Я решил отцепить эту статью от первичного труда под названием «Вторжение в арабский мир», поскольку та серия могла бы стать слишком большой. Ну а сей выпуск будет про более напряжённые темы, поскольку в нём затронутся разные противоречия в арабском мире (впрочем, позитив тоже будет).
Также есть отдельный труд, посвящённый климату и погоде в арабских странах (особенно Египте и Иордании).
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Религиозный состав арабов.
- Отношение к арабам-христианам в арабских странах.
- Конфликты между арабскими странами.
- Союзы между арабскими государствами.
- Бедуины.
- Не все бедуины солидарны с арабами по поводу Израиля.
Религиозный состав арабов
Абсолютное большинство арабов — это мусульмане-сунниты (около 85% от всех мусульман), также есть мусульмане-шииты — 5-10, ещё ориентировочно около 5-10% представителей суфийских орденов, но поскольку они зачастую не афишируют свою принадлежность к меньшинству (за что их в некоторых мусульманских странах могут сильно пожурить), то и указать точное число последователей суфийских тарикатов сложно.
Порой они себя официально причисляют к суннитам или шиитам (дабы чувствовать себя спокойнее), но по факту являются суфиями. В разных странах я встречал таких не раз.
Но вообще-то, среди арабов есть не только мусульмане, но и арабы-христиане (их около 1-2% от всех арабов), живущие в основном в Ливане и Сирии (это арабские страны к северу от Израиля и Иордании) и чуть меньше в Иордании, Кувейте и некоторых других арабских странах. Правда, благодаря гражданской войне в Сирии многим сирийским христианам пришлось бежать в другие страны.
В других арабских странах арабов-христиан почти нет, но есть коптская христианская народность в Египте, численность которой по разным оценкам на январь 2020 года колеблется от 6 до 10 млн чел (7-11 % от всего населения огромного Египта). И копты исповедуют в основном православие, и ещё некоторая часть кайфует от католичества и баптистских/протестантских сект ответвлений.
Отношение к христианам в арабских странах
Кажется, только в одной арабской стране нельзя исповедывать другую религию окромя ислама. И конечно, эта страна называется Саудовская Аравия. Не зря, ведь, как уже упоминалось выше, в ней дислоцируются два самых почитаемых мусульманами места: Мекка и Медина.
Я слышал также из разных источников, что в Саудовской Аравии даже нательный крест (символизирующий распятие Христа) нельзя носить, но работающие там христиане, конечно, зачастую носят его (впрочем, как пишут достоверные источники, даже алкоголь там можно найти, хотя и по сказочно высокой цене).
Во многих арабских странах религиозному меньшинству живётся не всегда сладко, поскольку во многих случаях их притесняет большинство, издающее законы под себя, а с меньшинствами часто не считаясь. Но опять-таки, в каждой стране по-своему… И на мой взгляд, в целом имеется следующая тенденция: чем консервативнее/строже мусульмане в конкретной стране (или тамошняя власть), тем жёстче законы для религиозных меньшинств.
Буддисты, индуисты и прочие любители чуждых исламу религий в арабских странах представлены крайне мало, и думаю, что только в крупнейших и самых либеральных городах (например, Аммане, Каире и Александрии). И вряд ли они очень сильно афишируют свою деятельность (и уж, тем более, преподавание какой-нибудь йоги или медитации), дабы их не разбомбили мусульманские фанатики. На следующем ниже кадре: нечто типа замка в стиле индуистского храма в Каире.
Конфликты между арабскими странами
Несмотря на все имеющиеся различия между арабами разных стран, между ними очень много общего, и пожалуй, этого общего гораздо больше, нежели между представителями, например, разных славянских стран (где порой языки очень не похожи на другие славянские языки). Хотя, до сих пор бывают острые конфликты, особенно по поводу территорий.
- Например, наиболее известные конфликты между арабскими странами следующие:
- Марокко-Алжир (оба государства имеют примерно одинаковое число жителей, но у них имеется давний территориальный спор ещё с 1960-х годов, а граница меж ними закрыта для туристов).
- Ирак-Кувейт (проблема почти разрешилась ещё в 1991 году, когда силами США и их союзников и с помощью операции «Буря в пустыне» был освобождён Кувейт от захвативших его иракских войск).
