Арки в уникальном ауле Согратль (Дагестан)

В предыдущем гунибском досье я поведал про два занимательных и очень туристических местных села — Чох и Гамсутль (в первом жители вовсю наслаждаются жизнью, а второй уже заброшен и фактически превращён в призрак, но с очень красивыми видами).
Сейчас двинем южнее — на Согратль, ещё одно достаточно значимое село с почти уникальными свойствами.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Арочный аул Согратль — лидер школьного образования в Дагестане?
  • Религиозность протестного Согратля.
  • Комплекс Ватан напротив Согратль и дорога в Мегеб.

Арочный аул Согратль — лидер школьного образования в Дагестане?

Итак, к югу от парковки под Гамсутлем пошёл 5 км до Согратль, по пути отчасти симпатично, но не настолько, чтоб ставить эту дорогу в число наиболее прекрасных в Дагестане. На полпути слева наверху в скале виден большой грот (в коем виднеется некое древнее строение), но я к нему не подходил… Хотя, возможно, это та самая пещерка с древними наскальными рисунками, про которую я уже потом прочитал (что она находится где-то между Согратль и Гамсутль), а наверно, стоило бы подняться к ней.

грот с рисунками между Чох и Согратль

Тот самый грот на полпути между Чох/Гамсутль и Согратль.

Старая часть села стоит на крутом горном склоне. Около 6-7 параллельных улиц, идущих горизонтально друг над другом, хотя порой и извилистых. А вот соединяющих их переулков не такое большое число. Много старых домов, в том числе, и с арками огромной высоты (и в этом арочном плане сильно похож на Чох, и отличается от почти всех других Дагестанских аулов).

Старая часть Согратль

Старая часть села Согратль.

В Согратле все достойные внимания элементы не так плотно сконцентрированы, как в стоящих южнее аулах Шангода и Бухты. Но тем не менее, Согратль достаточно своеобразен, и включён мной в рейтинг интереснейших аулов всея Дагестана.

 в туннеле в Согратль

Курицы в туннеле в Согратль.

На осмотр всех интересных моментов села я потратил около трёх часов (хотя, если бы все интересные элементы были собраны ближе друг к другу, то сократилось бы до пары часов, наверно), и ещё примерно столько же на чаепитие в двух домах местных жителей, приглашавших меня потрапезничать с ними. Хотя, на ночь в селе не остался, поскольку успевал уйти из Согратля и добраться до следующего.

 позвали на чай в Дагестане

На цокольном (первом) этаже дома, хозяева коего позвали меня на чай.

В одной из местных мечетей можно подняться на минарет, вход изнутри мечети, там надо найти на передней стене (около михраба, указывающего на Мекку) дверцу, и подняться по винтовой лестнице на минарет, с коего видно почти всё село. Мечеть тут: 42.28048 46.98992

на минарет мечети Согратль

Вот по такой лестнице поднимался на минарет мечети.

Если в Чох высшее образование имел чуть ли не каждый второй сельчанин (или точнее, выходец из него), то Согратль всегда славился очень хорошими школьными учителями. И до сих пор сюда в школу-интернат приезжают старшеклассники даже из других районов, в том числе, из столицы Дагестана, я даже видел таких двух парней, и они мне подтвердили это.

 вход в Согратлинскую школу

Ворота на входе в Согратлинскую школу. Над входом красуется надпись о годе постройки.

Секция волейбола в Согратле также считается до сих пор очень мастеровитой по дагестанским меркам, и в том числе, из-за неё в согратлинскую школу едут учиться подростки с других районов… Возможно, это село не является эталоном школьного образования в Дагестане, однако, похоже на то, что оно тут далеко не на низком уровне. А скорее, на высоком.

Вид с минарета мечети Согратль

Вид с минарета мечети на старую часть Согратль.

