурши, от коего также ходил на взятие красивейшей вершины Пабаку.
Чародинский район для меня начался с посещения удалённого Арчибского микрорайона, где живёт очень маленькая народность арчибцы (арчинцы) со своим уникальным языком.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Арчибцы это не аварцы (?).
- Религия в Арчибском микрорайоне
- По хребту Шалиб подъём на гору Метико.
- Риски при восхождении/спуске на/с вершину Метико.
Арчибцы это не аварцы (?)
Арчиб это центр Арчибского микрорайона в составе Чародинского района. Ну микрорайоном это я сам так назвал, а официально это один Арчибский сельсовет, состоящий из 7 маленьких сёл (включая сам Арчиб), в каждом селе примерно по 30-50 хозяйств (живущих постоянно), это около 1000 человек. И практически все жители являются арчибцами (хотя в интернете я читал, что название у них арчинцы, вместо буквы Б там почему-то стояла Н). Но позвольте мне, всё-таки, в этой статье их называть арчибцы.
Жениться стараются на своих же женщинах-арчибках (порой находя их даже в Махачкале среди арчибской диаспоры). Однако, по словам местных, если раньше крайне редко брали жён из других районов и народностей, то ныне чаще это делают… К тысяче человек в самом Арчибском микрорайоне можно добавить ещё примерно пару тысяч арчибцев, проживающих в Махачкале и некоторых других городах.
Язык арчибцев, по мнению некоторых исследователей, относится к лезгинской языковой ветви (хотя и совсем не похож на лезгинские языки). И для меня это оказалось весьма удивительно, ибо я ожидал тут увидеть аварцев (ну или их разновидность), а не какой-то другой народ.
Сами арчибцы считают себя именно арчибцами, а не аварцами (хотя, некоторые из арчибцев и допускают какое-то родство с самым многочисленным народом Дагестана).
Но аварцы (по крайней мере, чародинские) наоборот — предпочитают их считать не арчибцами, а аварцами (но с особым арчибским языком), что не очень-то удивительно, когда представители какой-то большой народности считают другую (но более мелкую) народность совсем не отдельной, а входящей в состав своей большой народности. Например, многие турки не любят, когда курды в Турции называют себя курдами, а не турками.
Никто так и не знает точно, каким образом появились и сами арчибцы, и их язык… Если они отпочковались когда-то давно от аварцев, то должны были бы сохраниться много схожих слов, но таковых мизер (может, не более 1-2%). По сему, я считаю, что версия происхождения от аварцев не имеет под собой оснований.
Возможно, это самый маленький по численности народ в РФ.
В целом же, за двое проведённых суток с арчибцами я не заметил какой-то разницы в их поведении, обычаях и архитектуре с прочими аварскими горными аулами и их жителями. Возможно, минимальная разница и есть какая-то (может, какие-то традиции чуток отличаются), но невооружённым глазом мне это не показалось… Также кое-что о разных народностях Дагестана я написал в этой статье.
Религия в Арчибском микрорайоне
Похоже, что почти все арчибцы исповедуют суфизм (мистическая ветвь в исламе), как и большинство жителей Чародинского района. Таковы их духовные традиции. Вообще, суфийских ветвей в исламе насчитывается примерно 40 (+- в зависимости от того, как считать), представители некоторых из них могут не очень сильно почитать намаз, в других ветвях последователи молитву регулярно стараются совершать. Вот арчибцы (хотя, конечно, не все, исключения бывают ныне везде) как раз и относятся к последним — 5 раз в день встают на молитву.
Также, их приверженность исламу выражается в том, что почти никто из них не выпивает алкоголь (наверно не более 10%), и его запрещено продавать вообще во всём Арчибском микрорайоне (но в райцентре это можно найти). Те магазины, которые уличены в продаже алкоголя (пусть даже втихаря), либо поджигают, либо ещё что-то с ними делают (хотя, возможно, поначалу просто предупреждают, и если слова не помогают, то прибегают к более вынужденным мерам).