- Пару раз были небольшие стычки между Египтом и Ливией, между Египтом и Суданом, ну и ещё египетские войска в 1960-х воевали на одной из сторон в гражданской войне в Йемене.
- Между Саудовской Аравией и ОАЭ (но сей спор пока что больше на словах, чем на деле, однако, грозит вылиться в новую внутри-арабскую войну, тем более, что это две самых богатых арабских страны, живущих за счёт продажи нефти и газа).
- Между Ираком и Ираном (в коем живут в основном персы, а рабов там мало) тоже была война в 1980-88 годы.
Ну и, конечно, внутри самих арабских стран также бывают конфликты, особенно между шиитами и суннитами (вот страны со смешанным шиитско-суннитским населением: Ирак, Бахрейн, Катар, Ливия, Сирия, Йемен).
Также так называемая «Арабская весна» (когда в весной 2011 года одна за другой вспыхивали революции и мятежи в некоторых арабских странах) поспособствовала свержению правящих режимов в Тунисе, Египте и Ливии, причём в Ливии это переросло в долгую гражданскую войну, и в январе 2020 года пока ещё не закончилось), а в Сирии пока правящий режим сохранился у власти, но гражданская война продолжается. Ниже прилагается карта последствий «Арабской весны»:
Союзы между арабскими государствами
Ещё есть организация под названием «Лига Арабских Государств», куда входят почти все арабские страны и где обсуждаются проблемы арабов в разных странах.
Конечно, одним из главных объединяющих факторов для всех арабов является Израиль, и то, что это государство сформировалось в конце 1940-х годов, не спросив разрешения у населявших те земли арабов. Но на то дело дало разрешение ООН, как возмещение морального ущерба евреям, очень по-крупному угнетённым в годы Второй Мировой войны.
А в результате последующих нескольких арабо-израильских войн (во время коих арабы хотели свергнуть новоиспечённое еврейское государство с захваченных им земель) Израиль решил отхватить себе пару соседних кусочков — часть Палестины (оттяпали у Иордании) и очень стратегически важные Голанские высоты (у Сирии).
Кстати, если в 1950-60 и начало 70-х годов Египет занимал непримиримую позицию по отношению к Израилю и периодически воевал с ним (но безуспешно), то с конца 1970-х Египет в целом ведёт миролюбивую политику в отношении своего НЕ-мусульманского соседа (окромя 2013 года, когда у власти оказалась радикальная партия «братьев-мусульман»)… И кстати, у меня есть две статьи про то, как однажды Израиль не пустил меня к себе в гости, посадил на ночь в каталажку и потом выслал диверсанта в те же края, откуда он был заслан.
Бедуины — это кочевники арабского мира
Отдельное слово можно сказать и о бедуинах, жителях пустыни. Они обитают в каждой арабской стране. Хотя, ныне большинство бедуинов (или выходцев из бедуинских семей) проживает в городах и деревнях (поскольку они хорошенько расплодились, а в пустыне жить тяжелее, да и не безграничны территории для выпаса коз и верблюдов). И зачастую бедуины и их потомки составляют примерно половину населения какой-либо арабской страны.
На арабском языке слово «Бадавийун» означает «обитатель пустыни/степи». Обычно (по крайней мере, в «западном мире») бедуинами обзывают всех жителей арабского мира, живущих в пустыне (а не в «нормальных» поселениях), но это не совсем верно (поскольку, например, есть народность берберы, составляющая около 30-40% от населения Марокко, Алжире и Туниса и отличающиеся от бедуинов Египта и более восточных арабских стран).
Бедуины делятся на племена и кланы, у каждого из них есть свой лидер, называемый шейх, ну а власть ему передаётся по наследству от отца. Вождь Шейх племени является как бы старейшиной. Такие вот архаично-патриархальные традиции, сложившиеся (возможно) ещё с тех времён, когда в племенах стали выделяться более зажиточные люди (а зажиточность, видимо, появлялась обычно в результате продажи верблюдов или сопровождения караванов).