Религиозность протестного Согратля

Согратль как минимум с начала 19 века имел славу протестного села и был достаточно религиозным (то бишь, ислам тут всегда был очень популярен, даже в годы советской власти). А Чох — наоборот — всегда (ну по крайней мере, во время правления российской власти до СССР и после) был лояльным к властям, а значит, был больше светским поселением, чем религиозным. Вот такой парадокс в сравнении двух соседей.

 туннеле в Согратль

Улица с туннелем в Согратль.

Спустя 20 минут после моего прихода в Согратль у одного местного гражданина возникло то ли некое подозрение в отношении  внезапно появившегося на его глазах пришельца, то ли ещё что-то. Он сразу же сказал, что является работником детсада, на территорию которого я случайно забрёл, только начав гулять по старинным улочкам аула.

Он сказал, что тут посторонним нельзя находиться, тут дети, хотя никаких ограждений я не пересекал, и через двери либо ворота не входил (прошёл лишь через сквозной открытый туннель). Он стал записывать видео на телефон (снимая подозрительного пришельца) и приговаривал фразу, что это пошлёт участковому (а в таком немаленьком селе однозначно есть подобный смотрящий за порядком)… Я не стал дожидаться, пока он закончит снимать, и ушёл. И он, однако, не погнался за мной, и больше в Согратль в последующие 5 часов ко мне не докапывался никто, разве лишь дважды пригласили на чай и обед, за что спасибо большое этим людям.

 дома в Согратль

Старинные дома в Согратль.

Возможно, мне просто так «повезло» наткнуться на сего странного персонажа, бывшего то ли не в настроении, то ли он действовал по некоей инструкции. Вообще-то, работники детсадов почти всегда являются женщинами (а тем паче, в Дагестане), и лишь какой-нибудь завхоз или сторож может быть сотрудником… Но было 11 часов дня, а значит, это точно не сторож. Остаётся завхоз, но для завхоза как-то он слишком дерзко мне стал предъявлять, что я вторгся на «запретную» территорию (напомню, что каких-либо дверей/ворот на моём пути не было). Это совсем не в традициях Дагестана, народ коего практически всегда дружелюбен и гостеприимен.

Перекрёсток улиц в Согратль

Перекрёсток четырёх улиц в Согратль. Справа вход в сквозной туннель, через который проходит одна из пешеходных артерий села.

И вот ещё один интересный факт. В середине 19 века царские войска сожгли сей аул, и жители переселились на 300-400 метров в другое место, чуть повыше (то бишь, сюда, где ныне стоит село). И тут не раз я встречал дома, где была указана дата конца 19 века:

 в Согратль дата его постройки

На стене дома в Согратль указана дата его постройки (как раз конец 19 века). Внизу арабский вариант (но исламский календарь отличается от европейского, по сему год там указан 1310).

Ну и, конечно, вызывает восхищение, что вскоре после пожара согратлинцы восстановили свой аул, а многие дома в красивом стиле…. Возможно, из-за обид на российские власти (что по их вине и сожжено село) согратлинцы славятся как непримиримые граждане. Ну и ещё, конечно, очень религиозное воспитание тоже сыграло свою роль. Тут всегда были известные на весь Дагестан медресе для обучения мальчиков исламским наукам.

Подобной повышенной религиозностью и нетерпимостью к власти (но в ещё большем масштабе, пожалуй) славится аул Гимры в Унцукульском районе.

туннель в Согратль

Очень узкий туннель с домом над ним в Согратль.

Перед попаданием на центральную площадь Согратля — то бишь, за 200 метров до главной (Джума) мечети — на кладбище имеется достаточно известное место паломничества — Зиярат Шейха Мухаммад Яраги (это могила сего шейха Мухаммеда), но по словам некоторых местных жителей, они это не почитают, а лишь Аллаха восхваляют и ему же молятся, а могилам поклоняться нельзя.

Сей Зиярат находится тут: 42.28109 46.99402 , и буквально в 10 -20 метрах в наличии ещё одно бросающееся в глаза захоронение, где погребён Сурхай Хан II Газикумухский (то бишь, родом из посёлка Гази-Кумух, ныне это Кумух — центр соседнего Лакского района), один из наиболее известных предводителей борьбы против царско-российского самодержавия. Вот на кадре его могила (там и табличка на стене).