Все свадьбы у арчибцев также проходят без алкоголя, мне однажды довелось побывать на такой, в первый же вечер пришествия (а точнее, буквально сошествия сверху) к арчибцам. Свадебный стол был достаточно богат (фрукты, соки, различные блюда), а алкоголя нема! Чему я также очень рад.
По хребту Шалиб подъём на гору Метико
Итак, в Арчибский сельсовет я спустился с горы Метико (она на хребте Шалиб).
Со стороны Бурши есть 2-3 хороших варианта перехода в Чародинский район через хребет. Один из них это спуститься с Бурши по дороге на юг 3 км до пешеходного моста (никакое авто по нему не проедет), и там повернуть налево в сторону речки Чаравали, на коей (по словам жителей Бурши) стоят развалины одноименной деревни Чаравали (то ли там летом кто-то из пастухов живёт, то ли нет). От неё и подниматься на хребет.
Я же выбрал подъём от середины дороги Хулисма-Бурши, там от второго автомобильного моста (второго при движении от Бурши) есть четкая тропа наверх в западном направлении, и если следовать по ней почти строго на запад (а точнее, на с-з-з-з), то можно выйти на перевал, с коего весьма удобный спуск в село Шалиб (единственное лакское в Чародинском районе), но на перевале я повернул на юг, и двинул на вершину Метико прямо по хребту (он, кстати, называется Шалибским по имени упомянутого лакского села). Перевал на высоте 3200.
От перевала до Метико (арчибцы называют этот пик Бедеко, и он на высоте 3814, что составляет разницу с перевалом в 600 метров) топать пришлось часа 3-4, ибо там не всегда строго вверх, а иногда чуток горизонтально, и даже порой вниз. Но по пути (а идти почти всегда по гребню хребта) имеются прекрасные виды на горные пейзажи обоих районов, а за некоторыми дальними хребтами виднеются горы и прочих районов.
Риски при восхождении/спуске на/с вершину Метико
Уже перед самой вершиной Метико, последние 5 метров набора высоты оказались достаточно сложны, ибо там уклон в 70-80 градусов, и надо очень аккуратно. И особенно на спуске, ибо инерция спускающегося тела сильнее тянет его вниз. Вот мой спец материал про потенциальные риски и подвохи в горах.
Кстати, вершина (та самая верхняя её часть, что на прежнем кадре) выступает от хребта таким образом, что оказывается полностью на территории Чародинского района и Арчибского микрорайона, а снимок тот предыдущий сделан как раз с границы районов… По сему, справедливее про неё рассказывать именно в этой статье, а не в докладе про лакские территории. С самой вершины прекрасный обзор в 360 градусов, там вообще небольшая и достаточно ровная площадка, со всех сторон которой почти вертикальные и несколько-сот-метровые обрывы.
Спуск в Хилих был совершён от точки (там небольшая седловина типа перевала), которая чуть севернее Метико. Спуск по тому пути в целом проходим, но в некоторых местах тоже надо аккуратно, ибо уклон крутой (45-50 градусов), много сыпучки, местами мелкие камни лежат на гладких больших камнях и скалах (и можно поехать на камешках, как на роликах).
Не доходя примерно час до Хилих, я наткнулся на стоянку чабана, который предлагал мне оставаться у него на ночь (а уже были сумерки) и даже начал разогревать суп, но его палатка, в коей предстояло нам обоим ночевать, была открытая (продуваемая), и установлена под уклоном, отчего спать не очень удобно (а до этого я не одну сотню раз ночевал у чабанов, но почти всегда в более комфортных условиях). По сему, я решил поспешить в Хилих, благо там, по словам чабана, в этот вечер отмечали свадьбу, а мне было интересно посмотреть на это действо. Сам чабан был из того же Хилиха.
Ну и вот ролик, снятый с горы Метико:
В следующем арчибско-чародинском досье я расскажу про арчибские сёла, подземную кошару и переход через другой высокий хребет в следующее ущелье.
В разделе про Северный (российский) Кавказ можно найти все остальные опубликованные мной зарисовки о жизни и архитектуре дагестанцев и прочих кавказских народов и о красоте их природы.