Внешне бедуины мало отличимы от арабов (примерно так же, как жители глухой деревни в Европе или России внешне отличаются от жителей городов, живущих в более комфортных условиях). Но вот берберы (многие века и тысячелетия являвшиеся жителями пустыни северо-западной Африки) имеют более европейские черты лица (но берберы тоже всегда вели такой же образ жизни, как и бедуины)… Можно даже назвать бедуинов «Кочевыми арабами» или «дикими арабами», что не будет далеко от истины. Однако, если они переезжают в город, то естественно, постепенно изменяются.
Я много раз имел дело с бедуинами, и обычно они обходились со мной достаточно гостеприимно, неоднократно укладывая меня спать у себя в палатке в пустыне или в селе. А у них традиционно всегда были палатки, или ещё можно назвать шатры.
Но вообще-то, законы у бедуинов бывают очень жёсткие. Например, закон кровной мести у них до сих пор сохранился (однажды мне один бедуин поведал, что у него с представителями другого клана имеются большие проблемы, и его жизнь может в любой день внезапно прекратиться, если он повстречается с врагами).
Однако, шейхи как раз для того и нужны, чтобы среди прочих аспектов регулировать и споры. И зачастую регуляция заключается в том, что назначается отступная сумма денег, выплачиваемая обиженной стороне, дабы её представители простили обидчиков.
- Также про бедуинов я рассказывал в в следующих статьях:
- «Бедуины в древнем городе Петра» (есть такое уникальное место, считаю его самым интересным древним городом на Ближнем Востоке, и наиболее интересным из посещённых мною где бы то ни было).
- В конце выпуска про Наскальные рисунки, источники воды и про бедуинов в уникальном и красивейшем заповеднике Вади Рам.
- И в конце статьи про Красивые пейзажи по пути из порта Нувейба в монастырь Святой Катерины.
Не все бедуины солидарны с арабами по поводу Израиля
Хотя бедуины являются мусульманами, однако, они не всегда на 100% солидарны с мусульманами других стран, и даже с арабами. И это как минимум по поводу Израиля, ибо в израильской армии служит много бедуинов, являющихся гражданами Израиля, но призывающихся в эту армию только на добровольной основе (в отличие от «нормальных» граждан Израиля, призывающихся по возрасту и по гражданскому долгу).
И вот если почти все арабы всех стран считают, что Израиль ведёт себя в отношении Палестины неправильно (а некоторые считают, что страны под названием Израиль вообще не должно существовать), то служба бедуинов в рядах армии Израиля свидетельствует о том, что многие бедуины (или даже их большинство) имеют совсем другое мнение.
А поскольку бедуины прекрасно ориентируются в пустыне и очень выносливы, то израильская армия от этого только выигрывает.
Также мне рассказывал один еврей советского происхождения (и говорящий на русском), что он со своими друзьями из Израиля постоянно ездит отдыхать на северный Синай (а эта провинция в Египте является самой опасной в террористическом отношении, поскольку граничит с Израилем, и живущие в оной провинции люди зачастую являются членами какой-нибудь радикальной исламистской группы, например, братьев-мусульман).
Я также однажды пытался прорваться через весь Синай напрямую к Красному морю, но меня тормознули египетские военные на блок-посту, не разрешив таким путём ехать, настаивая, что это очень опасно для иностранного туриста, и что территория буквально кишит террористами.
Так вот, тот русско-говорящий еврей говорил мне, что он и его израильские друзья регулярно посещают пустыню в «самой опасной зоне Египта», но по факту бедуины так их охраняют, что это на самом деле очень безопасно, поскольку бедуины всех своих гостей (пусть даже ставших гостями за большие деньги) очень бережно стерегут. И всё тем израильтянам нравится: и бедуинский сервис, и ощущение себя в полной безопасности, и красоты пустыни.
Данный выпуск был из рубрики «Арабские страны».
Как житель Израиля, я в этом тексте могу наловить много блох, но занудствовать не буду :)) И главный конфликт сейчас (и почти всегда) — между суннитами и шиитами и между суннитами умеренными и экстремально настроенными салафитами. Не то, чтобы я главный спец по арабам, но жителям Израиля волей-неволей приходится.
Однако, житель Израиля является одной из заинтересованных сторон, и мне кажется, что скорее всего, будет иметь не совсем объективную оценку, поскольку для объективизма желательно быть как можно нейтральнее.