Гробница Сурхай Хана-II в Согратль

Гробница Сурхай Хана-II Газикумухского в Согратль. Правда, насчёт истинного места его могилы я слышал и другие версии, ну это обычное явление.

А на Зиярат (с арабского это можно перевести как «паломничество к святым местам», например, к могилам) приезжают в основной своей массе жители южного Дагестана, где ислам вообще более светский характер имеет.
Также, посещение/совершение зияратов это больше наблюдается у суфийских течений в исламе, а в Согратле, как я понял, суфизм не в почёте. Хотя, очень большой процент попадавшихся мне суфиев (по всему Дагестану и вообще в других местах/странах) по факту оказывались очень набожными и регулярно (5 раз в день) совершающими намаз.

В мечети в Согратле календарь молитв

В главной (джума) мечети в Согратле висит сей календарь молитв на весь год. Относится именно к этому селу, в соседних может уже отличаться на минуту-другую. Подобные календари на весь год крайне редко мне попадаются в мечетях, что ещё раз намекает на повышенную религиозность согратлинцев.

Однако, окромя очень строгих мусульман мне в Согратле успели повстречаться и более либеральные люди, которые даже скорее атеисты, нежели сторонники строгого ислама.

Примерно в 1-1.5 км от Согратля к югу на противоположном холме-хребте имеется реконструированное крепостное укрепление, на коем также написано по-арабски имя Бога:

 укрепление Согратль

Историческое укрепление на соседнем с Согратль холме/хребте, и с надписью Аллах.

Комплекс Ватан напротив Согратль и дорога в Мегеб

Сей Мемориал Ватан дислоцируется по другую сторону местной главной реки, и почти по дороге на Мегеб. В нем стоят новоиспеченные башня и мечеть, и музей в этой 4-этажной башне. При спуске из Согратль вниз к трассе (да и с неё самой) сей мемориал хорошо видно. Кстати, сама эта дорога из/в Согратль половину пути идёт буквально по гребню хребта, с обоих сторон коего имеются виды на окрестности.

При спуске из Согратль видно комплекс Ватан

При спуске из Согратль по хребту видно, в том числе, и комплекс Ватан (он вдали чуть левее середины кадра).

По одной из главенствующих версий, именно тут (а по другим версиям, в нескольких км отсюда) произошло знаменитое сражение 1741 года между общей войсковой группировкой дагестанских народов (а их, как мы знаем, очень много) и войском иранского шаха Надира, припёршимся сюда для завоевания территорий и порабощения населения.
Вот народы Дагестана решили объединиться супротив персов и дать отпор. Не сразу это получилось, но в итоге справедливость восторжествовала.

Также недалеко от Ватан проходит дорога в аул Мегеб, в коем живут не аварцы и не лакцы (район которых сразу за хребтом к востоку), а даргинцы, но жители имеют какой-то свой особенный язык, немного схожий с даргинским (как говорили некоторые аварцы), но за века он сильно изменился (возможно, когда-то кто-то из даргинцев пришёл сюда и осел, основав село). Старых интересных домов в Мегебе мало (о чём мне сказали в Согратль), по сему, я не двинул туда. Хотя, с Мегеба тоже можно попасть в лакский райцентр Кумух, в направлении которого я потихоньку двигался, но дорога там хуже более основной, идущей через Шангода.

 с Согратль в сторону Ватан и Обох

А сей кадр с самого села Согратль примерно в ту же сторону (Ватан тут не видно, он остался справа), но ещё заметна дорога, ведущая наверх в аул Обох, с коего также имеется другая дорога в Мегеб, да и в Чох там по верху тоже можно проехать (по крайней мере, карты об этом утверждают).

Вот про интересные туннельные аулы Шангода и Бухты (самые крайние в Гунибском районе) будет отчёт в следующей серии.

Все другие рассекреченные дагестанские материалы можно найти в моей северокавказской рубрике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *